Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:49, контрольная работа
Новое осмысление как исторического, так и современного опыта модернизации как целостного и закономерного этапа в развитии обществ, переходящих в индустриальную стадию или преобразующихся внутри самой этой стадии, представляет сейчас одну из актуальных задач современной политической науки. Где острота и актуальность этой проблемы не спадает, и по сей день,
оставаясь одной из наиболее дискутируемых тем. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение 3
1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. 4
2. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии.. 10
3. Концепции модернизации. 17
Заключение 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
Авторитарный режим - это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. к Д., равно как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, т.е. люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.
Признаки авторитарного режима
При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить об, авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным. Нет единых критериев авторитаризма.
В 70-90-е гг. XX в.
резко возрос интерес к проблемам
перехода от различных форм диктатуры
(авторитаризма и
Кризис авторитарного режима и его либерализация
Кризис диктатуры
может быть вызван обстоятельствами
внутри- и внешнеполитического порядка.
Кризис институтов авторитарного государства
связан, прежде всего, с отсутствием преемственности.
Как известно, авторитарная политическая
система строится таким образом, что принятие
решений замыкается на одном человеке
- диктаторе, лидере военной хунты, партии
и т. п., отсутствуют четкие институционализация
и регламентация политического процесса.
Система институтов носит вторичный характер,
ее слабость становится очевидной после
смерти диктатора.
Демократия — политический режим, при котором народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. С. Хантингтон характеризует три модели перехода от авторитаризма к демократии.
Классическая линейная модель (Великобритания, Швеция). Происходит постепенное ограничение монархической власти, расширение прав граждан и парламента; вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем - права политические и значительно позднее - социальные. Постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы. Парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство.
Циклическая модель (некоторые страны Латинской Америки, Азии и Африки). Предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формально позитивном отношении к демократии политической элиты. В этом случае избранные народом правители либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее при столкновении с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции. Указанная модель свидетельствует о недостаточной зрелости демократии в господствующей политической культуре.
Диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция). Как и циклическая модель, характеризуется нестабильностью переходных политических режимов, но здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже созревших для нее внутренних предпосылок (индустриализация, формирование многочисленного среднего класса, высокий образовательный уровень граждан, рационализация и индивидуализация массового сознания и т. д.). Концентрация этих и других факторов приводит к быстрому краху авторитарных режимов. В результате постепенно (после череды смен) устанавливается стабильная, жизнеспособная демократия.
Установление демократии
Двумя основными
процессами установления демократии являются
формирование конкурентной партийной
системы и институционализация
демократических механизмов государственной
власти.
Консолидация демократии
Для долговременной стабильности и легитимности демократического режима в обществе, пережившем диктатуру, очень важен период консолидации демократии, т. е. адаптации общества к новому политическому механизму. На этом этапе возникает проблема «перехода лояльности». Следует учитывать, что демократические механизмы начинают действовать не в вакууме, а в обществе, где сохранились прежние группы интересов и люди, приверженные авторитаризму или просто удовлетворенные тем, как защищались их интересы старыми структурами. Перед демократией встает проблема учета этих интересов в процессе замены авторитарных структур. Она фокусируется в «дилемме палача» и «проблеме преторианства» (решение достигается уменьшением вмешательства военных в политику путем создания профессиональной армии, для того чтобы избежать военных переворотов). Не менее важна и проблема обеспечения лояльности политической оппозиции.
Актуален также вопрос о легитимации нового режима на уровне масс, во многом зависящий от эффективности действий демократического правительства. «Революция растущих ожиданий» ставит правительство в жесткие временные рамки - оно должно доказать свою эффективность до того, как наступит массовое разочарование в новом режиме. Таким образом, в первую очередь осуществляются такие реформы, которые:
Следует подчеркнуть, что окончательно демократия «созреет» только через одно-два поколения, когда существенно изменится политическая культура и приверженность демократическому способу урегулирования конфликтов приобретет силу традиции. Попытка проведения реформ без учета исторических предпосылок, существующей социально-экономической структуры, степени плюрализма субкультур, политической культуры разных слоев общества ведет к дискредитации правительства и затрудняет легитимацию демократии.
Обеспечение лояльности
демократии основных групп интересов
и возникновение лояльной политической
оппозиции позволяют «
Авторитаризм
(Тоталитаризм) и демократия являются
принципиально несовместимыми по определению,
отсюда и трудности перехода от одного
типа политического режима к другому,
прямо противоположному. Современный
этап исторического развития характеризуется
тем, что в различных регионах мира происходит
крах тоталитаризма и авторитарных режимов.
Накоплен многообразный опыт перехода
к демократии, совершенного в Испании,
Португалии, Греции. С точки зрения теории
модернизации целью политического развития
является формирование нового типа взаимодействия
власти и общества, создание социальных
и политических механизмов, позволяющих
большей части населения влиять на принятие
основных решений.
3.
Концепции политической
модернизации.
Возникновение концепций политической модернизации относится к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся странам. Её основой послужила теория модернизации, которая определила:
а) направление развития: от традиционного общества к рациональному;
б) пути реализации этого направления: научно-технический прогресс, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем. Была создана общая модель глобального процесса цивилизации. Наиболее известными представителями теорий политической модернизации являются Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, С.Хантингтон, Д.Дарендорф, Р.Даль.
Выделяя
стержневое направление в рамках
общей модели глобального процесса,
теория модернизации учитывает специфику
его проявления в различных социально-
оригинальная модернизация – она присуща странам, которые совершают переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов;
вторичная (отраженная) – она свойственна странам, которые отстали в своем развитии и совершают «осовременивание» вдогонку.
Первоначально модернизация по существу сводилась к идее заимствования отсталыми странами Азии, Африки, Латинской Америки передовой технологии и способов социальной организации у более развитых стран. Был распространен подход к модернизации как к всемирному процессу вытеснения традиционных форм универсальными формами современности, что, по существу, означало отождествление модернизации с «американизацией», «европеизацией». Процесс демократизации практически приравнивался к привнесению в жизнь общества уже сложившихся и функционирующих в развитых странах политических институтов и ценностей.