Политическая социализация личности - важнейшая функция политической культуры

Автор: Юлия Гудкова, 24 Ноября 2010 в 00:05, реферат

Описание работы

Целью данной работы изучить политическую социализацию личности как одну из важнейших функций политической культуры. В данной работе для достижения цели ставлю задачи:

1. Исследовать, в чем выражается сущность политической социализации.

2. Проанализировать задачи, содержание и особенности политической социализации.

3.Выделить политические факторы и функции социализации, этапы и основные типы (модели) политической социализации личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…. 3


ГЛАВА 1. Сущность политической социализации – одной из важнейших функций политической культуры………………………………….5



1.1 Задачи, содержание и особенности политической социализации………... 5

1.2 Политические факторы и функции социализации …………………………7


ГЛАВА 2. Этапы политической социализации личности……………………..9

ГЛАВА 3. Основные типы (модели) политической социализации

личности………………………………………………..………..…16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………………………………………………………..…20


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….………… 22

Работа содержит 1 файл

Политология реферат.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      Второй  этап — персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

      На  третьем этапе — этапе идеализации — важнейшим политическим фигурам приписываются определенные качества и на их основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к политической системе.

      Четвертый этап, получивший название институционального характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладывают представления об институтах власти. [4,380]

      С психологической точки зрения в процессе взросления ребенок проходит три фазы когнитивно-морального развития. На до конвенциональном уровне проявляется эгоцентризм, а затем индивидуализм. На конвенциональном уровне осознается связь индивидуума с обществом. На постконвенциональном уровне вырабатывается моральная оценка, позволяющая интегрироваться в общество и критиковать его.

      Характер  политической социализации зависит  от социокультурной среды, принадлежности к тому или иному поколению, классовой принадлежности. Под воздействием настроений и взглядов, преобладающих в семье, политические предпочтения, нормы, ценности часто «закладываются» на всю жизнь, отличаются стойкостью. 

      Значительная  часть политического воспитания и обучения детей протекает в  школе, период прохождения в которой составляет вторичный этап политической социализации. За это время происходит изучение и усвоение учащимися в той или иной мере основных общепринятых политических ценностей и взглядов, получение ими начального опыта социальной практики, особенно через участие в деятельности молодежных организаций.

      Изучение  особенностей политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие пoнятия, как «власть», «свобода», «права человека»), нежели мышление 11-летних детей (носящее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период начинают складываться  представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целей и  действий отдельных политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышлениям носятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок (см.: Шестпал Е.Б. Личность и политика. М., 1988. С. 124). [4,380]

      Очередной этап политической социализации целесообразно  связывать с возрастом от 18 до 30 лет. Вступая в этот период своего развития, молодые люди получают право участвовать в выборах и быть избранными в различные представительные органы, что влияет на их отношение к политике. Они также получают более глубокие познания в области политики благодаря учебе в институте, последующей профессиональной деятельности и т. д.

      Политическая  социализация продолжается и с достижением  людьми зрелого возраста. На их политическое поведение, кроме общих факторов, в значительной степени влияют жизненный опыт, наличие детей, устоявшиеся политические ориентации. 

      Социализирующие факторы воздействуют и на людей  пенсионного возраста. Некоторые из них начинают живее, чем прежде, интересоваться политическими событиями. Многие пенсионеры получают определенное удовлетворение от возможности хотя бы минимального участия в общественной жизни, передачи своего политического и жизненного опыта молодежи.

      В процессе политической социализации возрастает роль средств массовой информации. Сегодня СМИ способны воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени. В известном смысле СМИ — кратчайший путь политической социализации. Так, повсеместно наблюдается тенденция к повышению роли телевидения и компьютерных технологий в политической социализации. [5,335]

      Сформированные  в детские и юношеские годы политическим предпочтения и установки  являются наиболее устойчивыми, Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает сколько-нибудь серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоцализации) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами и даже разрушением структуры личности. [4,380]

      Политические  ценности, традиции, образцы поведения  и прочие элементы политической культуры осваиваются человеком непрерывно, и процесс этот может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью.

      Таким образом, политическая социализация —  это процесс одновременного обретения и утраты человеком политических свойств, симбиоз социализации и десоциализации субъекта политики. В силу этого и уровень политической социализированности человека не может оставаться неизменным, особенно при качественных изменениях политической системы, эволюции ее ценностей и требований к политическому поведению субъектов. Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей (поскольку, к примеру, лидер и рядовой избиратель не могут руководствоваться одними и теми же образцами  политического поведения), а также от деятельности основных (агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих трех переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации. [3,325]

      Выделяются  так же различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация — это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация — это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.). [4,379]

      В процессе социализации участвуют и  взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант или, собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации т.п.); агенты социализации (социализаторы) или непосредственные «проводники» социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.) [4,381]

      Политическая социализация не всегда происходит прямолинейно. Отношение человека к политическим нормам и ценностям может колебаться от их адекватного принятия до частичного или полного непринятия и даже отрицания.

Данные  тенденции находят свое отражение  в таких процессах, как:

-   политизация;

-  деполитизация;

-   политическая ресоциализация.

      Политизация, характеризуемая как чрезмерная вовлеченность человека в политическую жизнь, может произойти на волне повышенной заинтересованности граждан в решении каких-то важных для них проблем или в результате масштабных социально-политических событий (войн, революций, реформ и т. д.). С другой стороны, политизация нередко приобретает искусственный характер, особенно в тех случаях, когда происходит перевод экономических, а то и бытовых проблем в политическую плоскость.

      Скорее  всего, политизация населения инициируется и поощряется господствующим классом при помощи социально-культурных механизмов и институций, но при этом определенным образом канализируется и подвергается неизбежной цензуре (Качанов Ю. А.).

      В таком смысле политизированный человек  — это индивид идеологизированный, находящийся под политическим влиянием. Искусственная политизация лишает человека возможности на приватную  жизнь, на полноценное участие в других областях деятельности, на политическую свободу. Например, достаточно объемные дозы информационного воздействия граждане получают в период избирательных кампаний, когда политические конкуренты и их команды, не щадя сил и средств, пытаются заручиться поддержкой избирателей. Бесцеремонное навязывание тех или иных взглядов, установок, оценок дезориентирует граждан, снижает возможности их политического самоопределения. [1,211]

        Правда, надо заметить, что у людей  вырабатывается здоровая реакция  неприятия чрезмерной политической информации.

      Гораздо сложней создавать благоприятные  условия для формирования у людей политической культуры, самостоятельного политического мышления, на основе которых избиратели смогут сделать свой правильный, осознанный выбор. Конечно, не следует строить иллюзий в отношении объективности идеологического воздействия на личность. Каждый режим заинтересован в формировании у граждан определенных политических взглядов и использует для достижения этой цели разнообразные пропагандистские методы.

Любая политизация имеет порог насыщенности, который определяется утомляемостью  сознания, пределом «перевариваемости  » происходящих политических событий  и их интерпретации средствами массовой информации. Перенасыщенность жизни  человека политикой приводит, как правило, к ее отторжению, неприятию, деполитизации.

      Деполитизация означает падение у человека интереса к политике, выключение его из сферы активного политического участия.

Деполитизация может быть также как естественной, так и искусственной.

В первом случае деполитизация обусловлена  разочарованием населения в политике, проводимой властями, усталостью от обещаний и заявлений, сопровождающихся ухудшением социально-экономического положения.

Искусственная, целенаправленная деполитизация осуществляется с целью отвлечь внимание людей от непопулярной политики властей, устранить их от активного политического участия в государственных делах.

Любая деполитизация ведет к примитивизации массового сознания, утрате политических и нравственных ограничителей, к вседозволенности. Деполитизированный человек не может адекватно оценивать политическую ситуацию и действовать соответствующим образом.

      Политическая  ресоциализация связана с усвоением новых политических знаний, переоценкой прежних политических ценностей, а также потерей политических статусов и ролей, изменений взглядов. [1,212]

      Хронологический процесс политической социализации охватывает весь период жизни человека. Результаты проведенных на Западе исследований показывают, что уже в возрасте 3-4 лет ребенок через средства массовой информации, семью приобретает первые сведения о политике; наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами; собственно политическое «я» в основном вырабатывается к 18 годам; процент участия в голосовании и вступление в деятельность политических организаций резко повышается к 20—30 годам, наивысшего уровня достигает к 50—60 годам, после чего начинает снижаться.

      В процессе смены возрастных этапов или  каких-то других изменений в жизни  человека политическая ресоциализация является вполне естественной. Но она может приобретать массовый характер в периоды реформаторских преобразований, когда отвергаются прежние взгляды, политические установки, а на смену им внедряются новые. Думается, что данный процесс перемены взглядов не лучшим образом влияет на политическое состояние и поведение личности, особенно молодого человека. [1,213] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.  Основные типы (модели) политической социализации личности

      Существует  несколько моделей политической социализации. Американский политолог P.M. Мерельман выделяет четыре таких.

      Первая  — системная — характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.

      Вторая  модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.

      В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становится привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.

      Четвертая модель — конфликтная — сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее против других групп. Агентурами социализации являются пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.

      Первая  модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая — для стран незападной цивилизации. Третья — присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.[4,381] В каждой политической системе процесс социализации и свои особенности. Так, например, в США создана разветвленная система политической социализации. Процесс социализации начинается с самых ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья. Именно семь знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозный политическими ценностями. В семье формируются первичные  политические знания, реакции и предпочтения, оказывающие течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение. Причем, как показывают исследования, роль семьи в политической  социализации индивида в США гораздо больше, нежели, скажем, Западной Европе. Отцы оказывают на формирующиеся политические взгляды детей большее влияние, чем матери. Однако, в расхождения политических пристрастий родителей, дети занимают позицию матери.

Информация о работе Политическая социализация личности - важнейшая функция политической культуры