Также,
предложено всерьез взяться за проблему
детских садов, которая раньше игнорировалась
в Посланиях, даже когда речь заходила
о проблемах модернизации образования.
Поднята была и проблема несовершенств
в характере работы коррекционных детских
домов. Затронут важнейший вопрос, никогда
не звучавший в Посланиях ранее, о насилии
над детьми, в первую очередь – о домашнем
насилии. Был предложен ряд конкретных
мер по защите прав детей и оказанию психологической
помощи и поддержки маленьким гражданам,
попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Стратегическим приоритетом политики
в сфере детства было названо формирование
и развитие ценностей здорового образа
жизни у детей и подростков.
Помимо
нетрадиционно широкого и развернутого
блока, посвященного «детской политике»,
в этом году в Послании Президента
появился еще один нехарактерный
для Посланий прошлых лет сюжет
– экологическая безопасность. Задача
формирования новой экономической
политики вытекает из вопроса, озвученного
Президентов в ходе послания: «Какое природное
наследие мы оставим детям?». Как отметил
Д.Медведев, несмотря на уникальность
и богатство российской природы, ее состояние
сегодня трудно назвать благоприятным.
Решать эту проблему можно, по мнению Президента,
лишь создав современную эффективную
систему управления в природоохранной
сфере.
В данной
области были сформулированы четыре
приоритета:
- Необходимость
оценки реального состояния всех загрязненных
территорий. Выявленный уровень предлагалось
рассматривать в качестве стартового
для осуществления программ минимизации
негативного воздействия на окружающую
среду.
- Поручение
разработать нормативы качества окружающей
среды, учитывающие состояние особенностей
конкретных территорий. «Это основа для
деятельности органов власти и установления
требований к производственным объектам».
- Развитие
системы экологического воспитания и
образования. «Мне не раз приходилось
слышать, что экологическое мышление у
нас не приживается, потому что общество
к этому не готово. Наверное, отчасти это
действительно так... И надо учесть это
в новых образовательных стандартах».
- Предложение
введения оценки эффективности органов
власти на местах путем анализа экологической
ситуации в регионе. «Качество окружающей
среды должно стать важнейшим из показателей
качества жизни и одним из основных показателей
социально-экономического развития территорий,
соответственно, должно стать критерием
оценки эффективности органов власти
на местах». Главам субъектов РФ поручено
ежегодно предоставлять доклады о состоянии
экологии.
Был поставлен
вопрос эффективного и рационального
использования финансовых ресурсов,
которыми обладает наша страна. Их нужно
использовать «не для латания
дыр, а в целях модернизации экономики»,
для создания новых конкурентоспособных
товаров и услуг, миллионов новых рабочих
мест, формирования спроса на инновации,
развития малого и среднего бизнеса, расширения
профессиональных и социальных перспектив
наших людей. «Поручаю Правительству не
менее половины экономии запланированных
расходов, а также часть дополнительных
доходов федерального бюджета направлять
на поддержку приоритетов модернизации.
А это всем известное повышение энергоэффективности
нашей экономики, развитие новых энергетических,
информационных, телекоммуникационных
и медицинских технологий».
Основные приоритеты инновационной
политики:
- Модернизация
системы государственных услуг
- Улучшение
инвестиционного климата в стране
- Борьба с
коррупцией
Ключевыми
темами стали:
- Намерение
к 2020 году повысить энергоэффективность
российской экономики на 40 процентов.
- Необходимость
дальнейшего развития отечественной атомной
отрасли, которая, наконец, вернулась к
серийному строительству и ежегодному
вводу мощностей, и получила в 2010 году
в 25 раз больше заказов, чем 5 лет назад.
- Планы по
увеличению производительности суперкомпьютера
«Ломоносов» в будущем году в 2.5 раза и
превращении его в одну из самых мощных
вычислительных машин мира.
- Возможности
ГЛОНАСС, которые должны служить массовому
пользователю уже в ближайшем будущем.
Нужно заметить, что в свете последних
событий этот тезис вызывает много вопросов.
Развитию
международного сотрудничества в структуре
президентских Посланий всегда выделяется
особое место. В вопросах наших национальных
интересов, как правило, превалировал
здоровый прагматизм и ориентация на реализацию
собственной внешнеполитической стратегии.
В.Путин неоднократно отмечал в своих
Послания, что Россия должна строить свою
внешнюю политику на основе четкого определения
национальных приоритетов, прагматизма
и экономической эффективности. Аналогичной
позиции придерживался в своих Посланиях
2008-2010 гг. и Д.Медведев. Последнее президентское
Послание продемонстрировало, что за истекшее
десятилетие Россия совершила переход
от ориентации на интеграцию на уровне
СНГ к выстраиванию модели модернизационного
партнерства.
Поступательное
расширение полюсов сотрудничества
четко прослеживается в Посланиях
за период с 2000 по 2010 гг.
Глава
II. Приоритетные направления политической
модернизации (правовые аспекты)
* статья
президента России Д.А. Медведева, «Вперед,
Россия!»опубликованная 10.09.2009 в интернет-издании
www.gazeta.ru
** www. ria.ru
15/09/2009 опубликовано Риа новости
*** заявление Д.А.
Медведева 15.09.2009 на встрече с участниками
дискуссионного клуба Международный
дискуссионный клуб
«Валдай»
Сравнительная
таблица «Модернизация политической
системы в президентских Посланиях 2008-2009
гг.
Модернизация политической системы в
президентских Посланиях 2008-2009 гг. |
Модернизируемая
сфера |
2008 г. |
2009 г. |
1.
Система оказания государственных
и муниципальных услуг |
_____//_____ |
Модернизация
государственного сектора с целью
создания эффективно действующего механизма,
отвечающего стратегическим задачам
государства. |
2.
Привлечение НКО к оказанию социальных
услуг населению |
_____//_____ |
_____//_____ |
3.
Инвестиционный климат в регионах;
изменение пропорции распределения
доходов между бюджетами разных уровней |
Затронут лишь
вопрос достижения оптимального баланса
разграничения полномочий между Федерацией
и регионами.
|
_____//_____ |
4.
Приватизация имущества, находившегося
в распоряжении органов власти |
_____//_____ |
Затронув тему
государственных корпораций, Президент
отметил, что считает эту форму
в современных условиях бесперспективной |
5.
Реформа судебной системы и правоохранительных
органов |
Президентом было
поручено подготовить заключение о
возможности передачи на федеральный
уровень вопросов деятельности мировых
судей.
Д.Медведев высказал
намерение внести в ГД законопроект
по сокращению сроков рассмотрения гражданских
дел и введению дополнительных мер ответственности
за создание препятствий, ведущих к затягиванию
судопроизводства.
Говорилось о
необходимости принять закон "Об
обеспечении доступа к информации
о деятельности судов в Российской
Федерации". |
В качестве элемента
формирования атмосферы «прозрачности»
деятельности всех органов власти предлагалось
установить порядок размещения информации
в сети Интернет о деятельности судов.
Планировалось
также создание апелляционных инстанций
в судах общей юрисдикции. На первом этапе
(с 1 января 2012 года) - для гражданских дел.
Было отмечено,
что качество работы судебной системы
в значительной степени зависит
от положения дел в правоохранительных
органах. «Должны быть приняты самые
энергичные меры для очищения рядов милиции
и специальных служб от недостойных сотрудников.
Таких следует предавать суду. Работники
этих структур будут предоставлять сведения
о своем имуществе и имуществе членов
своих семей». |
|
6.
Совершенствование уголовного законодательства |
Рассматривался
вопрос гуманизации закона и порядка
его применения. «Судам следует более
взвешенно относиться к избранию
мер пресечения в виде ареста и
к назначению наказаний, связанных
с изоляцией от общества». В то
же время правоохранительная и судебная
системы должны обеспечивать действенную
защиту прав и интересов лиц, пострадавших
от совершенных преступлений. |
Уголовное наказание,
по словам Президента, как на уровне
закона, так и на стадии его применения
судами, должно быть адекватным совершенному
преступлению и, соответственно, лучше
защищать интересы общества и интересы
потерпевшего.
«В уголовном
законе следует шире использовать так
называемую административную преюдицию,
то есть привлекать к уголовной ответственности
только в случае неоднократного совершения
административного правонарушения. Надо
шире применять штрафы в качестве наказания
за малозначительные преступления и преступления
средней тяжести, не связанные с насилием.
А если взыскать штраф невозможно, то применять
принудительные работы, которые необходимо
ввести как самостоятельный вид наказания». |
7.
Борьба коррупцией |
В этом Послании
коррупция была названа врагом "номер
один" для свободного, демократического
и справедливого общества. Разработан
и принят Национальный план противодействия
коррупции. Шла речь о внесении изменений
в законы, регулирующие деятельность сотрудников
таможни и органов внутренних дел, прокуратуры
и Федеральной службы безопасности, судей
и служащих аппаратов судов, органов государственной
власти, муниципальных органов и других.
Конкретно были
упомянуты следующие меры:
- повышение
требований к государственным и муниципальным
служащим; должно влечь дисциплинарная,
а в необходимых случаях - административная
и уголовная ответственность за невыполнение
правил поведения на службе;
- введение
мер уголовного наказания за злоупотребление
полномочиями лицами, которые исполняют
управленческие функции в негосударственных
организациях;
- введение
административной ответственности юридических
лиц за передачу взятки от имени или в
интересах юридического лица.
|
Коррупция была
признана одним из главных барьеров
на пути нашего развития.
«Только за шесть
месяцев текущего года рассмотрено
свыше 4,5 тысячи дел коррупционной
направленности. Среди осужденных -
532 представителя органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
более 700 работников правоохранительных
органов».
Президент заявил,
что для того, чтобы борьба с
коррупцией была успешной, все сферы
государственного управления должны стать
открытыми для общества, включая
деятельность органов государственной
власти, судов и органов судейского сообщества.
Именно на это
направлены и соответствующие законы
(вступление в силу которых намечалось
на 2010 год):
- об открытости
государственных органов;
- об обеспечении
доступа к информации о деятельности судов.
|
8.
Прозрачность госзакупок |
_____//_____ |
_____//_____ |
9.
Реформа избирательной системы
на муниципальном уровне |
_____//_____ |
Был предложен
целый ряд мер, направленных на реформирование
избирательной системы – в
первую очередь, на региональном уровне,
в том числе:
1. Все партии,
представленные в региональных
парламентах, получат возможность
формировать фракции.
2. Партии, не
представленные в Государственной
Думе, но имеющие фракции в
законодательных собраниях субъектов
Федерации, следует освободить от сбора
подписей для участия в региональных выборах
в соответствующих регионах. Такой же
принцип устанавливался и для муниципальных
выборов.
3. Наведение
порядка с досрочным голосованием
на местных выборах.
4. Принять законы
о гарантиях равного освещения в
средствах массовой информации деятельности
партий, представленных в региональных
парламентах.
5. В уставы
и конституции субъектов Российской
Федерации включить статьи о
ежегодном отчете руководителей
исполнительной власти перед
местным парламентом по аналогии с
Конституцией России. |
10.
Расширение практики общественных
слушаний законопроектов |
_____//_____ |
_____//_____ |
|