Политическая социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, реферат

Описание работы

1. Индивид как субъект политики
1.1. Особенности индивида как субъекта политики.
2. Сущность и содержание политической социализации
2.1. Назначение и основные концепции политической социализации.

Работа содержит 1 файл

Политическая социализация личности.docx

— 41.14 Кб (Скачать)

     Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и политической реальности стала предложенная в 1986 г. Ричардом Мерелманом [3] принципиально новая  модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее “горизонтальной” (lateral) политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между “равными” участниками процесса социализации на “горизонтальном” уровне. В “горизонтальной” социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели “вертикальной” социализации, где личность оказывалась своеобразным “концом” цепочки влияний.

     Филипп  Васбурн [4]считает, что эти модели политической социализации следует  рассматривать не как отдельные  и противостоящие друг другу концепции, а как взаимодополняющие подходы. Он предлагает следующую модель процесса политической социализации: стадии жизненного цикла, на которой находится индивид (детство, подростковый возраст, юношество, зрелость и старость), и агенты социализации (семья, в которой воспитывался индивид, школа, церковь, СМИ, семья самого индивида, его работа и политический опыт) представляют собой интерактивные системы. Между агентами социализации существуют комплексные взаимоотношения на всех стадиях жизненного цикла, и относительная значимость каждого из агентов социализации может варьироваться от одного периода жизненного цикла до другого. Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяются личными природными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре.

     Процесс политической социализации включает в  себя различные уровни, механизмы и

факторы. Самый широкий  — международный уровень, охватывающий

международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют

принятые в международном  сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение

распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов,

предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

     Социальный  уровень политической социализации  охватывает общество в целом

и большие социальные группы: классы, профессии, национально-этнические

общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как

государство, правительство, политические партии, социально-экономические

кризисы, безработица, уровень преступности в стране и  др.

Самый низкий — личностный уровень политической социализации, на котором

личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих

непосредственный  круг ее общения и оказывающих  прямое влияние на ее

политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической

социализации здесь  можно выделить подражание, внушение, заражение, которые

помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформировать

политическую идентификацию.

     Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы,

политической социализации личности играют важнейшую роль в  ее развитии. Они

могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность.

К непосредственным агентам политической социализации относятся политические

институты и организации (государство, политические партии, движения),

политические элиты  и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих

факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов

стремится контролировать и направлять политическое поведе­ние личности.

Агенты политической социализации выступают также способами  и средствами

выражения политической активности личности, ее политического  самоутверждения.

К числу агентов  политической социализации относятся  не только собственно

политические, но и  неполитические факторы: семья, группы сверстников,

церковь, система  образования, профессиональные и женские  организации,

культурные и спортивные объединения и т.д. Известно, например, какую

большую роль могут  сыграть группы популярных артистов или спортсменов при

агитации за или  против того или иного политического  лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и  СМИ, которые

оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их

называют четвертой  властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за

владение СМИ и  возможность их использовать в целях  политической

социализации.

Важную роль в  политической социализации личности играют и такие

неполитические факторы, как социально-экономические условия  и образ жизни

человека, национальные традиции и даже отдельные важные для жизни индивида

общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких  событиях, как

невыплата заработной платы, безработица, обман населения  со стороны

государства или  отдельных политических лидеров  и тд. В определенных

общественных ситуациях  неполитические факторы могут оказывать  на

политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели

собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого

и взаимосвязанного общества, где все политические и  неполити­ческие факторы

тесно переплетены.  

     В целом  же современная политология выделяет следующие основные функции политической культуры:

1) Идентификации  - политическая культура закрепляет  у человека сознание его принадлежности  к обществу, стране или определенной  социальной группе, помогает определить  возможные средства и способы  личных, групповых и общественных  интересов через институты и  механизмы политики;

2) Ориентации - обеспечивает  осмысленное восприятие человеком  политических явлений, помогает  ему лучше понять свое место  и возможности в сфере политики, успешнее реализовать свои права  и интересы в рамках конкретной  политической системы;

3) Адаптации (приспособления) - позволяет человеку приспособиться  к изменяющейся политической  обстановке, к новым возможностям, к тем или иным ограничениям  в политической деятельности;

4) Социализации - именно  в процессе усвоения политической  культуры своего общества человек  овладевает навыками и средствами, позволяющими отстаивать свои  интересы в политике (технологии  проведения выборов, “информационных  войн” и принятия политических  решений, разнообразные способы  давления на власть, навыки политического  анализа и участия в голосовании  и др.);

5) Стабилизации политической  жизни - именно политическая культура  способствует формированию у  членов общества благоприятного  отношения к существующей политической  системе и ее институтам;

6) Интеграции - объединяя  различные слои и группы общества  на основе общих идей, представлений  и ценностей, политическая культура  тем самым укрепляет единство  государства и общества;

7) Коммуникации - обеспечивает  взаимодействие институтов власти  и других субъектов политики (партий, движений, социальных слоев и  групп) на основе принятия ими  общих ценностей и “правил  игры” в политике, а также за  счет использования общих понятий  и символов;

8) Обновление политической  системы и политической жизни  общества - сформировавшиеся и утвердившиеся  в рамках политической культуры  новые идеи об изменении политического  устройства общества приводят  к созданию новых политических  институтов, процедур и механизмов (например, идеи конституционного  ограничения полномочий монарха,  разделения властей, всеобщего  избирательного права и др.);

9) Обеспечение преемственности  в политическом устройстве и  в политической жизни - политическая  культура добивается этого, соединяя  новые идеи с прежним политическим  опытом.  

§2. Проблемы формирования политической культуры

В Республике Беларусь в настоящее время в целом  стабильная политическая ситуация –  в нашем государстве нет противостояния между гражданами и властью, отсутствуют  какая-либо межэтническая конфронтация и напряженность на религиозной  почве. И тем не менее не все  так беспроблемно в политической сфере. Время от времени активизирует свою деструктивную деятельность оппозиция. Заслуживает пристального внимания тот факт, что в Беларуси до настоящего времени не сформировались мощные политические партии, способные взять на себя ответственность не только за идеологию, но и за будущее государства.

       Многие проблемы в Беларуси  в 90-е годы ХХ века проистекали  именно из-за того, что политической  деятельностью стали активно  заниматься не овладевшие азами  политической культуры люди –  журналисты, писатели, ученые-естествоиспытатели. Это они, став депутатами Верховного  Совета БССР, второпях приняли  позаимствованные на Западе законодательные  акты, не позволившие нашему государству  без серьезных потерь реформировать  экономику. Политическая социализация не сводится лишь к усвоению наличного политического опыта. Она предполагает формирование у субъекта собственной политической культуры, отражающей новые социальные реалии (иначе он не сможет предвосхищать политические события). Процесс политической социализации достаточно сложный и зависит от многих объективных и субъективных факторов. Так, на формирование политической культуры значительное влияние оказывает историческая эпоха, наличная политическая система, заинтересованность властных структур, а также самих граждан в политическом просвещении и образовании, технический уровень средств массовой информации и др. Если говорить о Беларуси, то формирование политической культуры органично связано с общим трансформационным процессом – переходным периодом от плановой к рыночной экономике, становлением государственных институтов, демократизацией общественной жизни.

Важнейшая задача –  формирование политической и правовой культуры у молодежи – не показной, митинговой, бравадной, а подлинной  культуры. Как себе представляет молодежь (в том числе студенческая) политику и политическую культуру? Зачастую, как несанкционированные митинговые страсти, уличные баталии, не подкрепленные  фактами претензии и громогласные публичные заявления по отношению  к власти. Получается, прав тот, кто  громче всех крикнул? Или же устроил  публичный политический скандал? Но это не политическая и не правовая культура. Это антикультура. И не следует заблуждаться на этот счет. Противостояние приводит общество к  хаосу, анархии и заканчивается, как правило, социальным взрывом. Сформированная же политическая культура не разобщает, а, наоборот, консолидирует общество.

Мы вступаем в  информационное общество, в век информационных технологий, в том числе – социальных, с помощью которых легко манипулировать общественным мнением. Чтобы не поддаться  на манипуляцию, адекватно оценивать  ситуацию, надо быть политически грамотным  человеком. Для этого и следует  формировать политическую и правовую культуру.

Жизнь убеждает нас  в том, что процесс формирования политической культуры у молодежи (политическую социализацию) нельзя пускать на самотек. Такой пренебрежительный подход к политической социализации был  характерен для 90-х годов прошлого века, и его последствия неутешительны. Кто же должен заниматься формированием  политической культуры у граждан  Беларуси – семья, школа, профсоюз, политические партии? Мы исходим из того, что формирование у индивида политической культуры – непрерывный  процесс, осуществляемый как государственными, так и общественными институтами. Он начинается в семье, продолжается в средней и высшей школе, производственных коллективах, общественных организациях, политических партиях и т.д.

На теоретическом, т.е. понятийно-категориальном уровне политическая культура личности формируется  лишь в процессе ее обучения в школе, вузе, систематической самостоятельной  работы над развитием интеллекта. С этой целью изучаются такие  дисциплины, как история, право, политология  и др. Но представляется важным отметить ту особую роль, которая в политической социализации личности принадлежит  философии. Это осознали еще древние  греки и римляне. Они считали  необходимым приглашать философов  в качестве воспитателей будущих  государственных сановников высшего  ранга.

Начиная с середины 80-х годов ХХ века активизировалась политическая жизнь, произошла резкая политизация общественного сознания. Однако уровень политического сознания и политической культуры не повысился. И на уровне теоретического, и на уровне обыденного сознания не хватает  масштабности, глубины осмысления политических реалий. Все это негативно сказывается  на практической работе наших профессиональных политиков. Поэтому требуется повышение  уровня теоретических разработок, преподавания политологии в учебных заведениях.

Информация о работе Политическая социализация личности