Политическая мысль Древнего мира и Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

В своем возникновении политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. Древние люди представляли земные порядки как неразрывную часть общемировых, космических [c.40] порядков, имеющих божественное происхождение. Однако в мифах неодинаково освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными порядками. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами, выступает верховный правитель Китая (император).

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 52.26 Кб (Скачать)

 5. Политическая мысль  в России (X-XX вв.) 

 Формирование  государственности у славян проходило  на протяжении длительного времени. Образование государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшей идеологической акцией княжеской власти было принятие в 988 году христианства, которое с  этого времени становится государственной  религией.

 Одним из ранних источников, в котором политико-правовым проблемам отводится значительное место, является “Слово о законе и  благодати” Иллариона. Он излагает своеобразную религиозно-социологическую концепцию, согласно которой исторический процесс  движется сменой принципов религий. В основе Ветхого завета лежит  принцип закона. В основе Нового завета – принцип благодати. По закону существовал лишь один богоизбранный народ – иудеи. С появлением благодати образуется сообщество равноправных христианских народов. Благодать для Иллариона – это синоним истины, закон – лишь тень истины, слуга и предтеча благодати (9).

 Политические  идеи Древней Руси оставили глубокий след в летописях. Одной из них  является “Повесть временных лет” (1113 г.), в которой подробно излагается политическая история Руси и дается характеристика русских князей. Центральной  идеей “Повести” является идея единства Земли Русской.

 Своеобразным  содержанием отличается “Новгородская  летопись” (1136 г.), проникнутая антикняжескими тенденциями. В частности, сопоставляя  значения власти веча и власти князя, эта летопись отдает первенство вечу.

 В “Русской правде” и в “Слове о полку  Игореве” (XI-XIII вв.) заложены идеи сильной  княжеской власти и призыв к единению во имя совместного отпора кочевникам, нападавшим на Русскую землю.

 В истории  русской политической мысли важное место принадлежит “Посланию  Даниила Заточника” (XII-XIII вв.), [c.47] в котором проблемам политики уделено большое внимание. Центральной темой произведения является единовластие князя. В своей политике князь должен опираться на людей среднего достатка. И когда сегодня на Российском фоне возникла идея политического центризма, носителем, которой является средний класс, то следует помнить истоки этой идеи (10).

 В XIV-XVI вв. в России складывается политическая идеология централизованного государства, в которой важное место занимает вопрос о роли русского государства  среди мировых держав и о происхождении  правящей династии. Это нашло свое отражение в “Послании о Мономаховом  венце” Спиридона Саввы, в “Сказании  о князьях Владимирских”, в теории “Москва – третий Рим” псковского монаха Филофея.

 Политические  интересы боярства нашли отражение  в работах А.Курбского (1528-1583), отстаивавшего  идею ограниченной монархии. Наиболее полно политические интересы дворянства изложены И.Пересветовым (середина XVI в.). В своих сочинениях он наметил  ряд политических реформ. Наилучшим  государством Пересветов считал неограниченную монархию, неограниченное самодержавие. Царь должен решительно расправляться  со своими противниками и искоренять зло. “А не мочно царю без грозы  быти; как конь под царем без  узды, тако и царство без грозы”, – писал он. В “Сказании о  царе Константине” Пересветов доказывает, что главная причина захвата  Константинополя турками состояла в засилии византийских вельмож, которые “измытарили” государство, ограбили его казну, брали “посулы... с правого и виноватого”. Эти  “ленивые богатины” препятствовали активной внешней политике, чтобы  “самим бы спокоем пожить”. Аналогичную  картину усматривает Пересветов и в Русском государстве. Выдвигал он и ряд радикальных идей, в  частности, об отмене холопства.

 В XVII веке Россия вступила в новый этап своего развития. Характерной его чертой явилось преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Этот процесс  завершился в первой четверти XVIII века при Петре I. Процесс утверждения  абсолютизма получил отражение  в политической и правовой идеологии. Крупнейшим политическим трактатом  второй половины XVII века был трактат  “Разговоры о государстве”, более  известный [c.48] под названием “Политика”. Его автор Ю.Крижанич (1616-1683), выходец из Хорватии, долгие годы состоявший на службе в России. Он отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе своих поданных, требовал “совершенного самовластия”.

 Наиболее  видными политическими мыслителями  первой половины XVIII века были Феофан Прокопович (1681-1736 гг.), Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.), Иван Посошков (1652-1726 гг.). Политические учения Прокоповича и Татищева, базирующиеся на теории “Просвещенной монархии”, имели для своего времени прогрессивное  значение. Большое место в их наследии занимают труды, в которых они  рассматривают вопросы возникновения  государства и власти, политики и  социального неравенства. И.Посошков, например, выдвинул несколько предложений  о преобразованиях общественной и государственной жизни. Им написана “Книга о бедности и богатстве”, в которой, в частности, отмечалось, что стране нужна сильная централизованная власть, способная твердо проводить  политику “общего блага” он предлагает четко определить права каждого  сословия и его обязанности перед  государством (11).

 В период разложения феодализма и начала формирования капиталистического уклада (вторая половина XVIII века) нарастают противоречия между  дворянством и крестьянами, что  в конечном счете приводит к идейной  поляризации в сфере политической мысли. Крестьянские восстания заставляли задуматься передовых людей России о судьбах страны, побуждали их критически оценивать существующий государственный и общественный строй. В свою очередь, охранительная  идеология дворянства приспосабливаясь к новым условиям претерпевает известные изменения. Во второй половине XVIII века складывается несколько течений политической мысли: официальная, консервативно-аристократическая и либеральная. Формируется идеология просветительства, политические идеи, которого отражены в произведениях С.Десницкого, Н.Новикова, Д.Фонвизина и др. Политическая программа “просвещенного абсолютизма” проповедовалась самой императрицей Екатериной”. В это же время сложилось самостоятельное течение политической мысли, которое, настаивая на сохранении и неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступало против [c.49] просветительских идей и одновременно критиковала отдельные проявления политики самодержавного государства. Известным представителем этого течения был князь М.Щербатов.

 В истории  Российской политической мысли первым революционером-республиканцем стал А.Н.Радищев. Его воззрения оказали большое  влияние на политические взгляды  П.И.Пестеля, К.Ф.Рылеева и других декабристов, защищавших республиканские  идеи.

 В первой половине XIX в. в России под воздействием противоречий, связанных с возникновением капиталистического уклада, политика самодержавия колебалась от открытого  реакционного курса до уступок либерализму. В России создается ряд проектов либеральных реформ в области  общественных отношений, разрабатываются  проекты реорганизации высших органов  государства и местного самоуправления. Активным сторонником этих преобразований был М.М.Сперанский. В 1802 г. он написал  “Записку об основных законах”, а в 1803 г. “Записку об устройстве правительственных  и судебных учреждений в России”. Наиболее подробный проект преобразований был разработан М.Сперанским по заданию  Александра I в 1809 г. во “Введении к  Уложению государственных законов”. Он исходил из того, что “никакое правительство, с духом времени  несообразное, против его всемощного действия устоять не может”. Сперанский настойчиво проводил идею разделения властей.

 Политические  взгляды дворянства получили отражение  в произведениях Н.М.Карамзина (1766-1826 гг.), в частности, в “Записке о  древней и новой России” (1811 г.), а также в “Истории государства  Российского, над которой он работал  в 1803-1826 гг. Н.Карамзин провидит идею о  том, что “Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием”.

 Большую роль в развитии политической мысли  России сыграли “Философские письма”  П.Я.Чаадаева (1794-1856 гг.). Проблемы, поднятые им обострили идейные споры в  среде дворянской интеллигенции. В  ходе полемики сложились два течения  в российской общественно-политической мысли – славянофилы и западники, отстаивавшие различные пути развития России. [c.50]

 Не меньший  вклад в развитие социально-политической мысли внес Н.Данилевский (1822-1885), предшественник О.Шпенглера, Тойнби, отвергший европоцентристскую, однолинейную схему развития мировой  истории и обосновавший идею множественности  и разнокачественности человеческих культур. Его можно считать предтечей  тоталитаризма ХХ столетия, мыслителем, который “дал нам нечто вроде  научной основы для избрания дальнейшего  самобытного исторического пути (К.Леонтьев). А может быть, по слову  Ф.Достоевского, “автором настольной книги для всех Русских надолго”.

 Поднятые  им проблемы о взаимоотношении государства  и церкви, соотношении политики и  нравственности не потеряли своего значения и по сегодняшний день. Он отрицал, например, верховенство этических принципов  христианства в отношениях политических, правовых, социальных, отрывая политику от морали и одновременно подчиняя ее политике (12).

 Кроме названных  течений в России во второй половине XIX века получила широкое распространение  политическая мысль революционного демократизма (Н.Чернышевский, А.Герцен, М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев, Н.Михайловский и др.), а также либеральная  теория государства и права (С.Муромцев, М.Ковалевский, Б.Чичерин и др.).

 Значительный  вклад в развитие политической мысли  внесли В.Соловьев, П.Новгородцев, Н.Бердяев  и др.

 В целом  к концу XIX в. определились некоторые  характерные черты российской политической мысли: 1) излишняя затеоретизированность  с тенденцией отрыва от реальной действительности; 2) преимущественный анализ этических  проблем политики; 3) умозрительный  характер концепций обновления политической системы в России. [c.51]  

 Глава III.  

 Основные  понятия: В этой теме трудно назвать его специфические понятия. Они совпадают с понятиями, изучаемыми во многих темах. Пожалуй, собственным понятием темы является “представление о развитии основных политических идей (знаний) в историческом процессе”. 

Американский  ученый Р. Даль полагал, что с логической точки зрения становление политической науки прошло три основных этапа: философский (на нем превалировали нормативно-дедуктивные подходы в толковании политической жизни), эмпирический (на этом этапе непосредственный анализ данных превратился в основной источник пополнения знаний и доминирующий способ анализа политических реалий) и этап ревизии эмпирического знания (этап критического переосмысления источников развития теории, обусловивший разнообразие методов исследования). Однако исторически этот процесс занял не одно столетие. Если ретроспективно посмотреть на него, то можно выделить три самых общих этапа эволюции политической науки.

Первые представления  о власти, государстве, политике относятся  к глубокой древности. Они были одной  из ранних попыток человека определить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования  людей в рамках общества. Эти представления  были не политическими идеями в строгом  смысле слова, а скорее, мечтами об идеальном государстве, поучениями и наставлениями о справедливом правлении и законопослушном  поведении. Они органично переплетались  с верованиями, традициями, обычаями. Однако среди мыслей и суждений древних  философов и богословов о государстве  и власти были гениальные догадки, составившие  фундамент современной политической науки и практики. Прошло немало веков, прежде чем ранние политические учения освободились от влияния религии, морали, философии и стали описывать  не воображаемое идеальное государственное  устройство, а реальные политические процессы.

Политология (от греческих слов: politika - государственные  и общественные дела, искусство управлять  государством и logos - слово, учение) - наука  об управлении государством в самом  широком смысле, то есть наука о  политической системе общества. Это  одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая. Одной из самых древних ее следует  считать потому, что каждая из изучаемых  проблем (государство, политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика, политический процесс и  др.) с древних времен интересовала исследователей (Платон, Аристотель). В  достаточно далеком прошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (в частности, о необходимости  разделения властей, о сущности и  формах политического лидерства  и др.).

Информация о работе Политическая мысль Древнего мира и Античности