Политическая мысль эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

В социально-экономической жизни Западной Европы, начиная с XIV века в Италии и с XV века в других странах, происходит целый ряд изменений, знаменующих начало той исторической эпохи, которая получила название Возрождения. Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественное, духовно-религиозные ценности, «спасение души» и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека. На передний план в ту эпоху выходят мирская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле.

Содержание

1. Основные черты эпохи Возрождения
2. Политические мыслители эпохи
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 56.28 Кб (Скачать)

Наилучшей формой государства  Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования). “Кроме бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим богом как его наместники, дабы править другими”. Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена. Он ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует исторический опыт – монархии существуют тысячи лет и это никого не удивляет; если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже поражаются такому диву, настолько естественному порядку вещей противоречит долговременное существование республики. Боден утверждал, что монархия особенно необходима в больших государствах. В монархии обеспечены компетентность и энергичность власти. Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.

В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в “законные монархии”, в которых народ повинуется законам монарха, а монарх – законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать “законы бога и законы природы”, которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, – меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.

Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной – в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной (тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).

Боден считал наилучшей королевскую монархию – государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные штаты. Они соединяют сословия (духовенство, дворянство, третье сословие), умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая различные мнения. Хотя Генеральные штаты могут давать королю только советы, а принимать решения не могут, государь не вправе облагать подданных податями без их согласия, ибо, по естественному закону, никто не имеет права брать чужое достояние без воли владельца, утверждал Боден. Лишь в самом крайнем случае монарх может самолично налагать налоги для пользы государства (но Боден готов признать за подданными право пассивного сопротивления тирану в виде отказа платить подати).

Исходя из разработанной  им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации). Второй вид соединений государств основан на равенстве – такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой сохраняет суверенитет.

 

 

3. Заключение

Как и всё знание об обществе, политическая мысль развивалась  в прямой зависимости от многих факторов, в том числе: общественной практики, т.е. процессов, явлений, событий, которые  протекали, имели место в обществе: революций, смены общественно-экономических  формаций, политических режимов и  т.п.; господствующих в обществе идей, в первую очередь философских  воззрений; степени развития науки, культуры; религиозных представлений; уровня развития самой политической мысли, достигнутой в предшествующие периоды. А также других факторов.

Новое политико-правовое мышление наметило тенденцию перехода от сословного к гражданскому обществу в общеевропейском масштабе. В XVI в. обозначились правовые и политические основы гражданского общества. Во-первых, утверждалась идея природного, морального, правового, религиозного равенства людей, идея, лежащая в основе и новых политико-правовых концепций, и массовых религиозно-политических движений. Во-вторых, после почти полуторатысячелетнего перерыва государство рассматривалось как общественное явление, не только самостоятельное по отношению к религии и церкви, но и даже имеющее превосходство над ними. Новая политико-правовая идеология основывалась на рационалистической методологии и изучении государственно-правовой практики. За главную предпосылку, обусловливающую необходимость и деятельность государства, бралась “природа человека”, его склонности и интересы. Государство и право логически выводились из этой предпосылки, рассматривались в связи с интересами людей, их отношениями, историей и природной средой. Эти методологические положения были подчинены задаче обоснования антифеодальной программы, ряда общечеловеческих ценностей. Такова идея личности, освобожденной от феодальных оков и наделенной рядом прав и свобод. Концепция прав человека сложилась на последующих этапах развития политико-правовой идеологии, но ее теоретические основы заложены в трудах мыслителей XVI в.

В XVI в. речь шла еще преимущественно  о преодолении религиозного и  церковного отчуждения: опирающиеся  на многовековую традицию церковь и  религия, когда-то созданные людьми, превратились в чуждую им силу противостоящего  народу духовенства, иррациональных обрядов, догм. Стремление преодолеть это отчуждение и породило Реформацию. Большинством реформаторов проблема политического  отчуждения рассматривалась как  производная от религиозной и  церковной проблем. В то же время  раскованность мысли в период Возрождения положила начало созданию множества рационалистических политико-правовых концепций. Среди теоретиков той  эпохи наиболее значителен Макиавелли, однако он много сделал для теоретического обоснования политического отчуждения. Коль скоро сфера политики – это  область деятельности политиков, то народ от политики неизбежно отчужден. Именно поэтому Макиавелли – республиканец, а не демократ: он высоко ценит нравственные качества народа, но народу в государстве  не отводится активная роль (только утверждение законов, выбор должностных  лиц, оценка их деятельности, охрана государственного строя). Можно истолковать концепцию  смешанной республики как идею защиты гражданского общества от произвольной власти тирана; но сама власть в любом  ее виде и проявлении рассматривается  как нечто принципиально отделенное от общества хотя бы теми особыми правилами, которыми она должна руководствоваться, проводя политику. Поэтому для  исследования политики как таковой  труды Макиавелли имеют непреходящее значение. Но проблема политического  отчуждения в его концепции вечна  и неразрешима.

Многие программные идеи XVI в. получили развитие в буржуазной политико-правовой идеологии последующих  веков; таковы идеи незыблемости частной  собственности и договорных отношений, свободы промыслов и торговли, осуществление которых при формальном равенстве лиц образует капиталистический  вариант гражданского общества. Для XVI в. эти идеи и тенденции их реализации были прогрессивны, поскольку вели к сокрушению феодально-сословного строя. Но в том же веке стали складываться теории, отрицавшие не только феодально-сословное общество, но и любой строй, основанный на частной собственности и имущественном неравенстве. Взгляд на платоновскую общность имуществ как на основу рационально организованного общества с самого начала был коррективом к буржуазному образу гражданского общества, содержал идею его социализации.

Ранние социалисты теоретически доказывали недостаточность лишь формального  равенства людей. Идея производства и распределения на основе общественной собственности, более всего была порождена стремлением достичь  социального равенства и свободы  людей, их материальной обеспеченности. Но в условиях низкого уровня развития производства это равенство в  их трудах доводилось до уравнительности (даже одинаковой пищи и одежды), ограничения  потребностей членов общества. Необходимость  государственного или общественного  руководства экономикой, не знающей  товарно-денежных отношений, порождала  мысль о детальной законодательной  регламентации отношений производства и потребления, быта и образования. Неумение найти стимулы к труду  в обществе без конкуренции и  частной собственности вело к  преувеличению возможностей прямого  государственного принуждения и  надзора над процессом труда. Получилось так, что стремление преодолеть антагонизмы общества, порожденные  частной собственностью, привело  к умозрительному конструированию  общества, совпадающего с государством. Это государство, при всей необычности  для того времени его демократических  форм, все же противостояло народу, поддерживая раз и навсегда разработанный  философский идеал. Именно поэтому  Кампанелла, идеи которого по всем положениям отличались от взглядов Макиавелли, сходится с ним в определении форм и  степени участия народа в управлении государством: народ в Городе Солнца все же не определяет политику, а, скорее, лишь оценивает ее.

5. Список использованной  литературы.

 

1. А. А. Радугин. «Политология».  –М.: Центр, 1999. –224с.

2. Г. А. Белов. «Политология».  –М.: Наука, 1994. –268с.

3. К. С. Гаджиев. «Введение  в политическую науку». –М.: Логос, 1998. –416с.

4. В. К. Балабанов. Зав.  каф. Социологии. Форум: domino.muh.ru

5. Ю. В. Ирхин. «Политология».  –М.: Юристъ, 2000. –511с.


Информация о работе Политическая мысль эпохи Возрождения