Политическая мысль Древнего мира и Античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

В своем возникновении политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. Древние люди представляли земные порядки как неразрывную часть общемировых, космических [c.40] порядков, имеющих божественное происхождение. Однако в мифах неодинаково освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными порядками. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами, выступает верховный правитель Китая (император).

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 52.26 Кб (Скачать)

 1. Политическая мысль  Древнего мира  и Античности

 (от II тысячелетия до  н.э. – до IV в.  н.э.) 

 В своем  возникновении политическая мысль  у древних народов восходит к  мифологическим истокам и оперирует  мифологическими представлениями  о месте человека в мире. Древние  люди представляли земные порядки как  неразрывную часть общемировых, космических [c.40] порядков, имеющих божественное происхождение. Однако в мифах неодинаково освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными порядками. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами, выступает верховный правитель Китая (император).

 Несколько другая версия в Египте, Вавилоне, Индии. Там, согласно мифам, боги являясь источником власти правителя вместе с тем  и сами являются вершителями земных дел. Кроме того, у греков боги выступают  и в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей (1).

 По христианской мифологии – “Вся власть от Бога”, и связь земной жизни с богом  только через сына бога – Иисуса Христа, ставшего Богом. У древних  евреев, их главой и царем (верховным  законодателем, исполнительной властью  и судьей) является единый Бог, который  находится в особом договорном отношении  со всем еврейским народом (2).

 Отход от мифологических воззрений в сторону  более рациональных, связан с именем Заратустры (Персия) и Будды (принца Сиддхарта). Заратустра обосновал дуализм  морально-политической системы. В мире борются два начала – добро  и зло. Соответственно есть два бога. Человек создан богом добра, но он свободен в своих мыслях и поступках  и поэтому доступен воздействию  духов зла, он должен своими мыслями  и делами бороться против злых существ. Будда более радикален. Он отвергает  мысль о Боге как верховной  личности и первоисточнике закона и  считает, что дела человеческие зависят  от собственных усилий людей. Буддизм  дает установку на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояния  высшей просветленности).

 Величие культуры древности и возникновение  первых религиозно-философских и  нравственно-политических систем, их развитие и систематизации связаны также  с учением Конфуция, Лаоцзы (основоположник даосизма), Шаняна (основоположник легизма) и др. Они обосновали патриархальную концепцию общества, кодекс государственной  и частной морали, “рационализм порядка” и др. (3)

 Политическая  мысль Античности. (Греко-римский мир.). Это время перехода от мифа к логосу в [c.41] понимании общества и государства, период рационализации политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода), формирования философского подхода к проблемам государства и права (Пифагор, Гераклит), вычленение нравственно-политических проблем в особую область знания (софисты и Сократ). Это и первые систематические концепции общественно-политического устройства, классификация форм государственной власти и форм правления (Платон, Аристотель, Тит Лукреций Кар, Полибий, Цицерон и др.) (4, 5, 6).

 В это  время уже были сделаны шаги на поприще эмпирического анализа  политической действительности; заложен  понятийный аппарат нынешней политической науки, введением в оборот таких  понятий, как политика, государство, право, мораль, власть, республика и  др. [c.42] 

 2. Политическая мысль  Средневековья. Возрождение  и Реформация

 (V в. – первая  половина XVII в.) 

 Рассматривая  политические идеи этого периода  необходимо прежде всего отметить влияние  на их формирование идеологии христианства, которая на раннем этапе своего развития носила эсхатологический и мессианский  характер. Основные произведения раннего  христианства – Откровения Иоанна Богослова – Апокалипсис, евангелия, послания апостолов и др. В посланиях  апостола Павла (первая половина II в.) впервые  в христианстве выдвигается положение  о том, что политическая власть происходит от бога. Следовательно, повиноваться цезарям необходимо не только из страха наказания, но и по совести. Это послужило  основой для превращения христианства в государственную религию. Одним  из видных идеологов христианства начала Средневековья был Аврелий Августин (354-430). Он дал одну из первых концепций  философии истории, отличающейся от языческих. Там господствовала идея круговорота. У Августина же история  подобна летящей стреле, а не собаке, ловящей свой хвост. История человеческого  общества имеет начало, имеет смысл  и имеет конец, завершение. Смысл  истории – в победе христианства, в христианизации всего человечества, а с прогрессом наук и искусств, с прогрессом в области производства материальных благ.

 Наивысший подъем средневековой цивилизации  приходится на XII-XIII вв. В это время  широкое распространение [c.42] получают идеи Фомы Аквинского: обоснование законности государственной власти, проповедь гармонии разума и веры, мир как иерархическая система, оправдание корпоративной модели общества, о праве поданных на восстание против государственной власти и др. Не менее важны политические идеи Марселия Падуанского: об отделении церкви от государства и подчинении ее светской власти, об обязательности законов для всех, о различении между законодательной и исполнительной власти и др.

 Со второй половины XIV в. общественно-политическая мысль обогащается новыми идеями. Католическому мировоззрению была противопоставлена вера в могущество разума и опыта, в творческие силы человека. Это направление общественной мысли получило наименование “гуманизма”. Оно также известно как идеология  Возрождения, так как использовало идеи античного мира для создания новой идеологии. Критику церковных  учреждений мыслители того времени  вели под знаменем “Реформации”: преобразования и демократизации церкви в соответствии с положениями раннего христианства (Дж.Савонарола, М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер).

 Выдающимся  мыслителем эпохи Возрождения был  Никколо Макиавелли (1469-1527). Вместо средневековой  концепции божественного предопределения  он выдвинул идею объективной исторической необходимости и закономерности. Ему принадлежит обоснование  политики как опытной науки, свободной  от христианской морали. Н.Макиавелли заложил основу современной политической науки и сравнительного политологического  анализа... Изучая политику итальянских  государств и других регионов Европы, он рассмотрел важные практические вопросы: что делает правителя преуспевающим, а государство надежным и могущественным. Политическое поведение он интерпретировал  с точки зрения основополагающей категории – власти. Метод государственного управления, рекомендованный им, состоял  в обеспечении, поддержании и  расширении власти (7)[c.43]  

 3. Политические теории  Нового времени  (вторая половина XVII-XVIII вв.) 

 Начало  европейского Нового времени связано  с процессами секуляризации общественных отношений и формированием светского  характера социальной мысли. [c.43] Новое звучание получила идея “естественных прав” человека: быть свободными в убеждениях и действиях, обладать и распоряжаться собственностью, являться равными друг другу, иметь гарантии от произвола и т.п. Идею “естественных прав” развила и дополнила концепция “общественного договора”, благодаря которой радикально изменялся господствовавший прежде взгляд на источник публичной власти в государстве, на подлинного субъекта государственного суверенитета (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Дж.Локк).

 Раннебуржуазная идеология активно занималась теорией  политического механизма, которым  следовало заменить абсолютную монархию. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) –  философ-просветитель, политический мыслитель  нового времени видел этот механизм в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.

 Франсуа Вольтера (1712-1778) называют вождем Просвещения. Скептик и мечтатель, борец против тирании и горячий поклонник  “просвещенной” монархии, он сочетал  сострадание к бедным и апологетику  собственности, вобрав в себя все  противоречия своей эпохи. Вольтер  отстаивает равенство граждан перед  законом, предлагает ввести пропорциональные имуществу налоги, он поборник свободы  слова. Разумной формой власти считает  конституционную монархию. Однако в  конце своей жизни склоняется к республиканской форме правления.

 Просветители XVIII века предрекали и славили всеобщее благоденствие. Мысль о всеобщей свободе, равенстве и братстве людей  захватывала массы и становилась  грозной силой. Вместе с просветительством  возникает и революционно-демократическое  направление политической мысли (Ж.Мелье, Г.Бабеф).[c.44]  

 4. Политическая мысль  XIX века 

 Ее особенность  состоит в том, что политические теории этого времени, продолжая  традиции предшествующего столетия, претендуют на то, чтобы “все объяснить” или “решать все проблемы”. XIX век – это период бурного развития капитализма с его устоями (частной  собственностью, свободной конкуренцией и частной инициативой). Это повлекло за собой создание новой политической и правовой системы. [c.44]

 Ведущим направлением политической мысли первой половины XIX в. является либерализм. В  политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе  конкуренции. Политический либерализм коренится в политико-социологических  учениях эпохи Просвещения. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Такому пониманию индивида соответствует идея правового государства, воплощающего в себе вышеназванные политические принципы.

 Сформулированные  в трудах И.Бентама, Г.Спенсера, Д.Милля  и других мировоззренческие, политические и экономические принципы либерализма  были несовместимы в политическом отношении  с идеями консерватизма, получившего  распространение во второй половине XIX в. – как политическая идеология. Он ориентируется на сохранение и  поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Термин “консерватизм” ввел французский  писатель Шатобриан в период Великой  Французской революции. В отличие  от либерализма он не имеет устойчивого  идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды. Консерватизм, как правило, начинает оживляться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Так было во Франции, Германии, России, Англии. Консерватизм XIX в. не был  реакционным течением, он близок традиционализму, который образно выражен в  понятии “золотой век” – порядка, существовавшего изначально, с которым  следует соотносить всякий возникающий  во времени порядок.

 Существенный  вклад в развитие политической науки XIX в. внес французский мыслитель  Алексис де Токвиль (1805-1859), исследовавший  исторический генезис и перспективы  демократии. Как и многие мыслители, до и после него, он искал новое  общественное устройство, [c.45] полагая, что невозможно выжить в этом чудовищном мире. Его книга “Демократия в Америке”, изданная в 30-е годы XIX в. замечательна тем, что показывает, какие усилия предпринял мыслитель, заботой которого было открыть в новом обществе (США) нравственные принципы, с помощью которых можно перестроить, просветить и обновить старый мир. Анализируя общественный строй США, он выделяет основополагающую особенность строя – его сугубо демократическое начало и влияние последнего на политическую жизнь общества, раскрывает суть разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, показывает деятельность партий, местного самоуправления, общинных учреждений, добровольных ассоциаций.

 В середине XIX в. зарождается новое направление  в политической мысли оказавшее  громадное влияние на всю последующую  политическую историю – марксизм. Критически осмыслив предшествующие социалистические теории, философские идеи Гегеля, Фейербаха  и других, К.Маркс и Ф.Энгельс  пришли к следующим выводам: политика, политические отношения, государство  и право не могут быть поняты ни из самих себя, ни из каких-либо духовных или физических начал. Они коренятся  в материальных условиях жизни классового общества; анатомия классового общества, понимаемая как совокупность определенного  типа производственных отношений, входит в предмет политической экономии. Следовательно, политическая теория, решая  вопрос о соотношении классового общества и всех политических явлений  и процессов, должна опираться на исследование производственных отношений. В то же время в марксизме абсолютизируется классовая природа политических отношений. Государство рассматривается  как продукт отчуждения труда, как  результат господства частной собственности. Марксизму свойственен деструктивный  взгляд на проблему политической власти и бюрократии. В его основе лежит  представление о временности  бюрократии, подлежащей немедленному устранению после завоевания пролетариатом  политической власти. На смену буржуазной демократии должна прийти пролетарская. Полное народовластие и развитие самоуправления должно привести к постепенному отмиранию государства и политики. [c.46]

 Развитие  политической мысли первой половины XIX в. сопровождалось не только смещением  ее идеологической направленности, но и преобразованиями в познавательно-методологическом плане. Возникает позитивизм, у истоков  которого стоял О.Конт, оказавший  существенное влияние на формирование политической науки. [c.47]  

Информация о работе Политическая мысль Древнего мира и Античности