Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 12:10, курсовая работа
Цель нашей работы – рассмотреть феномен политической мобилизации. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть существующие определения понятия политическая мобилизация.
2) Рассмотреть различные типы политической мобилизации.
3) Рассмотреть механизмы политической мобилизации.
4) Рассмотреть различные типы политического участия индивидов в процессе мобилизации.
I. Введение.
II. Политическая мобилизация.
1. Что такое политическая мобилизация.
2. Типы политической мобилизации.
3. Механизмы политической мобилизации.
4. Особенности политической мобилизации и степени политического участия разных групп граждан: мобилизующиеся и внимательные граждане.
III. Заключение.
IV. Список используемой литературы.
План.
I. Введение.
II. Политическая мобилизация.
1.
Что такое политическая
2. Типы политической мобилизации.
3. Механизмы политической мобилизации.
4. Особенности политической мобилизации и степени политического участия разных групп граждан: мобилизующиеся и внимательные граждане.
III. Заключение.
IV.
Список используемой литературы.
I.
Введение.
Вне зависимости от того, в каком обществе человек живет, он с рождения является носителем определенных социальных ролей. Как говорил В.И.Ленин: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Каждый индивид является носителем нескольких социальных функций, оперировать которыми он учится на протяжении всей жизни, проходя различные этапы социализации.
В современных государствах, индивид является заведомо встроен в некоторую политическую общность, являясь гражданином этой страны. Степень ожидаемого участия индивида в процессе принятия политических решений зависит от господствующего политического режима и формы правления. Но, так или иначе, даже в авторитарных государствах гражданин - часть политической системы, а гражданин – это определенная социальная функция, социальная роль.
Различные политические акторы заинтересованы в возможности влиять на действия индивида. В случае политических партий и различных политических организаций это влияние представляет собой, главным образом, возможность сделать из гражданина своего сторонника: сделать так, чтобы индивид пришел на выборы и проголосовал за эту партию, чтобы выступал на стороне данной политической силы в случаях проведения различных политических акций и т.п. В случае же государства влияние распространяется на различные сферы жизни общества. Сегодня даже убежденные либералы признают необходимость регулирования некоторых экономических и социальных процессов.
В связи с этим важно обратить внимание на феномен политической мобилизации, который в самом широком смысле можно охарактеризовать как инструмент, который используется для превращения индивида в субъекта социально-политической деятельности.
Проблема существования систем с различной степенью возможного политического участия индивидов и специфики их социализации разрешается в рамках выделения нескольких возможных подходов к данному вопросу. В рамках субъектно-объектного подхода – индивид включается в социальную жизнь, социализируется под давлением со стороны некоторых внешних сил. Такому типу социализации соответствует авторитарный тип политической мобилизации. Если же рассматривать проблему с точки зрения субъект-субъектного подхода, то социализация предстает в формате двусторонней коммуникации, взаимовлияния социолизирующегося индивида и внешних сил. В данном случае правомерно провести параллель с соревновательным типом мобилизации.
Рассматривая процесс социализации, можно выделить три аспекта этого процесса: 1)формирование личной идентичности (образа «я»), 2) обучение социальным ролям и навыкам межличностного общения; 3) формирование и трансляция навыков и культурных установок. При реализации каждого из этих направлений присутствуют элементы политической мобилизации.
Цель нашей работы – рассмотреть феномен политической мобилизации. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1)
рассмотреть существующие
2)
Рассмотреть различные типы
3)
Рассмотреть механизмы
4)
Рассмотреть различные типы
Актуальность
рассмотрения феномена политической мобилизации
обусловлена несколькими
II.
Политическая мобилизация.
1.
Что такое политическая
мобилизация.
В литературе можно найти различные определения понятия политическая мобилизация. «Энциклопедический словарь» определяет понятие «мобилизация» (от лат. mobilis – подвижный) как «приведение кого-либо или чего-либо в активное состояние, сосредоточение сил и средств для достижения какой-либо цели». Социологические и политологические словари уточняют данный термин применительно к своей предметной области. Так в соответствии с «Социологическим словарем» одно из значений мобилизации таково: «направленный процесс активизации масс в целях решения чрезвычайных политических, военных, экономических и других целей». Специфика политической мобилизации, по мнению авторов этого же словаря, заключается в том, что данный процесс осуществляется «государством», «политическими партиями или движениями». «Политологический словарь» определяет «политическую мобилизацию» как «формирование поддержки тех или иных политических целей со стороны значительных масс населения». Этим же термином обозначаются действия населения, являющиеся следствием воздействия на него политических сил1.
В определениях проводится четкое различие между субъектом и объектом политической мобилизации. В случае политической мобилизации как субъект может выступать государство, политические партии и любые другие политические организации. Таким образом, данному процессу могут быть даны следующие определения. Политическая мобилизация – сосредоточение и задействование субъектом (актором) политики различных материальных и людских ресурсов для достижения своих целей прежде всего путем создания массовой поддержки со стороны граждан, установления контроля над финансовыми и информационными источниками. Или - организация партиями и движениями высокого уровня политического участия своих сторонников для победы на выборах или для согласия с предложенными программами и мероприятиями.
Интересно, что в современной западной политологии в качестве акторов мобилизационного процесса чаще всего рассматривают негосударственные политические и общественные движения, что указывает на доминирующее представление о потенциально заинтересованных в мобилизации структурах, в число которых государство не входит2. Так, в 1996 г. был создан международный журнал «Mobilization», специализирующийся в изучении социальных движений, протестных реакций и коллективного поведения. Но во многих странах, вне зависимости от того, как принято характеризовать существующий там режим и существующую политическую систему, можно в той или иной степени наблюдать признаки политической апатии общества, одним из характерных элементов которой является политический абсентизм. Принимая во внимание данный факт, неправильно исключать государство, говоря о политических акторах, использующих инструмент политической мобилизации. В качестве яркого примера того, насколько актуально сегодня увеличение политической активности граждан, можно привести недавний референдум в Швейцарии. Населению этой страны предстояло решить вопрос о запрете строительства минаретов на территории государства. Итог референдума – запретить подобное строительство - вызвал широкий резонанс в мировых СМИ, случившееся называли «самой крупной антиисламской акцией XXI века», «антиисламским демаршем, ударом по одному из главных фетишей европейского политического истеблишмента - толерантности и веротерпимости»3. Но если заметить, что явка на референдум составила всего лишь 53%, а решение было принято большинством в 57,5%, то оказывается, что решение, влияющее на имидж не только Швейцарии, но и всей Европы, было принято примерно четвертью населения этой маленькой страны (30,4%).
В этом контексте также можно вспомнить, какие оживленные дискуссии ведутся в российских СМИ о том, как привлечь население к участию в голосовании, на кануне каждых выборов.
Таким образом, политическая мобилизация активно используется в своей деятельности различными политическими акторами, в том числе и государством. Различные политические силы прибегают к этому инструменту вне зависимости от того, находятся ли они у власти или в оппозиции.
В зависимости от специфики того или иного исследования, в качестве объектов политической мобилизации можно рассматривать как отдельных индивидов, так и все население страны. Иногда говорят о неких конкретных мобилизуемых социальных группах, иногда упоминают понятие массы, то есть слабо организованное социальное образование. В процессе дальнейшего рассуждения мы еще будем говорить о возможных характеристиках объекта политической мобилизации.
В контексте современной политики идеал абсолютно автономного демократического участия рациональных индивидов может восприниматься лишь как утопия. Мобилизация оказывается необходимым социо-культурным и институциональным элементом социально-политической социализации. Собственно сущностью мобилизации следует считать доступ к новым формам социализации, к новым структурам социальных ролей и т.п. Выработка типа политической культуры, адекватного вызовам современности, неизбежно требует формирования определенных структур мобилизации.
Таким
образом, следует говорить о том, что
все современные политические системы
предполагают смешение автономной и мобилизованной
активности граждан
в определенной пропорции, в зависимости
от специфики политической культуры, социума
и т.д. Конечно, спонтанная активность
рядового гражданина в большей степени
соответствует классическим, либерально-демократическим
стандартам, чем активность мобилизованная.
Но реальное функционирование современных
политических систем показывает, что гражданин
сплошь и рядом действует только в ответ
на мобилизующий призыв элит и организаций.
2. Типы политической мобилизации.
Существует несколько видов классификации политической мобилизации. Так, например, различают авторитарную и соревновательную мобилизацию.
Ставя вопрос о природе политической мобилизации индивидов, большинство западных исследователей полагают, что такую мобилизацию следует рассматривать как активность, которая является следствием воздействия со стороны политических лидеров или организаций на индивидов и основана на подавлении или искажении свободных и рациональных политических предпочтений этих индивидов. Мобилизации противопоставляется автономное участие, которое понимается как результат рационального и не обусловленного какими-либо внешними факторами самоопределения индивидов.
Но данное описание лишь отчасти подходит для характеристики политической мобилизации, а именно – в случае, когда речь идут об авторитарном типе политической мобилизации. В рамках авторитарной мобилизации процесс аккумуляции общественных интересов подменяется работой по «политическому просвещению масс». Авторитарная мобилизация, в отличие от соревновательной, имеющей периодический (например, в связи с выборными кампаниями) либо избирательный (т.е. ориентированный на отдельные группы) характер, пронизывает всю систему общественной жизни. Наибольшей интенсивности она достигает, разумеется, при режимах тоталитарного типа.
В отличие от авторитарной мобилизации соревновательная мобилизация не подменяет автономной активности граждан и включает два взаимодействующих института: институт общественного мнения, мнения индивидуумов и групп и институт интересов власти, политических лидеров и организаций. Цель соревновательной мобилизации состоит в адаптации языка вторых к уровню интересов первых, а также в согласовании с общественным мнением персонального состава политических элит. Особо следует отметить, что соревновательная мобилизация возможна только в тех обществах, в которых модернизация развивается как самоорганизующий процесс. Отличительными чертами подобной социальной системы является наличие автономных и активно работающих институтов артикуляции интересов, а также однородный фон демократически ориентированной политической культуры. Частично это осуществляется децентрализацией системы управления; снижением уровня бюрократизации систем управления. В рамках последней должна проводиться политика последовательного разграничения собственно политических и административно-технических функций в системе управления. Передача политических функций в руки выборных органов и должностных лиц, повышение уровня открытости в деятельности правительств любого уровня, развитие структур самодеятельной гражданской активности и повышение уровня сотрудничества между ними и правительственными организациями – также способствует формированию политически активного субъекта подобных отношений.
В рамках западных соревновательных систем политические аспекты социальной мобилизации оказываются гармонично встроенными в структуры политической социализации граждан. Та ее сторона, которая направлена на активное и целенаправленное преобразование моделей политического поведения индивидов, имеет место на периферии гражданского участия, затрагивая по преимуществу маргинальные группы. В наибольшей степени к этому образцу приближается англо-американская система. Европейские континентальные системы сейчас тяготеют к этому типу, несмотря на сравнительно большую социокультурную сегментарность. типа.