Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:10, курсовая работа
Цель нашей работы – рассмотреть феномен политической мобилизации. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть существующие определения понятия политическая мобилизация.
2) Рассмотреть различные типы политической мобилизации.
3) Рассмотреть механизмы политической мобилизации.
4) Рассмотреть различные типы политического участия индивидов в процессе мобилизации.
I. Введение.
II. Политическая мобилизация.
1. Что такое политическая мобилизация.
2. Типы политической мобилизации.
3. Механизмы политической мобилизации.
4. Особенности политической мобилизации и степени политического участия разных групп граждан: мобилизующиеся и внимательные граждане.
III. Заключение.
IV. Список используемой литературы.
Другая
классификация процессов
Позитивная мобилизация строиться вокруг того потенциала, который несут в себе различные положительные эмоции. Упрощенно говоря, это мобилизация «за», а не мобилизация «против».
Наиболее ярким примером позитивной политической мобилизации является мобилизация с использованием государственных символов – гимна, флага, герба. Существование в массовом сознании устойчивых представлений о себе как о коллективной общности «мы», своем месте в мире, наличие общих ценностей и целей определяет степень интеграции масс и их способность к мобилизации. Национальная символика играет важнейшую роль в формировании данных представлений4. Этим объясняется ее активное использование в критические моменты, требующие высшей степени мобилизации народа – на спортивных мероприятиях, в периоды ведения военных действий и т.п.
Позитивная
мобилизация воплощается в
Конфликтная же мобилизация основана на мобилизационном потенциале социальных конфликтов. В раде случаев именно энергия конфликтного восприятия социальной реальности становится основой для деятельного участия граждан. Мобилизационная активность массовых партий, опирающихся на традиции классовой политики, а также новых движений, родившихся на основе структур постклассового конфликта, служит примером преимущественно конфликтной мобилизации.
Структура нормативного консенсуса имеет очень большое значение для понимания социокультурных оснований, определяющих механизмы политической мобилизации избирателей. Ценностные ориентации и разногласия по ним представляют собой естественную почву для формирования идейно-политических предпочтений. А нормативный диссенсус в сочетании с определенным культурным и когнитивным фоном способен сформировать условия для чрезвычайно эффективных стратегий политической мобилизации.
Как известно, одной из возможных классификаций конфликтов является их деление на конфликты реалистичные и нереалистичные. Первые связаны с вполне определенными проблемами социалъно-экономического и политического развития и ориентированы на материальные интересы социальных групп. Умение управлять такими конфликтами может принести кандидату большие политические дивиденды. Однако нужно учитывать, что управление такими конфликтами требует огромных усилий и больших затрат. Гораздо удобнее иметь дело с конфликтами нереалистичными (идеологическими). Здесь нет непосредственных материальных интересов и денежных трат, это, по преимуществу, сфера политической риторики. Политику достаточно знать, чем недовольны избиратели и научиться играть на струнах их настроений. Развитие новых технологий и усиление роли информации в процессе реализации различными акторами своей политики приводит к все более частому и результативному использованию нереалистичных конфликтов в процессе мобилизации.
Интересно, что именно мобилизация конфликтного типа зачастую оказывается в основе использования такого популярного образа, как «образ врага». "Образ врага", искусно внедряемый в массовое сознание в ходе целостной системы мер агитационно-пропагандистского и административного характера, заставляет временно забыть или ослабить внутригосударственный конфликт по линии власть-общество, компенсировать серьезные ошибки правителя в экономической и социальной сферах. Перед лицом реальной или мнимой угрозы общецивилизационного (этнического, национального) масштаба, население демонстрирует слепую покорность правителю, если только последнему удается получить статус отца - защитника, вождя мобилизующего типа. Как показывает историческая судьба России и других стран, активизация в народном сознании "образа врага" дает колоссальный автономный ресурс прочности существующей политической системе.
Несколько примеров мобилизации «перед лицом врага» есть и в отечественной истории. Для осуществления колоссальных Петровских реформ предпосылкой стала Северная война, для отмены крепостного права - Крымская война, индустриальный цивилизационно-технологический рывок СССР в 30-е годы был бы невозможен без всеобщей убежденности в неизбежности грядущей войны, на фоне внутригосударственной активизации "классовых врагов".
3.
Механизмы политической
мобилизации.
Интересно, что еще в восемнадцатом веке шотландский мыслитель Девид Юм задавался следующим вопросом: «ничто не представляется более удивительным для тех, кто рассматривает человеческие дела философски, нежели чем та легкость, с которой меньшинство управляет большинством, и то безоговорочное смирение, с которой люди отказываются от собственных мыслей и аффектов в пользу мыслей и аффектов своих правителей. Если мы обратимся к исследованию, с как достигается это чудо, то обнаружим, что так как сила всегда на стороне управляемых, то правители в качестве своей опоры не имеют ничего, кроме мысли. Поэтому правление опирается на мысль; и это правило распространяется как на наиболее деспотичные и диктаторские правления, так и наиболее свободные и демократичные»6. Государство, политические элиты и организации, использующие политическую мобилизацию в своих целях, всегда искали способ с максимальной точностью просчитать ее результаты. В связи с этим феномен политической мобилизации всегда в той или иной степени находился в поле интересов исследователей. С течением времени в процессе развития человеческой цивилизации менялись и механизмы политической мобилизации.
Условно
можно разделить различные
Наиболее примитивным механизмом мобилизации можно считать различные формы принуждения. Рассматривая механическое принуждение в отрыве от других механизмов, становится очевидно, что в чистом виде это наименее действенный и наиболее ресурсозатратный способ мобилизации. В качестве наглядного примера, можно вспомнить известные заградительные отряды времен Второй мировой войны, которые размещались позади основных войск с целью предотвращения бегства военнослужащих с поля боя, поимки шпионов, диверсантов и дезертиров, возвращения в части бежавших с поля боя и отставших военнослужащих. Ясно, что проблему дезертирства невозможно было решить лишь таким способом. Основная роль отводилась идеологической работе.
Как пример мобилизации с использованием материального ресурса, можно привести некоторые приемы, которые используются для привлечения граждан на избирательные участки в нашей стране. Это такие акции, как «приди на выборы – получи подарок», раздача скидочных купонов на различную продукцию рядом с избирательным участком и т.п. В некоторых странах за неявку на выборы полагаются штрафы, что также является мобилизацией на основе принуждения.
В то же время идеологизацию и индоктринацию (насыщение определенным, угодным и выгодным правительству или политической организации содержанием массового сознания населения страны в социальном, идеологическом, политическом и психологическом планах в форме системы убеждений, образов, установок, стереотипов) можно рассматривать как крайне эффективные механизмы политической мобилизации. Нельзя отрицать тот факт, что именно идеология советского режима стала прочным фундаментом для мобилизации масс. Таким образом, в основе политической мобилизации лежит главным образом работа с идеями, информацией, работа с «умами».
Одним из последних шагов в этой области стала разработка во второй половине двадцатого века теории «малых миров».
Малый социальный мир формируется из определенного количества людей, находящихся друг с другом в постоянной связи. Связь может быть не прямой, но достаточно тесной - членов «малого мира» отделяют друг от друга несколько рукопожатий. Подобная структура обеспечивает высокую скорость передачи идей от одного участника «мира» другому. Соответственно вторым элементом необходимым для успешной мобилизации являются такие идеи, которые смогут спровоцировать необходимую реакцию у объекта мобилизации.
Можно привести несколько исторических примеров того, какую роль социальные сети играют в процессе массовой мобилизации. Разгон войсками митинга в Тбилиси накануне Первого съезда народных депутатов СССР в 1989 году, вызвал фантастический по силе эффект в малых мирах интеллигенции, которые существовали в академических институтах. В значительной мере этот эффект и послужил основой для политической мобилизации - создания мощного движения "Демократическая Россия". Другой пример: социальной основой фашизма в Германии стали братства ветеранов-фронтовиков Первой мировой. Именно эти социальные сети стали основой организаций штурмовиков - в них в основном были люди, вместе сражавшиеся на фронте. В 1929 году начало бурно развиваться фашистское движение. 1929 год, крах мировой экономической системы. Лопнули банки. Безотказно сработал образ, который был "вброшен" в сеть: виноваты во всем еврейские банкиры7.
Потенциал образования подобных сетевых структур различен в разных исторических и социальных ситуациях. Для Европы в целом не характерно существование малых миров большого размера (порядка ста человек). В Швеции, например, не образуются локальные коммьюнити такой численности. А вот иммигранты, которые туда попадают, - иранские, иорданские, балканские, - образуют малые миры из нескольких сот человек, постоянно общающихся друг с другом. Сообщества, связанные с религиозными организациями, тоже очень различны. Прихожане православного храма часто даже не знакомы друг с другом. В то же время в исламском мире мечеть - центр социальной жизни района, она консолидирует тот самый малый мир, через который легко осуществить мобилизацию, что иногда и происходит.
Искусственно создавать малые миры и их сети теоретически возможно, но крайне сложно. Необходимо, чтобы люди были не только знакомы друг с другом, но и связаны чем-либо. Эти связи должны быть не идеологическими, а основанными на совместном проживании, общности повседневности.
Типичный сценарий сетевой мобилизации в основе имеет уже сформировавшуюся структуру. Особая роль принадлежит людям, имеющим большое количество знакомств, так как через них удобнее всего осуществлять первичное быстрое распространение идей.
С помощью модели малых миров и социальных сетей может быть с определенной долей вероятности успеха распространения мобилизующей информации. Нельзя забывать, что для успешной мобилизации необходимо соответственное качество распространяемой информации, ее высокий мобилизационный потенциал.
В рамках данной теории можно утверждать, что государство как субъект политической мобилизации находится в выигрышном положении по сравнению с другими политическими акторами, так как в его распоряжении находятся различные государственные учреждения, в рамках которых происходит социализация индивидов (школы, вузы, предприятия и т.п.). При этом эти учреждения одновременно являются примерами малых миров, так как связи меду входящими в них индивидами отличаются стабильностью и основаны на повседневных практиках. Каналы влияния на эти «малые миры» также стандартизированы – школьная и вузовская программа и т.п.
Но несомненно, что главный мобилизационный ресурс сегодня – это Интернет. Интересно, что именно в Интернет-среде получила реальное воплощение теория «малых миров» и социальных сетей. Речь идет о таких популярных социальных сетях как facebook, его русского аналога vkontakte.ru и odnoklassniki.ru, подобный же принцип лежит в основе общения людей в Интернет-блогах. В рамках этих ресурсов происходит непрекращающийся обмен информацией. Пользователи сознательно выходят во всемирную паутину, чтобы получить или передать другому информацию. Последняя может быть представлена в любом формате – видео, аудио, текст, а значит, в ее восприятии задействованы все органы чувств.
Совершенно
очевидно, что Интернет является сегодня
главным ресурсом для осуществления
любых мобилизационных компаний. Подтверждение
тому может быть тот факт, что все политические
лидеры, заботящиеся о поддержании интереса
к своей личности и своим идеям, ведут
Интернет-блоги. В России подобная мода,
как и использование социальных сетей,
как основного ресурса для распространения
мобилизационного призыва, появилось
и стало популярным всего лишь несколько
лет назад. Появляются первые специалисты
по созданию, так называемых, медиа-вирусов.
Последние чаще всего представляют собой
видео, но могут иметь любой другой формат.
Продукт превращается в медиа-вирус в
случае, если его содержание интересно
настолько, что при попадании в сеть Интернет
происходит его быстрое потребление большим
количеством пользователей (в случае с
видео – просмотр, с аудио – прослушивание
и т.п.). Последнее при этом обусловлено
исключительно тем, что потребив продукт,
пользователь не забывает о его существовании,
а распространяет его среди своих знакомых,
те, в свою очередь, распространяют среди
своих и т.д. Содержание распространяемых
материалов в редких случая имеет политический
подтекст, но совершенно очевидно, какой
мобилизационный потенциал содержат в
себе подобные Интернет-ресурсы.