Политическая социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, реферат

Описание работы

1. Индивид как субъект политики
1.1. Особенности индивида как субъекта политики.
2. Сущность и содержание политической социализации
2.1. Назначение и основные концепции политической социализации.

Работа содержит 1 файл

Политическая социализация личности.docx

— 41.14 Кб (Скачать)

 Политическая  социализация личности

1.                 Индивид как субъект политики

1.1.           Особенности индивида как субъекта  политики.

       В своем реальном, повседневном  выражении политика всегда представляет  собой совокупность различного  рода действий (акций) и взаимодействий (интеракций) конкретных субъектов  (акторов) в сфере их конкурентной  борьбы за государственную власть. Чаще всего в качестве критериев  выделения политических субъектов  называются либо их конкретные  действия в данной сфере, либо  степень их реального влияния  на принятие политических решений  и их реализацию и государственную  политику в целом, либо степень  их организационной оформленности.  Если же руководствоваться наиболее  широким и прагматичным подходом, то под субъектами (акторами) политики  можно понимать всех тех, кто  принимает реальное участие во  властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния  на принимаемые им решения  и характер реализации государственной  политики. Каждый из действующих  субъектов способен применять  специфические способы и методы  воздействия на центры принятия  политических решений, а следовательно,  обладает и собственными возможностями  влияния на власть и относительно  самостоятельной ролью в формировании  и развитии самых разных политических  процессов. Как известно, в политике  действует множество всевозможных  субъектов. Однако к основным  можно отнести лишь субъекты  трех типов: индивидуального (микроактора), группового (макроактора) и институционального (организационного актора).

       Роль индивида в политике крайне  специфична. По сути дела, олицетворяя  статус человека как относительно  самостоятельного и свободного  существа, чьи интересы и возможности  так или иначе противостоят  обществу и государству, индивид  (личность) символизирует смысл и  ценность любой коллективной  деятельности. В этом плане отношения  государства и индивида выражают  отношения власти и человека  — этих двух противоположных  начал социальной жизни и двух  самостоятельных источников общественной  власти.

       Организуя совместную жизнь людей,  государство тем не менее всегда  выступает как начало подавления  и принуждения людей к поддержанию  определенных политических порядков  и форм поведения. Государство  — это символ повиновения и  принуждения человека к обязательному  для него поведению и в этом  смысле является агентом неизбежного  ограничения его свободы и  прав. Со своей стороны, индивид  выступает как начало свободного  и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания  к государству, связывая с ним  возможности реализации своих  интересов и перспективы, человек  все же остается тем существом,  которое обладает собственной  программой жизнеутверждения и  самовыражения. И если государство  способно избрать любой путь  своей эволюции, то человек всегда  будет стремиться к защите  собственного достоинства и свободы,  счастья и жизни.

     Государство остается внешней для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению  к личности важнейшими принудительными  прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократических  стран становится высшей социальной ценностью политических отношении, направляя государственною политику 

2. Сущность и содержание  политической социализации

2.1. Назначение и  основные концепции политической  социализации.

     Осмысление  и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие  у нее политических знаний, опыта, культуры. Они помогают ей, как политическому  субъекту, эффективно исполнять политические роли и функции, не становясь заложником политических игр различных сил. Люди не рождаются с заранее усвоенным  политическим опытом и культурой, а  приобретают их на протяжении всей своей жизни. То же можно сказать  и о группе как субъекте политики. Процесс усвоения индивидом, группой  ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и  позволяющих эффективно выполнять  политические роли и функции и  тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.

     Концепция политической социализации стала активно  разрабатываться в США с конца 50-х годов. Ее появление было вызвано  кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, которые  уже не могли обеспечивать добровольное принятие новыми поколениями декларируемых  демократических ценностей. Кризис был реакцией индивидуального и  массового сознания на растущую коррумпированность власти, ее неспособность удовлетворять  новые потребности новых социальных групп, появившихся в постиндустриальном обществе.

     Становление концепции политической социализации происходило под влиянием различных  научных школ и направлений. Однако процесс вхождения человека в  политику чрезвычайно сложен и опосредован  огромным числом факторов. Выбор той  или иной модели политической социализации диктуется типом господствующей в обществе политической культуры, которая предписывает определенную схему отношений власти и личности.

В западной классической политической мысли отношения власть - индивид трактовались двояко в  зависимости от определения природы  человека. Согласно первой точке зрения, которая восходит к Платону и  Аристотелю, а затем была фундаментально представлена Т. Гоббсом, человек есть существо эгоистичное и властолюбивое. Необходимость подчинения власти Т. Гоббс обосновывал тем, что в  природе человека заложено «вечное  и бесконечное желание все  большей и большей власти, желание, которое прекращается лишь со смертью». Вследствие этого естественным условием нормального функционирования общества является правление просвещенного  меньшинства. Большинство, лишенное элементарных знаний и управленческих навыков, должно подчиняться элите. Поэтому, согласно данной точке зрения, в основе политической социализации лежит модель «подчинения» индивида власти и усвоение им целей  и ценностей, декларируемых правящим режимом.

     Иную  точку зрения  на проблему взаимоотношений  власти и индивида отражает модель «интереса», в которой потребности  и интересы личности ставятся выше интересов государства. Ее разрабатывали  А. Смит, Г. Спенсер и другие мыслители, рассматривавшие человека как существо рациональное, движимое во всех своих  поступках интересом. Стремление к  реализации собственных интересов  заставляет индивидов осознавать выгоду от объединения своих усилий в  удовлетворении личных потребностей. Государство стало необходимым  только как социальный институт, реализующий  преимущества кооперации индивидуальных интересов и обеспечивающий порядок при их осуществлении.

     Эти идеи были положены в основу современной  концепции политической социализации, в которой существует две версии данного процесса, соответствующие  двум классическим подходам в трактовке  личности в политике. В результате по-разному трактуется и сущность процесса политической социализации, и ее технология.

     Первая  версия  политической социализации исходит из модели «подчинения». К  этой версии тяготеют бихевиористы Ч. Мерриам, Г. Лассуэл и создатели  системного подхода к политике Д. Истон, Дж. Деннис, Г. Алмонд, С. Верба, К. Дойч. С работами последних исследователей связан наиболее существенный вклад  в концепцию политической социализации в 60-х годах XX в. Они рассматривали  политическую социализацию в качестве процесса воздействия политической системы на индивида с целью создания у него положительных установок  на систему. Данное понимание вытекает из трактовки личности как элемента политической системы, который не является целью политики, а служит лишь средством  поддержания системного равновесия.

     Вторая  версия  политической социализации разрабатывалась в рамках теории конфликта (М. Вебер, Г. Моска, Ф. Паркин, У. Гуд, П. Блау), теории плюрализма (Р. Даль, В. Хорт) и теории гегемонии (Р. Милибенд, Р. Даусон, К. Превитт). Сторонники этой версии выводят сущность политической социализации из взаимодействия власти и индивида. Последний не является пассивным объектом влияния политической системы: его активность во взаимодействии с властью обусловлена интересами, способностью действовать осознанно, поддержкой этноса, класса, политической партии, частью которых он может  выступать.

     В рамках первой версии политической социализации рассмотрим теорию «политической поддержки» уже упоминавшихся нами Д. Истона и Дж. Денниса - теории, которая оказала  существенное влияние на развитие всей концепции и претендовала на универсальность, т. е. практическое использование данной модели во всех западных странах.

     Теорию  «политической поддержки» следует  рассматривать в более широком  контексте, а именно с точки зрения способности политической системы  поддерживать стабильность и динамическое равновесие посредством взаимообмена с окружающей средой (с экономической, социальной, культурной системами). Взаимодействие политической системы с окружающей средой происходит через механизм «входа - выхода». На «вход» системы поступают  требования и поддержка, а на «выходе» они воплощаются в политические решения и действия власти.

                          Силовыми методами добиться принятия политических целей и ценностей, как показала практика, невозможно, поэтому новый метод стабилизации системы был призван помочь людям добровольно принять политические цели. Это оказывается возможным в том случае, если система способна создавать и поддерживать веру индивидов в легитимность и законность власти. Иначе говоря, добиться поддержки граждан политическая система может, лишь задавая психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе культуры. Положительная установка личности на систему формируется под воздействием агентов социализации, учитывающих индивидуальный уровень зрелости.

Несмотря на имеющиеся  расхождения, политологи согласны в  том, что основными

качественными этапами  политической социализации являются первичная  и

вторичная стадии. В  основе их различия лежат такие основания, как возраст,

наличие политического  опыта и уровень политической идентификации личности.

     Первичная  политическая социализация характерна  для дет­ского возраста.

Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что  она начинается уже

с 3 лет. При этом базовые  детские впечатления играют важную роль в

рассматриваемом процессе. Они связаны с началом социальной идентификации

ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы политической

социализации личности с 3 до 13 лет.

• Политизация —  характеризуется непосредственным восприятием

политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и

близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и

чувств по вопросам политической жизни.

• Персонализация —  ребенок персонифицирует политическую власть.

Политическая система  осознается и олицетворяется для  ребенка через определенные

политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например, президента

страны, полицейского, которых он часто видит на экране телевизора или на

улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка  складывается

определенное представление  о том, как следует вести себя по отношению к

представителям власти.

• Идеализация —  тем фигурам, которые наиболее важны  и заметны в

политической жизни, приписываются только позитивные качества и свойства, т.е.

они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической

поддержке представителей власти.

• Институционализация  — по мере накопления политического  опыта и

представлений, по мере усложнения образа политической картины  мира

осуществляется переход  от персонифицированного представления  о власти и

политики к надличностному, институциональному уровню. Формируется  осознание

политической системы  как сложного образования, включающего  государство,

партии, органы правосудия, полицию итд.

Представленная модель политической социализации личности относится  к

направлению, которое  получило название политической поддержки  власти и

которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В  этой модели

политическая социализация ребенка происходит таким образом, что развивающаяся

личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся  политическую систему.

Однако более или  менее сносно такая модель может  функ­ционировать лишь в

стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности

политическая социализация осуществляется не только посредством  сознательного

и добровольного  принятия и поддержки существующего  полити­ческого строя, но и

путем его критики, в конфликтной форме. В таком  случае особая роль

принадлежит семье  и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения

между ребенком и  официальной властью. Причины такой  конфликтной формы

Информация о работе Политическая социализация личности