Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:52, контрольная работа
В своем возникновении политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. Древние люди представляли земные порядки как неразрывную часть общемировых, космических [c.40] порядков, имеющих божественное происхождение. Однако в мифах неодинаково освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными порядками. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами, выступает верховный правитель Китая (император).
1. Политическая мысль Древнего мира и Античности
(от II тысячелетия до н.э. – до IV в. н.э.)
В своем
возникновении политическая мысль
у древних народов восходит к
мифологическим истокам и оперирует
мифологическими
Несколько другая версия в Египте, Вавилоне, Индии. Там, согласно мифам, боги являясь источником власти правителя вместе с тем и сами являются вершителями земных дел. Кроме того, у греков боги выступают и в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей (1).
По христианской мифологии – “Вся власть от Бога”, и связь земной жизни с богом только через сына бога – Иисуса Христа, ставшего Богом. У древних евреев, их главой и царем (верховным законодателем, исполнительной властью и судьей) является единый Бог, который находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом (2).
Отход от мифологических воззрений в сторону более рациональных, связан с именем Заратустры (Персия) и Будды (принца Сиддхарта). Заратустра обосновал дуализм морально-политической системы. В мире борются два начала – добро и зло. Соответственно есть два бога. Человек создан богом добра, но он свободен в своих мыслях и поступках и поэтому доступен воздействию духов зла, он должен своими мыслями и делами бороться против злых существ. Будда более радикален. Он отвергает мысль о Боге как верховной личности и первоисточнике закона и считает, что дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Буддизм дает установку на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояния высшей просветленности).
Величие культуры древности и возникновение первых религиозно-философских и нравственно-политических систем, их развитие и систематизации связаны также с учением Конфуция, Лаоцзы (основоположник даосизма), Шаняна (основоположник легизма) и др. Они обосновали патриархальную концепцию общества, кодекс государственной и частной морали, “рационализм порядка” и др. (3)
Политическая
мысль Античности. (Греко-
В это время уже были сделаны шаги на поприще эмпирического анализа политической действительности; заложен понятийный аппарат нынешней политической науки, введением в оборот таких понятий, как политика, государство, право, мораль, власть, республика и др. [c.42]
2. Политическая мысль Средневековья. Возрождение и Реформация
(V в. – первая половина XVII в.)
Рассматривая
политические идеи этого периода
необходимо прежде всего отметить влияние
на их формирование идеологии христианства,
которая на раннем этапе своего развития
носила эсхатологический и мессианский
характер. Основные произведения раннего
христианства – Откровения Иоанна
Богослова – Апокалипсис, евангелия,
послания апостолов и др. В посланиях
апостола Павла (первая половина II в.) впервые
в христианстве выдвигается положение
о том, что политическая власть происходит
от бога. Следовательно, повиноваться
цезарям необходимо не только из страха
наказания, но и по совести. Это послужило
основой для превращения
Наивысший
подъем средневековой цивилизации
приходится на XII-XIII вв. В это время
широкое распространение [c.42]
Со второй
половины XIV в. общественно-политическая
мысль обогащается новыми идеями.
Католическому мировоззрению
Выдающимся
мыслителем эпохи Возрождения был
Никколо Макиавелли (1469-1527). Вместо средневековой
концепции божественного
3. Политические теории Нового времени (вторая половина XVII-XVIII вв.)
Начало
европейского Нового времени связано
с процессами секуляризации общественных
отношений и формированием
Раннебуржуазная идеология активно занималась теорией политического механизма, которым следовало заменить абсолютную монархию. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – философ-просветитель, политический мыслитель нового времени видел этот механизм в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Франсуа
Вольтера (1712-1778) называют вождем Просвещения.
Скептик и мечтатель, борец против
тирании и горячий поклонник
“просвещенной” монархии, он сочетал
сострадание к бедным и апологетику
собственности, вобрав в себя все
противоречия своей эпохи. Вольтер
отстаивает равенство граждан перед
законом, предлагает ввести пропорциональные
имуществу налоги, он поборник свободы
слова. Разумной формой власти считает
конституционную монархию. Однако в
конце своей жизни склоняется
к республиканской форме
Просветители
XVIII века предрекали и славили всеобщее
благоденствие. Мысль о всеобщей
свободе, равенстве и братстве людей
захватывала массы и
4. Политическая мысль XIX века
Ее особенность состоит в том, что политические теории этого времени, продолжая традиции предшествующего столетия, претендуют на то, чтобы “все объяснить” или “решать все проблемы”. XIX век – это период бурного развития капитализма с его устоями (частной собственностью, свободной конкуренцией и частной инициативой). Это повлекло за собой создание новой политической и правовой системы. [c.44]
Ведущим
направлением политической мысли первой
половины XIX в. является либерализм. В
политической области либерализм основывается
на признании прав человека, разделении
законодательной и
Сформулированные
в трудах И.Бентама, Г.Спенсера, Д.Милля
и других мировоззренческие, политические
и экономические принципы либерализма
были несовместимы в политическом отношении
с идеями консерватизма, получившего
распространение во второй половине
XIX в. – как политическая идеология.
Он ориентируется на сохранение и
поддержание исторически
Существенный вклад в развитие политической науки XIX в. внес французский мыслитель Алексис де Токвиль (1805-1859), исследовавший исторический генезис и перспективы демократии. Как и многие мыслители, до и после него, он искал новое общественное устройство, [c.45] полагая, что невозможно выжить в этом чудовищном мире. Его книга “Демократия в Америке”, изданная в 30-е годы XIX в. замечательна тем, что показывает, какие усилия предпринял мыслитель, заботой которого было открыть в новом обществе (США) нравственные принципы, с помощью которых можно перестроить, просветить и обновить старый мир. Анализируя общественный строй США, он выделяет основополагающую особенность строя – его сугубо демократическое начало и влияние последнего на политическую жизнь общества, раскрывает суть разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, показывает деятельность партий, местного самоуправления, общинных учреждений, добровольных ассоциаций.
В середине
XIX в. зарождается новое направление
в политической мысли оказавшее
громадное влияние на всю последующую
политическую историю – марксизм.
Критически осмыслив предшествующие социалистические
теории, философские идеи Гегеля, Фейербаха
и других, К.Маркс и Ф.Энгельс
пришли к следующим выводам: политика,
политические отношения, государство
и право не могут быть поняты ни
из самих себя, ни из каких-либо духовных
или физических начал. Они коренятся
в материальных условиях жизни классового
общества; анатомия классового общества,
понимаемая как совокупность определенного
типа производственных отношений, входит
в предмет политической экономии.
Следовательно, политическая теория, решая
вопрос о соотношении классового
общества и всех политических явлений
и процессов, должна опираться на
исследование производственных отношений.
В то же время в марксизме
Развитие
политической мысли первой половины
XIX в. сопровождалось не только смещением
ее идеологической направленности, но
и преобразованиями в познавательно-
Информация о работе Политическая мысль Древнего мира и Античности