Политическая социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, реферат

Описание работы

1. Индивид как субъект политики
1.1. Особенности индивида как субъекта политики.
2. Сущность и содержание политической социализации
2.1. Назначение и основные концепции политической социализации.

Работа содержит 1 файл

Политическая социализация личности.docx

— 41.14 Кб (Скачать)

политической социализации могут носить экономический, социальный, расовый,

этнический, религиозный  и другой характер. Семья вообще является самым

первичным условием политической социализации. Именно здесь  формируется

основа политических установок и взглядов личности. Семейный уклад,

социальный статус семьи, ее нравственные характеристики иг­рают важнейшую

роль в способах и направленности политической социализации личности.

Помимо семьи в  стадии первичной социализации большое  влияние на личность

оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек

ориентирует свое поведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее

окружение, которые  пользуются авторитетом у личности и с которых она берет

пример. Если в начальный  период развития ребенка первостепенное влияние на

его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека

значение референтных  подростковых групп, как правило, возрастает. Среди

других институтов и групп политической социализации следует назвать

дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и  др.

     Вторичная  политическая социализация начинается  с того времени, когда

заканчивается базовая  политическая идентификация личности. К этому периоду у

человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки,

представления и  нормы, которые дают ему возможность  самостоя­тельно и

конструктивно выполнять  свои политические роли. Личность уже  вполне способна

выступать сознательным субъектом политики, способна независимо от группового

мнения и давления сформулировать собственную точку  зрения и действовать в

соответствии со своей политической позицией.

Вторичный этап политической социализации личности про­должается  на протяжении

всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость

индивида, но и время  завершения активного участия в  общественно-политической

жизни. 

Политическая социализация носит, таким образом, динами­ческий  характер в силу

постоянного изменения  всей совокупности социокультурных, в  том числе и

политических, факторов, которое влечет за собой возникновение  новых

политических ценностей  и установок личности. Непрерывность  и динамичность

процесса политической социализации личности — харак­теристики  объективные и

необходимые для  ее развития. Для того, чтобы жить нормальной политической

жизнью, человек должен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех

отношениях и в  полной мере образами, чувствами и  ценностями прошлой жизни, —

это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что  нормальная личность

каждый день должна менять свои ценностные ориентации в  политике или вообще

отказываться от своих стержневых политических убеждений. Другими словами,

политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется

динамическим равновесием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к

новым политическим условиям, вместе с тем активно  воздейству­ет на них, не

теряя своей политической самоидентификации.

Стадии  политической социализации личности 

I. Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида.

Согласно последнему, процесс развития личности включает три стадии, связанные

с принятием на себя роли других людей:

1) имитация — дети  копируют поведение взрослых, пока  не понимая его;

2) игровая стадия  — дети осознают свое поведение  как ис­полнение

определенных ролей  взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.);

3) стадия коллективных  игр — дети учатся осознавать  ожидания не только

близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и

стандартам других людей.

Согласно этой теории |в процессе социализации происходит обучение человека

социальным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную

систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы  поведения в

процессе ее общения  со значимыми для нее. Основной общностью  первичной

социализации является семья, хотя на уровне семьи социализация не

заканчивается. Она  представляет собой постоянный процесс  при­способления

человека к существующим в обществе ценностным образцам поведения.

Вторая причина  трудностей в создании единой концепции  политической

социализации личности носит социокультурный характер. На политическую

социализацию большое  влияние оказывает конкретный социокультурный  контекст

развития личности, прежде всего та политическая культура, в рамках которой

происходит политическая социализация. Кроме того, на политическую

социализацию личности влияют разнообразные и разнокачественные  факторы:

характер социальной стратификации общества, система  образования и

воспитания, национально-этнические особенности, религиозные верования  и т.д.

Поэтому и невозможно создать хорошо сбалансированную общую  для всех стран

теорию политической социализации личности,

В советское время партия коммунистов была единственной

«руководящей и  направляющей силой общества», охватывающей своим влиянием и

контролем деятельность всей системы политического воспитания и образования —

от университетов  марксизма-ленинизма до политических кружков пенсионеров

ЖЭКа, а также и  такие важнейшие институты политической социализации, как

дошкольные учреждения, школы, вузы, производственные коллективы, армия.

Теперь же при  наличии огромного числа конкурирующих  и часто маловлиятельных

политических партий и организаций политическая социализация осуществляется

стихийно и противоречиво. Основным ее типом является конфликтный.  

2.2. Характеристика политической  социализации.

Политическая социализация, как отмечалось, представляет собой  процесс взаимодействия власти и  индивида, отражающий уровень политической самостоятельности участников политической жизни. С одной стороны, политическая социализация отражает меру перехода требований и предписаний политической системы во внутреннюю структуру  личности в форме усвоенных ею политических ролей и функций, принятых ценностей и стандартов политической жизни. С другой стороны, она характеризует  сформированность политических позиций  индивида, позволяющих избирательно усваивать предлагаемые властью  политические цели и ценности. Взаимодействия власти и индивида могут быть основаны на диалоге, консенсусе или конфликте, что обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее.В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются несколько типов политической социализации.

Гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурной однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Подобным образом можно охарактеризовать британо-американскую культуру. Власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь.

В странах Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойственен опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Существование   значительного   числа   разнородных   субкультур предполагает   первоначальную   политическую   социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы или партии. Однако наличие конфессионально-культурного многообразия не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря существованию единого культурного «кода», представленного ценностями либеральной цивилизации (свободой, частной собственностью, индивидуализмом, правами человека, демократией, плюрализмом и т. д.), соответствующего высокому уровню жизни большинства социальных групп. Приверженность идеалам либерализма исторически обеспечивала способность индивида воспринимать ценности иных политических субкультур,  подвижность и изменчивость политических пристрастий.

Общества незападной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени всегда затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. В этих обществах высока степень политического насилия из-за значительной культурной неоднородности. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни происходило и происходит, как правило, до сих пор в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур.

Западные авторы выделяют еше гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно за счет признания им ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), ценностей определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, фашизма или либерализма). Этот тип политической социализации характерен скорее для закрытых политических систем, которые не приемлют иных ценностей. Так осуществлялась политическая социализация в России в советское время, в странах социалистической системы, и некоторых странах Азии и Африки.

Основные  направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение “агентов”, влияющих на процесс социализации, и в третьих, исследование продукта, который получается на “выходе” процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки. 

Процесс политической социализации, в рамках бихевиористской  парадигмы, преобладавшей в политической науке в тот период, интерпретировался  как воздействие политической среды  на личность путем передачи определенных моделей поведения через систему  организованных общественных институтов и ценностей. При этом социализируемые  индивиды или группы являются пассивными объектами социализации, а сам  процесс социализации предполагает “вертикальные” отношения между социализирующими и социализируемыми. Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в частности, в нем выделялась латентная стадия (т.е. процесс неполитического научения, впоследствии влияющий на политическое поведение индивида) и стадия прямой политической социализации (процесс ретрансляции собственно политических ценностей и информации).

     Среди агентов социализации на начальном  этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум –  семье и группе сверстников. Многие ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой  политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом  на этапе латентной политической социализации.

     На  фоне политических перемен, произошедших в мире в конце ХХ века, изменились и теоретические подходы к  определению политической социализации. Так, в последние десятилетия  прошлого века социализация теряет свой “вертикальный” характер в связи  с тем, что в традиционных обществах  появляются черты модернизации. Например, одной из таких черт становится снижение роли авторитета возраста – более  старший возраст родителей, учителей и т.д. не становится основанием для  уважения и подражания; то же самое  происходит и в отношении родства  – роль родственных связей снижается. Кроме того, социализационный процесс  идет не только в “одну сторону” - от социализирующих агентов к  социализируемым, от старшего поколения  к младшему – но и наоборот - сейчас есть данные о том, что молодые люди ретранслируют свои собственные политические ориентации родителям.

Информация о работе Политическая социализация личности