Политическая социализация личности - важнейшая функция политической культуры

Автор: Юлия Гудкова, 24 Ноября 2010 в 00:05, реферат

Описание работы

Целью данной работы изучить политическую социализацию личности как одну из важнейших функций политической культуры. В данной работе для достижения цели ставлю задачи:

1. Исследовать, в чем выражается сущность политической социализации.

2. Проанализировать задачи, содержание и особенности политической социализации.

3.Выделить политические факторы и функции социализации, этапы и основные типы (модели) политической социализации личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…. 3


ГЛАВА 1. Сущность политической социализации – одной из важнейших функций политической культуры………………………………….5



1.1 Задачи, содержание и особенности политической социализации………... 5

1.2 Политические факторы и функции социализации …………………………7


ГЛАВА 2. Этапы политической социализации личности……………………..9

ГЛАВА 3. Основные типы (модели) политической социализации

личности………………………………………………..………..…16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………………………………………………………..…20


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….………… 22

Работа содержит 1 файл

Политология реферат.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      Целенаправленная  политическая  социализация  американцев  начинается с первых лет обучения и продолжается затем годы. В начальной  школе детей знакомят с самыми простыми понятиями,  олицетворяющими  власть,   —   «полицейский», президент», «генерал», «начальник» и т.д. Дети знакомятся с национальной государственной символикой — гербом, флагом, гимном, получают представления о нормах общественного поведения (уважительное отношение к мнению других, выборы одноклассников в органы самоуправления и т.д.). По мере перехода к следующей ступени образования процесс социализации усложняется. Уже в средней школе учащиеся получают представления об американской конституции, правах и свободах человека, выдающихся политических лидерах и исторических деятелях. Продолжается социализация в университетах и колледжах, в которых одним из образовательных предметов является политология. Социализация на этом этапе призвана «устранить» элементы правового нигилизма и экстремизма политического сознания. В дальнейшем учащиеся получают знания влияющие на их политический выбор, из курсов сравнительной политологии, философии, социологии, истории. Результатом такой социализации является американизированный,  патриотично  настроенный гражданин, гордящийся своей историей и политической  системой.[4,382]

        В Западной Европе проблемы  политической социализации со  всей остротой встали в странах,  переходивших от тоталитаризма   и авторитаризма к демократии. Так, в послевоенной Германии защищающаяся демократия долгое время оставалась весьма нестабильной в силу неукорененности в массовом сознании демократиях ценностей. Американские оккупационные власти, обеспокоенные возможностью реставрации авторитарного режима, предприняли беспрецедентный эксперимент по модернизации системы ценностей немцев. С этой целью была разработана специальная программа, которая предусматривала реформу среднего и высшего образования  (увольнение   значительной   части   преподавателей, переподготовку   оставшихся,   выпуск   новых   учебных   пособий т.п.), а также массовое издание литературы, пропагандирующей демократические ценности. Однако проведенные через несколько социологические опросы показали низкую результативность предпринятых мер по «перековке» немецкой политической культуры. Сдвиги в политической культуре западных немцев в сторону демократических ориентации обозначились лишь в конце 60-х — начале 70-х гг. Экономический кризис середины 70-х, один из наиболее тяжелых в истории ФРГ, не смог подорвать легитимность социальной и политической системы, что свидетельствовало об упрощении представлений о демократии в западногерманской политической культуре. В современной Германии продолжает действовать мощная и достаточно эффективная система политической социализации.

      В Испании кризис социализации возник после падения франкистского режима. Большинство испанцев из-за своей аполитичности имели смутные представления о государственном устройстве, не  интересовались политикой и даже не обсуждали политических событий, отсутствовала элементарная культура чтения газет. Семья и сверстники в силу своей аполитичности не могли выступать в качестве агентур социализации. Преодоление подобного наследия, так же, как и в Германии, оказалось сложным и длительным.

      В современной России, когда в результате смены политического режима прежняя система ценностей оказалась дискредитирована, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании, перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие ценности могу? стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние? [4,383]

      Другой  серьезной проблемой политической социализации в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не отвечают новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования:

    • знакомство и освоение политического опыта других стран;
    • изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов;
    • адаптации зарубежного опыта к российским традициям.

      Однако  формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного  и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

        Политическая культура включает  в себя многообразные компоненты. К ним относятся: политический  опыт, политические ориентации, политические мифы, политические символы, политическая социализация, модели политического поведения. Политическая культура определяет качественную сторону политической системы, специфику функционирования и эффективность ее деятельности.

      Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социально-политического опыта соответствующие позиции и деятельность индивидуума постоянно видоизменяются или упрочняются. Политическая социализация может принимать форму явной или скрытой передачи опыта.

      Политическая социализация, направляемая государственными органами и партиями, имеет определенную классовую, политическую, моральную, эстетическую и этическую направленность, ставит своей задачей формирование «избирателя» с определенной политической культурой и направленностью.

      Практически в любом обществе индивиды и группы приобщаются к системе ценностей, политических ориентации, приемлемым формам политического поведения. Этот процесс получил название политической социализации. В зависимости от целей выделяют системную, гегемонистскую, плюралистическую и конфликтную модели политической социализации. Преобладание одной из четырех моделей зависит от типа политической системы и характера политической культуры.

      Процесс политической социализации имеет исторический характер, который определяется спецификой цивилизационного развития, расстановкой социальных и политических сил, особенностями  политической системы, а также своеобразием восприятия всех этих факторов каждым индивидуумом. 
 
 

      Политическая  социализация личности осуществляется в несколько этапов:

      1.политизация

      2.персонализация

      3.идеализация

      4. институализация

      Политическая  социализация носит неравномерный, неравнозначный характер, отражает различную интенсивность взаимодействия личности с политическими структурами. Результативность политической социализации личности зависит от степени политического влияния на нее, а также от опережающего развития политической культуры, которая задает необходимый алгоритм политическому развитию личности.

       Таким образом, политическая социализация —  это процесс одновременного обретения и утраты человеком политических свойств, симбиоз социализации и десоциализации субъекта политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Клюев А.В., Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология. СЗАГС. 2007,  - с.211-213
  2. Основы политической социологии: учебник/ Под ред. Ж.Т. Тощенко.- М- Нижний Новгород. 1998, с.134
  3. Пугачев В.П  Соловьев А.И. Введение а политологию. - М. 2000, - с.325-326
  4. Политология /Под ред. М. А. Василика.- М. 2007, - с.379-381
  5. Политология: учебник/Председатель совета Медведев Д.А.-М. РАГС. 2002, с.209, 331-334

Информация о работе Политическая социализация личности - важнейшая функция политической культуры