Политическая модернизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

Новое осмысление как исторического, так и современного опыта модернизации как целостного и закономерного этапа в развитии обществ, переходящих в индустриальную стадию или преобразующихся внутри самой этой стадии, представляет сейчас одну из актуальных задач современной политической науки. Где острота и актуальность этой проблемы не спадает, и по сей день,
оставаясь одной из наиболее дискутируемых тем. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. 4
2. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии.. 10
3. Концепции модернизации. 17
Заключение 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. 4

2. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии.. 10

3. Концепции модернизации.  17

Заключение 20

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Составной частью сложного процесса перехода от традиционного общества к современному или индустриальному является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессе политической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующих политических институтов, находящихся в сложном динамическом взаимодействии. При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранить политическую стабильность как важное условие общественного развития в целом и, с другой стороны, расширять возможности и формы политического участия различных слоев населения в происходящих изменениях.

Как известно вторая половина 20-х – 30-х годов характеризуются преобладанием антидемократической тенденции. Ее особенностью является то, что наряду с традиционно автократическими политическими системами появляется новый социально-политический феномен – тоталитаризм.

Тоталитаризм  и авторитаризм – особые формы диктатуры, которые  принад- лежат политической истории ХХ в., хотя какие-то их черты были известны задолго до этого.  Актуальность темы в том, что до самых последних лет большая часть человечества жила в условиях диктаторского контроля, кото- рому противостоял демократический правовой порядок.

Таким образом, можно сказать, что новое  осмысление как исторического, так  и современного опыта модернизации как целостного и закономерного  этапа в развитии обществ, переходящих в индустриальную стадию или преобразующихся внутри самой этой стадии, представляет сейчас одну из актуальных задач современной политической науки. Где острота и актуальность этой проблемы не спадает, и по сей день, 
оставаясь одной из наиболее дискутируемых тем. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

1.  Сущность политической модернизации, ее критерии и типы. 

Политическая  модернизация - совокупность приемов и средств совершенствования политической системы государства, повышения ее эффективности.

Теория  политической модернизации первоначально  возникла в конце 50-х годов с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к развивающимся странам. Теории модернизации основывались на методологии анализа традиционного и современного общества, разработанной

М. Вебером, Ф.Теннисом и Э. Дюркгеймом, на критериях социального и политического развития, сформулированных Т. Парсонсом, Л. Паем и др.

Вырабатывая после второй мировой войны методы защиты своих национальных интересов  в “третьем мире”, США встали перед  необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран. Передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны могли бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию. Осуществить необходимые реформы и преобразования, превратиться в социально и политически стабильные, экономически развитые государства с предсказуемой внутренней и внешней политикой, стать надежными политическими и экономическими партнерами. Однако со временем концепция политической модернизации превратилась в обоснование некой общей модели глобального процесса цивилизации. Суть, которой в описании характера и направления перехода от традиционного к рациональному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Основная периодизация модернизации связана с неравномерностью ее протекания в мировом пространстве и историческом времени, признании независимости общественного развития, наличия долговременного периода в развитии государств. По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. В этом случае, как правило, имеются в виду развивающиеся страны, входящее в соприкосновение с западной индустриальной моделью общества. В теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности и др., ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному закрытому».

В политической науке  выделяются несколько  основных типов модернизации:

1) Спонтанная и органичная (Европа и Северная Америка) – протекала естественно и органично, начавшись "снизу", с изменения общественного сознания, приведя затем к трансформации социально-экономических и политических отношений - религиозная Реформация, буржуазные революции и промышленный переворот в странах Запада;

2) Догоняющая и неорганичная в странах "Второго" и "Третьего мира" (часть Европы, Латинская Америка, Азия, Африка), отстающих в социально-экономическом развитии от стран Запада, которая осуществляется путем заимствования у последних преимущественно технических и культурных достижений, распространяемых на "чуждой" им "почве";

3) Догоняющая и неорганичная модернизация часто является авторитарной - из-за отсутствия прочной поддержки в обществе инициаторами радикальных преобразований выступают государство и правящая элита, преодолевающая сопротивление противников реформ. В масштабах страны выделяются периферия и центры (столица и крупные города), распространяющие нововведения. Часто сопровождается внутренними конфликтами и социальным расколом, способным привести к "сворачиванию реформ".

4) Форсированная - в этом случае ставка делается на ускоренное развитие экономики и экспортного потенциала (30 - 35 лет) при сохранении "узкого характера" внутреннего рынка и преимущественно традиционных (авторитарно - патриархальных) политических отношений (страны Юго-Восточной Азии - Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.);

5) Частичная - заимствование некоторых элементов цивилизации западного типа (экономических, военных, научно-технических) без глубокого изменения социально - политических отношений, которые сохраняют традиционный характер;

6) тоталитарная модернизация - т.е. форсированное создание тоталитарным режимом с опорой на внеэкономическое принуждение мощного промышленного, оборонного и научного потенциала в рамках мобилизационной модели экономики, которая оказывается неспособной приспособиться и нормально развиваться в рыночных условиях, порождая глубокий кризис во всех сферах общества (осуществленные в период Сталина индустриализация, коллективизация, ликвидация неграмотности).  Современные и модернизирующиеся общества эволюционировали на базе огромного разнообразия традиционных, слаборазвитых обществ. В Западной Европе они сформировались на основе федеральных государств с сильными городскими центрами. В Восточной Европе - более автократических государств и менее урбанизированных обществ. 

Под собственно же политической модернизацией в  политической науке понимают процесс создания эффективных властных институтов и механизмов, формирование компетентной и эффективной бюрократии европейского типа, расширение участия масс в политике, становление правового государства и гражданского общества. При этом политическая модернизация является составной и неотъемлемой частью общего процесса модернизации – без определенных изменений во властной и политической сфере невозможно обеспечить ускоренное развитие экономики, сферы образования и науки, но, в

свою  очередь, интенсивное развитие новых экономических отношений и гражданской культуры требует изменения политических институтов. При этом в тех странах, где модернизация осуществлялась в рамках спонтанной и органичной модели (Западная Европа и Северная Америка) экономические и культурные изменения (развитие капиталистических отношений в недрах феодализма и религиозная Реформация) предшествовали политическим (буржуазные революции, слом системы абсолютизма и переход к конституционному правлению). В странах же, где модернизация имела догоняющий, авторитарный либо частичный характер (страны "Второго" и "Третьего мира"), изменения в политике и сфере власти, в сознании правящей элиты предшествовали широкомасштабным экономическим и культурным изменениям.

Выделим ряд критериев модернизации в различных сферах общественной жизни:

 * в социальной области - дифференциация и специализация ролевых функций индивидуумов и групп во всех главных институционных сферах разделения функциональных ролей, выполняемых разными индивидуумами в обществе, в особенности разделения между обязанностями в общественном производстве, в политике,   в семье, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями их личной независимости, основанной на эквивалентном обмене вещами;

* в экономике - развитие промышленной системы связано с применением технологии, которая основана на использовании научного (рационального) знания. Появления вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубления общественного и технического разделения труда, развития рынков товаров, денег и занятости;

* в политической области - образование централизованных государств, управляемых на основе разумного принципа разделения властей ( как на макро-, так и на микро- уровнях),включения широких масс населения в политический процесс (хотя бы посредством расширения представительской формы политического участия), установления демократии, с сопутствующими ей институтами; формирования осознанных интересов различных общественных групп;

* в культурной сфере - растущая дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение грамотности, многообразие философских и научных течений, религиозный плюрализм, развитие новейших средств распространения и передачи информации, приобщение населения к достижениям культуры.

Одним из «родоначальников» теории модернизации является американский политолог Сэмюель Хантингтон. Политическая модернизация, которую Хантингтон понимает как "демократизацию политических институтов общества и его политического сознания" обуславливается, на взгляд автора, целым рядом факторов социального характера. Какими бы мотивами не руководствовалась правящая элита, начиная реформы, они почти всегда ведут к вполне детерминированным изменениям. Любые шаги, направленные на социально-экономический прогресс, неизбежно способствуют заимствованию передовых идей.

Главным образом с необходимостью модернизации сталкиваются в странах, где рыночные и демократические традиции недостаточно развиты.

Обычно выделяют два типа модернизации:

Первый  из них - тип оригинальной, спонтанной модернизации, характерен для стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного, длительного развития внутренних процессов, через постепенное самопроизвольное накопление предпосылок в тех или иных областях  общественной жизни, соединение которых давало качественный толчок (США, Англия).

Второй  тип - вторичная, отраженная модернизация, характерен для стран, по тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь за счет широкого использования опыта передовых государств, пытающихся их догнать по уровню и качеству жизни. Основным фактором вторичной модернизации являются контакты с уже существующими центрами “универсальной мировой культуры”. И в том, и в другом случае успешность модернизации во многом зависит от того, насколько процесс изменений протекает органично, то есть воспринимается обществом или хотя бы значительной его частью, как естественный и поддерживается ими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Переход от авторитаризма  (тоталитаризма) к  демократии.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Информация о работе Политическая модернизация