Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:52, контрольная работа
В своем возникновении политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. Древние люди представляли земные порядки как неразрывную часть общемировых, космических [c.40] порядков, имеющих божественное происхождение. Однако в мифах неодинаково освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными порядками. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами, выступает верховный правитель Китая (император).
5. Политическая мысль в России (X-XX вв.)
Формирование
государственности у славян проходило
на протяжении длительного времени.
Образование государства
Одним из
ранних источников, в котором политико-правовым
проблемам отводится
Политические идеи Древней Руси оставили глубокий след в летописях. Одной из них является “Повесть временных лет” (1113 г.), в которой подробно излагается политическая история Руси и дается характеристика русских князей. Центральной идеей “Повести” является идея единства Земли Русской.
Своеобразным содержанием отличается “Новгородская летопись” (1136 г.), проникнутая антикняжескими тенденциями. В частности, сопоставляя значения власти веча и власти князя, эта летопись отдает первенство вечу.
В “Русской правде” и в “Слове о полку Игореве” (XI-XIII вв.) заложены идеи сильной княжеской власти и призыв к единению во имя совместного отпора кочевникам, нападавшим на Русскую землю.
В истории русской политической мысли важное место принадлежит “Посланию Даниила Заточника” (XII-XIII вв.), [c.47] в котором проблемам политики уделено большое внимание. Центральной темой произведения является единовластие князя. В своей политике князь должен опираться на людей среднего достатка. И когда сегодня на Российском фоне возникла идея политического центризма, носителем, которой является средний класс, то следует помнить истоки этой идеи (10).
В XIV-XVI вв.
в России складывается политическая
идеология централизованного
Политические
интересы боярства нашли отражение
в работах А.Курбского (1528-1583), отстаивавшего
идею ограниченной монархии. Наиболее
полно политические интересы дворянства
изложены И.Пересветовым (середина XVI в.).
В своих сочинениях он наметил
ряд политических реформ. Наилучшим
государством Пересветов считал неограниченную
монархию, неограниченное самодержавие.
Царь должен решительно расправляться
со своими противниками и искоренять
зло. “А не мочно царю без грозы
быти; как конь под царем без
узды, тако и царство без грозы”,
– писал он. В “Сказании о
царе Константине” Пересветов доказывает,
что главная причина захвата
Константинополя турками
В XVII веке Россия вступила в новый этап своего развития. Характерной его чертой явилось преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную. Этот процесс завершился в первой четверти XVIII века при Петре I. Процесс утверждения абсолютизма получил отражение в политической и правовой идеологии. Крупнейшим политическим трактатом второй половины XVII века был трактат “Разговоры о государстве”, более известный [c.48] под названием “Политика”. Его автор Ю.Крижанич (1616-1683), выходец из Хорватии, долгие годы состоявший на службе в России. Он отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе своих поданных, требовал “совершенного самовластия”.
Наиболее
видными политическими
В период
разложения феодализма и начала формирования
капиталистического уклада (вторая половина
XVIII века) нарастают противоречия между
дворянством и крестьянами, что
в конечном счете приводит к идейной
поляризации в сфере
В истории Российской политической мысли первым революционером-республиканцем стал А.Н.Радищев. Его воззрения оказали большое влияние на политические взгляды П.И.Пестеля, К.Ф.Рылеева и других декабристов, защищавших республиканские идеи.
В первой половине XIX в. в России под воздействием противоречий, связанных с возникновением капиталистического уклада, политика самодержавия колебалась от открытого реакционного курса до уступок либерализму. В России создается ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений, разрабатываются проекты реорганизации высших органов государства и местного самоуправления. Активным сторонником этих преобразований был М.М.Сперанский. В 1802 г. он написал “Записку об основных законах”, а в 1803 г. “Записку об устройстве правительственных и судебных учреждений в России”. Наиболее подробный проект преобразований был разработан М.Сперанским по заданию Александра I в 1809 г. во “Введении к Уложению государственных законов”. Он исходил из того, что “никакое правительство, с духом времени несообразное, против его всемощного действия устоять не может”. Сперанский настойчиво проводил идею разделения властей.
Политические взгляды дворянства получили отражение в произведениях Н.М.Карамзина (1766-1826 гг.), в частности, в “Записке о древней и новой России” (1811 г.), а также в “Истории государства Российского, над которой он работал в 1803-1826 гг. Н.Карамзин провидит идею о том, что “Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием”.
Большую
роль в развитии политической мысли
России сыграли “Философские письма”
П.Я.Чаадаева (1794-1856 гг.). Проблемы, поднятые
им обострили идейные споры в
среде дворянской интеллигенции. В
ходе полемики сложились два течения
в российской общественно-политической
мысли – славянофилы и
Не меньший
вклад в развитие социально-политической
мысли внес Н.Данилевский (1822-1885), предшественник
О.Шпенглера, Тойнби, отвергший европоцентристскую,
однолинейную схему развития мировой
истории и обосновавший идею множественности
и разнокачественности
Поднятые им проблемы о взаимоотношении государства и церкви, соотношении политики и нравственности не потеряли своего значения и по сегодняшний день. Он отрицал, например, верховенство этических принципов христианства в отношениях политических, правовых, социальных, отрывая политику от морали и одновременно подчиняя ее политике (12).
Кроме названных течений в России во второй половине XIX века получила широкое распространение политическая мысль революционного демократизма (Н.Чернышевский, А.Герцен, М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев, Н.Михайловский и др.), а также либеральная теория государства и права (С.Муромцев, М.Ковалевский, Б.Чичерин и др.).
Значительный вклад в развитие политической мысли внесли В.Соловьев, П.Новгородцев, Н.Бердяев и др.
В целом к концу XIX в. определились некоторые характерные черты российской политической мысли: 1) излишняя затеоретизированность с тенденцией отрыва от реальной действительности; 2) преимущественный анализ этических проблем политики; 3) умозрительный характер концепций обновления политической системы в России. [c.51]
Глава III.
Основные понятия: В этой теме трудно назвать его специфические понятия. Они совпадают с понятиями, изучаемыми во многих темах. Пожалуй, собственным понятием темы является “представление о развитии основных политических идей (знаний) в историческом процессе”.
Американский ученый Р. Даль полагал, что с логической точки зрения становление политической науки прошло три основных этапа: философский (на нем превалировали нормативно-дедуктивные подходы в толковании политической жизни), эмпирический (на этом этапе непосредственный анализ данных превратился в основной источник пополнения знаний и доминирующий способ анализа политических реалий) и этап ревизии эмпирического знания (этап критического переосмысления источников развития теории, обусловивший разнообразие методов исследования). Однако исторически этот процесс занял не одно столетие. Если ретроспективно посмотреть на него, то можно выделить три самых общих этапа эволюции политической науки.
Первые представления
о власти, государстве, политике относятся
к глубокой древности. Они были одной
из ранних попыток человека определить
смысл своего бытия, найти цивилизованные
формы совместного
Политология (от греческих слов: politika - государственные и общественные дела, искусство управлять государством и logos - слово, учение) - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества. Это одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая. Одной из самых древних ее следует считать потому, что каждая из изучаемых проблем (государство, политическая власть, политические лидеры, политическая элита, политика, политический процесс и др.) с древних времен интересовала исследователей (Платон, Аристотель). В достаточно далеком прошлом были научно обобщены важные положения политологической науки (в частности, о необходимости разделения властей, о сущности и формах политического лидерства и др.).
Информация о работе Политическая мысль Древнего мира и Античности