Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, реферат
1. Индивид как субъект политики
1.1. Особенности индивида как субъекта политики.
2. Сущность и содержание политической социализации
2.1. Назначение и основные концепции политической социализации.
Политическая социализация личности
1. Индивид как субъект политики
1.1.
Особенности индивида как
В своем реальном, повседневном
выражении политика всегда
Роль индивида в политике
Организуя совместную жизнь
Государство
остается внешней для индивидуальной
жизни силой, обладающей по отношению
к личности важнейшими принудительными
прерогативами, правами и полномочиями.
Однако и человек в ряде демократических
стран становится высшей социальной
ценностью политических отношении,
направляя государственною
2. Сущность и содержание политической социализации
2.1. Назначение и
основные концепции
Осмысление
и самостоятельное участие
Концепция
политической социализации стала активно
разрабатываться в США с конца
50-х годов. Ее появление было вызвано
кризисом традиционных институтов политической
системы западного общества, которые
уже не могли обеспечивать добровольное
принятие новыми поколениями декларируемых
демократических ценностей. Кризис
был реакцией индивидуального и
массового сознания на растущую коррумпированность
власти, ее неспособность удовлетворять
новые потребности новых
Становление концепции политической социализации происходило под влиянием различных научных школ и направлений. Однако процесс вхождения человека в политику чрезвычайно сложен и опосредован огромным числом факторов. Выбор той или иной модели политической социализации диктуется типом господствующей в обществе политической культуры, которая предписывает определенную схему отношений власти и личности.
В западной классической политической мысли отношения власть - индивид трактовались двояко в зависимости от определения природы человека. Согласно первой точке зрения, которая восходит к Платону и Аристотелю, а затем была фундаментально представлена Т. Гоббсом, человек есть существо эгоистичное и властолюбивое. Необходимость подчинения власти Т. Гоббс обосновывал тем, что в природе человека заложено «вечное и бесконечное желание все большей и большей власти, желание, которое прекращается лишь со смертью». Вследствие этого естественным условием нормального функционирования общества является правление просвещенного меньшинства. Большинство, лишенное элементарных знаний и управленческих навыков, должно подчиняться элите. Поэтому, согласно данной точке зрения, в основе политической социализации лежит модель «подчинения» индивида власти и усвоение им целей и ценностей, декларируемых правящим режимом.
Иную точку зрения на проблему взаимоотношений власти и индивида отражает модель «интереса», в которой потребности и интересы личности ставятся выше интересов государства. Ее разрабатывали А. Смит, Г. Спенсер и другие мыслители, рассматривавшие человека как существо рациональное, движимое во всех своих поступках интересом. Стремление к реализации собственных интересов заставляет индивидов осознавать выгоду от объединения своих усилий в удовлетворении личных потребностей. Государство стало необходимым только как социальный институт, реализующий преимущества кооперации индивидуальных интересов и обеспечивающий порядок при их осуществлении.
Эти идеи были положены в основу современной концепции политической социализации, в которой существует две версии данного процесса, соответствующие двум классическим подходам в трактовке личности в политике. В результате по-разному трактуется и сущность процесса политической социализации, и ее технология.
Первая версия политической социализации исходит из модели «подчинения». К этой версии тяготеют бихевиористы Ч. Мерриам, Г. Лассуэл и создатели системного подхода к политике Д. Истон, Дж. Деннис, Г. Алмонд, С. Верба, К. Дойч. С работами последних исследователей связан наиболее существенный вклад в концепцию политической социализации в 60-х годах XX в. Они рассматривали политическую социализацию в качестве процесса воздействия политической системы на индивида с целью создания у него положительных установок на систему. Данное понимание вытекает из трактовки личности как элемента политической системы, который не является целью политики, а служит лишь средством поддержания системного равновесия.
Вторая
версия политической социализации
разрабатывалась в рамках теории
конфликта (М. Вебер, Г. Моска, Ф. Паркин,
У. Гуд, П. Блау), теории плюрализма (Р. Даль,
В. Хорт) и теории гегемонии (Р. Милибенд,
Р. Даусон, К. Превитт). Сторонники этой
версии выводят сущность политической
социализации из взаимодействия власти
и индивида. Последний не является
пассивным объектом влияния политической
системы: его активность во взаимодействии
с властью обусловлена
В рамках первой версии политической социализации рассмотрим теорию «политической поддержки» уже упоминавшихся нами Д. Истона и Дж. Денниса - теории, которая оказала существенное влияние на развитие всей концепции и претендовала на универсальность, т. е. практическое использование данной модели во всех западных странах.
Теорию «политической поддержки» следует рассматривать в более широком контексте, а именно с точки зрения способности политической системы поддерживать стабильность и динамическое равновесие посредством взаимообмена с окружающей средой (с экономической, социальной, культурной системами). Взаимодействие политической системы с окружающей средой происходит через механизм «входа - выхода». На «вход» системы поступают требования и поддержка, а на «выходе» они воплощаются в политические решения и действия власти.
Силовыми методами добиться принятия политических целей и ценностей, как показала практика, невозможно, поэтому новый метод стабилизации системы был призван помочь людям добровольно принять политические цели. Это оказывается возможным в том случае, если система способна создавать и поддерживать веру индивидов в легитимность и законность власти. Иначе говоря, добиться поддержки граждан политическая система может, лишь задавая психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе культуры. Положительная установка личности на систему формируется под воздействием агентов социализации, учитывающих индивидуальный уровень зрелости.
Несмотря на имеющиеся расхождения, политологи согласны в том, что основными
качественными этапами политической социализации являются первичная и
вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст,
наличие политического опыта и уровень политической идентификации личности.
Первичная
политическая социализация
Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается уже
с 3 лет. При этом базовые детские впечатления играют важную роль в
рассматриваемом процессе.
Они связаны с началом
ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы политической
социализации личности с 3 до 13 лет.
• Политизация —
характеризуется
политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и
близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и
чувств по вопросам политической жизни.
• Персонализация —
ребенок персонифицирует
Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные
политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например, президента
страны, полицейского, которых он часто видит на экране телевизора или на
улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается
определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к
представителям власти.
• Идеализация — тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в
политической жизни, приписываются только позитивные качества и свойства, т.е.
они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической
поддержке представителей власти.
• Институционализация — по мере накопления политического опыта и
представлений, по мере усложнения образа политической картины мира
осуществляется переход от персонифицированного представления о власти и
политики к надличностному, институциональному уровню. Формируется осознание
политической системы как сложного образования, включающего государство,
партии, органы правосудия, полицию итд.
Представленная модель политической социализации личности относится к
направлению, которое получило название политической поддержки власти и
которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели
политическая социализация ребенка происходит таким образом, что развивающаяся
личность без особых
проблем «вписывается» в
Однако более или менее сносно такая модель может функционировать лишь в
стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности
политическая социализация осуществляется не только посредством сознательного
и добровольного принятия и поддержки существующего политического строя, но и
путем его критики, в конфликтной форме. В таком случае особая роль
принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения
между ребенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы