Автор: Юлия Гудкова, 24 Ноября 2010 в 00:05, реферат
Целью данной работы изучить политическую социализацию личности как одну из важнейших функций политической культуры. В данной работе для достижения цели ставлю задачи:
1. Исследовать, в чем выражается сущность политической социализации.
2. Проанализировать задачи, содержание и особенности политической социализации.
3.Выделить политические факторы и функции социализации, этапы и основные типы (модели) политической социализации личности.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…. 3
ГЛАВА 1. Сущность политической социализации – одной из важнейших функций политической культуры………………………………….5
1.1 Задачи, содержание и особенности политической социализации………... 5
1.2 Политические факторы и функции социализации …………………………7
ГЛАВА 2. Этапы политической социализации личности……………………..9
ГЛАВА 3. Основные типы (модели) политической социализации
личности………………………………………………..………..…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………………………………………………………..…20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….………… 22
Второй этап — персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к примеру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.
На
третьем этапе — этапе идеализа
Четвертый этап, получивший название институционального характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладывают представления об институтах власти. [4,380]
С психологической точки зрения в процессе взросления ребенок проходит три фазы когнитивно-морального развития. На до конвенциональном уровне проявляется эгоцентризм, а затем индивидуализм. На конвенциональном уровне осознается связь индивидуума с обществом. На постконвенциональном уровне вырабатывается моральная оценка, позволяющая интегрироваться в общество и критиковать его.
Характер
политической социализации зависит
от социокультурной среды, принадлежности
к тому или иному поколению, классовой
принадлежности. Под воздействием настроений
и взглядов, преобладающих в семье, политические
предпочтения, нормы, ценности часто «закладываются»
на всю жизнь, отличаются стойкостью.
Значительная часть политического воспитания и обучения детей протекает в школе, период прохождения в которой составляет вторичный этап политической социализации. За это время происходит изучение и усвоение учащимися в той или иной мере основных общепринятых политических ценностей и взглядов, получение ими начального опыта социальной практики, особенно через участие в деятельности молодежных организаций.
Изучение особенностей политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие пoнятия, как «власть», «свобода», «права человека»), нежели мышление 11-летних детей (носящее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период начинают складываться представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целей и действий отдельных политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышлениям носятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок (см.: Шестпал Е.Б. Личность и политика. М., 1988. С. 124). [4,380]
Очередной этап политической социализации целесообразно связывать с возрастом от 18 до 30 лет. Вступая в этот период своего развития, молодые люди получают право участвовать в выборах и быть избранными в различные представительные органы, что влияет на их отношение к политике. Они также получают более глубокие познания в области политики благодаря учебе в институте, последующей профессиональной деятельности и т. д.
Политическая
социализация продолжается и с достижением
людьми зрелого возраста. На их политическое
поведение, кроме общих факторов,
в значительной степени влияют жизненный
опыт, наличие детей, устоявшиеся политические
ориентации.
Социализирующие факторы воздействуют и на людей пенсионного возраста. Некоторые из них начинают живее, чем прежде, интересоваться политическими событиями. Многие пенсионеры получают определенное удовлетворение от возможности хотя бы минимального участия в общественной жизни, передачи своего политического и жизненного опыта молодежи.
В процессе политической социализации возрастает роль средств массовой информации. Сегодня СМИ способны воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени. В известном смысле СМИ — кратчайший путь политической социализации. Так, повсеместно наблюдается тенденция к повышению роли телевидения и компьютерных технологий в политической социализации. [5,335]
Сформированные в детские и юношеские годы политическим предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми, Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает сколько-нибудь серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоцализации) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами и даже разрушением структуры личности. [4,380]
Политические ценности, традиции, образцы поведения и прочие элементы политической культуры осваиваются человеком непрерывно, и процесс этот может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью.
Таким образом, политическая социализация — это процесс одновременного обретения и утраты человеком политических свойств, симбиоз социализации и десоциализации субъекта политики. В силу этого и уровень политической социализированности человека не может оставаться неизменным, особенно при качественных изменениях политической системы, эволюции ее ценностей и требований к политическому поведению субъектов. Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей (поскольку, к примеру, лидер и рядовой избиратель не могут руководствоваться одними и теми же образцами политического поведения), а также от деятельности основных (агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих трех переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации. [3,325]
Выделяются так же различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация — это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация — это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.). [4,379]
В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант или, собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информации т.п.); агенты социализации (социализаторы) или непосредственные «проводники» социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.) [4,381]
Политическая социализация не всегда происходит прямолинейно. Отношение человека к политическим нормам и ценностям может колебаться от их адекватного принятия до частичного или полного непринятия и даже отрицания.
Данные тенденции находят свое отражение в таких процессах, как:
- политизация;
- деполитизация;
- политическая ресоциализация.
Политизация, характеризуемая как чрезмерная вовлеченность человека в политическую жизнь, может произойти на волне повышенной заинтересованности граждан в решении каких-то важных для них проблем или в результате масштабных социально-политических событий (войн, революций, реформ и т. д.). С другой стороны, политизация нередко приобретает искусственный характер, особенно в тех случаях, когда происходит перевод экономических, а то и бытовых проблем в политическую плоскость.
Скорее
всего, политизация населения
В
таком смысле политизированный человек
— это индивид
Правда, надо заметить, что у людей
вырабатывается здоровая
Гораздо
сложней создавать
Любая
политизация имеет порог
Деполитизация означает падение у человека интереса к политике, выключение его из сферы активного политического участия.
Деполитизация может быть также как естественной, так и искусственной.
В первом случае деполитизация обусловлена разочарованием населения в политике, проводимой властями, усталостью от обещаний и заявлений, сопровождающихся ухудшением социально-экономического положения.
Искусственная, целенаправленная деполитизация осуществляется с целью отвлечь внимание людей от непопулярной политики властей, устранить их от активного политического участия в государственных делах.
Любая
деполитизация ведет к
Политическая ресоциализация связана с усвоением новых политических знаний, переоценкой прежних политических ценностей, а также потерей политических статусов и ролей, изменений взглядов. [1,212]
Хронологический процесс политической социализации охватывает весь период жизни человека. Результаты проведенных на Западе исследований показывают, что уже в возрасте 3-4 лет ребенок через средства массовой информации, семью приобретает первые сведения о политике; наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами; собственно политическое «я» в основном вырабатывается к 18 годам; процент участия в голосовании и вступление в деятельность политических организаций резко повышается к 20—30 годам, наивысшего уровня достигает к 50—60 годам, после чего начинает снижаться.
В
процессе смены возрастных этапов или
каких-то других изменений в жизни
человека политическая ресоциализация
является вполне естественной. Но она
может приобретать массовый характер
в периоды реформаторских преобразований,
когда отвергаются прежние взгляды, политические
установки, а на смену им внедряются новые.
Думается, что данный процесс перемены
взглядов не лучшим образом влияет на
политическое состояние и поведение личности,
особенно молодого человека. [1,213]
ГЛАВА 3. Основные типы (модели) политической социализации личности
Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог P.M. Мерельман выделяет четыре таких.
Первая — системная — характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.
Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.
В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становится привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.
Четвертая модель — конфликтная — сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее против других групп. Агентурами социализации являются пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.
Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая — для стран незападной цивилизации. Третья — присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.[4,381] В каждой политической системе процесс социализации и свои особенности. Так, например, в США создана разветвленная система политической социализации. Процесс социализации начинается с самых ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья. Именно семь знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозный политическими ценностями. В семье формируются первичные политические знания, реакции и предпочтения, оказывающие течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение. Причем, как показывают исследования, роль семьи в политической социализации индивида в США гораздо больше, нежели, скажем, Западной Европе. Отцы оказывают на формирующиеся политические взгляды детей большее влияние, чем матери. Однако, в расхождения политических пристрастий родителей, дети занимают позицию матери.
Информация о работе Политическая социализация личности - важнейшая функция политической культуры