Политическая мысль Древнего мира и Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

В своем возникновении политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. Древние люди представляли земные порядки как неразрывную часть общемировых, космических [c.40] порядков, имеющих божественное происхождение. Однако в мифах неодинаково освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными порядками. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами, выступает верховный правитель Китая (император).

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 52.26 Кб (Скачать)

Многие идеи начального периода развития западной политической науки представляют значительный интерес, не только как выражение  ментальности и культуры античного  общества, но и отражение эволюции политических идей, которые обрели форму теории. В этот период было высказано немало предположений, составивших  затем фундаментальные максимы  западной политологии, которые стали  содержанием западной политической культуры. Развитие политической мысли  начального этапа характеризуется  рядом общих черт:

1) поиском  идеальной модели государства,  способной обеспечить справедливость  и порядок;

2) рассмотрением  политики как единственной формы  цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность  государства, общества и отдельного  индивида;

3) отсутствие  четкой границы между философией, этикой и политикой, что определило  морализаторский, поучительный характер  работ по политической проблематике;

4) ограниченным  рационализмом политической мысли,  который был обусловлен заметным  влиянием религии.

Новое время (XVI-XIX вв.), положившее начало второму  этапу развития политической науки, существенно изменило и формы, и  темпы формирования политической теории. Усложнение политической сферы, постепенно выявлявшее зависимость государственной  власти от области частной жизни  человека, способствовало пониманию  ее как определенной социальной сферы  со своими специфическими основами и  механизмами.

Родоначальником политической науки считается Никколо Макиавелли, который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Н. Макиавелли в течение четырнадцати лет работал секретарем правительства Флорентийской республики и наблюдал политику, что называется, изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Вклад Макиавелли в политическую науку состоял в следующем.

Во-первых, он обосновал самостоятельность  политической сферы, ее относительную  автономность от других областей жизни  общества (экономики, культуры и т.д.), поскольку политика имеет собственную  логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом  политической науки.

Во-вторых, Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный  мир. Он перенес политику из сферы  воображаемого и желаемого в  плоскость объективного и реального. Политическая наука, по Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического  реализма, который ввел в политологию  Макиавелли, окончательно освободил  ее от религии.

В-третьих, Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Государство он рассматривал как политическую форму  организации общества. Формы государства  имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние  общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурное во всех отношения» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы).

Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, воплощением которой  была для него умеренная республика, сочетающая достоинства монархии (сильное  объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в  управлении).

В-четвертых, Макиавелли отделил политику от морали (позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали  «макиавеллизмом»). Политика, по его  мнению, не должна основываться на моральных  принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует  сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Макиавелли, решает проблему соотношения  целей и средств в политике. «Государь, - отмечал мыслитель, - если он желает удержать в повиновении  подданных, не должен считаться с  обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, что те, кто по избытку  его потворствует беспорядку. Ибо  от беспорядка, который порождает  грабежи и убийства, страдает все  население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные  лица».

Одной из самых  молодых из фундаментальных общественных наук ее следует рассматривать в  связи с тем, что как целостное, системное учение она возникла лишь в начале нашего столетия. Правы  те исследователи, кто утверждает, что  каждая наука появляется лишь тогда, когда в ее существовании заинтересовано общество, то есть речь идет о востребованности науки.

В конце XIX - начале XX в. появилось множество  специализированных теорий, посвященных  исследованию демократии, систем политического  представительства интересов, элит, партий, неформальных, психологических  процессов.

Несмотря  на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без  самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о  государстве и политико-философская  теория. С этим связаны трудности  в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые  ученые считают формальным началом  политологии как самостоятельной  науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же преимущественно американские авторы - датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в  Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые  условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки. В  последующие годы в Америке создается  целая сеть политологических учебных  и научных институтов, что позволило  учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня  свыше 16 тысяч членов.

Все это  позволяло говорить о становлении  политической науки в качестве особой отрасли знания, занявшей свое место  в структуре гуманитаристики.

С первой четверти XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития политической науки. Теперь ее развитие идет на основе все более усложняющихся политических связей, дальнейшей политизации социальной жизни в целом, на фоне развития всего  обществознания, способствующего постоянному  обогащению методов политических исследований. Неуклонное усложнение социального  мира привело некоторых теоретиков к идее о том, что «политическая  теория современности должна сфокусировать  внимание на фрагментированности общества». Мир стал еще более политизированным, а число субдисциплин, изучающих  грани политического, стало неуклонно  расти, демонстрируя громадное разнообразие специализированных исследований, методов  и приемов анализа политики. Расширение областей, подвергающихся специализированным и систематическим исследованиям, привело Г. Лассуэлла в 1951 г. к  мысли о необходимости введения термина «политические науки» (political science).

В начале XX в. процесс выделения политологии  в самостоятельную академическую  дисциплину в основном завершается. В России политическая мысль имеет  длительную историю и содержит много  интересных и оригинальных идей. Современный  облик политические исследования приобретают  здесь в конце XIX - начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и  ряд других исследователей, а также  марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и  т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской  политической науки» и активизации  политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных  рамках исторического материализма, научного коммунизма, историй КПСС, теории государства и права и  некоторых других идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма  и общим положением обществоведения  как служанки власти.

Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе наук об обществе и оказывает все более заметное влияние на практическую политику, строительство демократической  государственности.

1.2. Предмет, структура  и функции политологии

Как и любая  наука, политология имеет свой объект и предмет исследования (Аним. 5). Под объектом науки понимаются стороны объективной реальности, которые подлежит рассмотрению. Не исключено, что один и тот же объект может изучаться разными науками, но под особым углом зрения, с позиций своего предмета и методов. Объектом политологии является политическая сфера общества и все происходящие в ней процессы. Но существует более десятка гуманитарных и социальных наук, рассматривающих политику, например философия, социология, теория государства и права, история. В связи с этим возникает вопрос о специфике предмета политологии, т.е. того круга проблем, который подлежит всестороннему исследованию. 
     В отечественной политологии сложились две позиции относительно предмета политологии. 
     Согласно первой, политология - это целостная и интегративная наука о политике, включающая в себя весь комплекс частных политических знаний. Сама политология выступает как междисциплинарное знание, а ее предмет составляет совокупность закономерностей функционирования и развития различных сторон политической действительности, которые исследуются отдельными субдисциплинами - политической философией, политической социологией, политической психологией и т.д. 
     Согласно второй позиции, политология - это общая теория политики, которая не стремится охватить всю политическую проблематику и имеет свой специфический предмет исследования: закономерности отношений социальных субъектов по поводу власти и влияния, механизм властеотношений и взаимодействий между властвующими и подвластными, управляемыми и управляющими
7. При этом власть рассматривается как сущность феномена политики. Не вступая в дискуссию о предмете политологии, присоединимся к мнению отечественного политолога А.А. Дегтярева, что "широкое" и "узкое" понимание предмета политической науки не противоречат друг другу, а скорее соотносятся как два "концентрических круга" накопления политического знания. 
     Большинство исследователей рассматривают политологию как единую интегрированную науку, хотя и внутренне дифференцированную на субдисциплины.

  • В зависимости от изучаемой проблематики она будет включать в себя следующие направления (Аним. 6):
    • политическая философия, исследующая ценностные аспекты политики, идеалы и нормы, на основании которых функционирует политика и власть. Кроме того, политическая философия формирует понятийный аппарат науки и ее методологическую базу;
    • теория политики - более конкретная дисциплина, изучающая политику и власть, механизмы функционирования последней. Теория политики имеет свои внутренние структурные звенья: теория политической системы, теория власти, теория демократии, теория элит и др.;
    • политическая социология, акцентирующая внимание на социальном основании власти: влияние социальных групп и в целом гражданского общества на политику;
    • политическая психология, исследующая роль установок, убеждений, мотивов и подсознательных факторов на политическое поведение. Эта дисциплина рассматривает как массовые формы участия в политических процессах, так и психологические аспекты феномена лидерства;
    • история политических учений, изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах в различные исторические эпохи;
    • политическая антропология, которая изучает влияние социобиологических качеств человека на политику, а также ее связь с культурой и национально-психологическими особенностями того или иного народа;
    • теория международных отношений, рассматривающая проблемы мировой политики и взаимоотношений государств. Внутри этого направления выделяют геополитику, рассматривающую использование государствами пространственных факторов для достижения политических целей.

Это далеко не полный список суботраслей, представленных в структуре политологии. По разным оценкам, в единую систему политической науки объединяются от 20 до 40 дисциплин8, что отражает процесс углубления специализации политического знания. 
     Вторая структура политологии предполагает разграничение фундаментальной теоретической (часто ее обозначают как "общую") и прикладной политологии (
Аним. 7). Одно направление отличается от другого целями, исследовательскими процедурами и связью с практикой. Теоретическая политология ставит своей целью получение нового знания, объяснение и понимание политической реальности, разработку новых концептуальных моделей реальности. Но ее влияние на практику носит опосредованный характер. Напротив, прикладная политология непосредственно ориентирована на достижение реального политического эффекта9. Она изучает и предлагает способы воздействия на определенные сферы политической реальности. Конечным итогом исследований в этой сфере являются прогнозы, рекомендации, советы участникам политического процесса. В этом отношении это направление политологии имеет непосредственную связь с практикой. О практической направленности свидетельствует и сфера ее внимания: технологии избирательных кампаний, изучение общественного мнения, электорального поведения, технология организации власти, принятие политических решений, политическое прогнозирование, моделирование политических процессов и др. 
     Два направления политологии дополняют друг друга. Теоретическая политология дает прикладной общую концептуальную модель и методологию исследования, но в то же время в своих обобщениях сама она опирается на эмпирический материал, собранный практиками-политологами. 
     Назначение политологии для общества раскрывается в ее функциях (
Аним. 8).

Информация о работе Политическая мысль Древнего мира и Античности