Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:32, курсовая работа
Цель работы изучить Францию во время правления Шарля де Голля. Для изучения цели следует разрешить следующие задачи:
- рассмотреть принципы организации государственной системы Франции;
- рассмотреть двухпартийно-политический аспект;
- рассмотреть внешнеполитическое направление Франции.
Еще одна особенность Конституции 1958 г. - учреждение
Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории.
Конституция 1958 г. в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о референдуме.
В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее "чистом" виде предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст. 89, хотя косвенное указание на референдум содержится и в ст.53. Статья 11 предоставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст.89 - при изменении Основного закона. Конституция 1958 г. по способу изменения является "особо жесткой", поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух этапов - принятие поправок и их ратификация. 5
Проект пересмотра Основного закона согласно ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции. При этой процедуре обе палаты Парламента - Национальное собрание и Сенат - находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе - на совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики.
Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента. Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно.
Первый абзац статьи 91 Конституции предоставил правительству право в течение четырехмесячного срока с момента промульгации этого акта принимать все меры законодательного характера, необходимые для применения Конституции. Юридически все нормы Конституции 1958 г. действуют, однако фактически некоторые статьи остаются лишь "мертвыми деревьями" во Французской "конституционной аллее". Положения раздела XIII практически не могут быть применены после распада Сообщества.
В
настоящее время в Конституцию
Франции 1958 г. были внесены поправки, самые
значительные после реформы 1962 г., изменившей
способ избрания главы государства и установившей
новый способ избрания главы государства,
а также принципиально иную систему государственной
власти в стране. Это закон об изменении
Конституции, принятый 4 августа 1995 г.
1.2.
Государственная система во Франции.
Франции, как никакой другой стране, был характерен политический плюрализм. Ныне действующая Конституция Французской Республики в статье 4 провозглашает: "Политические партии и группировки содействуют выражению мнений голосованием. 6
Они создаются и осуществляют свою деятельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и "демократии". На политической арене действует множество политических партий и движений, им свойственна мобильность. Они возникают, приходят в упадок, исчезают, сливаются, блокируются, меняют политические ориентиры и названия. В Конституции Франции нет четкой регламентации Конституционного Совета от 16 июня 1976 г., в котором свобода образования политических партий провозглашена в качестве "основного принципа, признаваемого законами Республики". Партии образуются свободно.
Единственным условием является подача декларации в административные органы. Особое разрешение для образования любой партии не требуется. Все политические ассоциации и партии, не зарегистрированные в соответствии с установленной процедурой, не обладают какой-либо юридической правоспособностью. В особых случаях такая правоспособность может быть признана судебными органами.
Во Франции из многочисленных партий и ассоциаций заметную роль в политической жизни играют несколько наиболее значительных.
- Французская социалистическая партия (входит в Социнтернационал), включает более 180 тыс. человек; движение левых радикалов, созданное в 1972 г. (около 30 тыс. членов);
- Французская Коммунистическая партия (500 тыс. членов);
- Объединение в поддержку Республики (буржуазная партия, основанная в 1958 г., объединившая сторонников генерала Шарля де Голля - насчитывает около 900 тыс. членов);
- Республиканская партия, образованная в 1966 г., объединяющая около 160 тыс. членов и представляющая интересы средней и крупной буржуазии;
- Центр социальных демократов - правоцентристская буржуазная партия, образованная в 1976 г. (около 30 тыс. членов);
- Национальный фронт, основанный в 1972 г. - представляет собой ультраправую организацию.
Имеются также и мелкие партии, включающие партии Корсики и заморских департаментов.
Во Франции партии ограничения финансируются частными лицами. Государством финансируются те партии, которые выставили кандидатов по меньшей мере в 75 избирательных округах.
В статье 2. Конституции Французской Республики 1958 г. (ныне действующей) закреплено, что Франция является неделимой, светской, демократический и социальной республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии.
Ее принципами являются: правление народа, по воле народа и для народа. Эти положения вошли в действующую Конституцию из статей 1 и 2 Основного закона 1946 г.
Во Франции республиканская форма правления является традиционной, за исключением двух империй. По-видимому, другая форма правления во Франции не укоренялась, в тексте французской Конституции (ст.89 последний абзац) прямо указано: "Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра". При этом Конституция учреждает смешанную республиканскую форму.
Это выражается в том, что глава государства (Президент) избирается помимо Парламента, а Премьер-министр назначается Президентом без согласия высшего представительного органа.
Таким образом, мы можем определить Французское государство как президентскую республику. Вместе с тем во Франции правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента (Национальным собранием). Это присуще для парламентской формы правления, при которой Президент не может отозвать Премьер-министра. В целом политическая система во Франции характеризуется смешанной республиканской формой правления.
Принцип национальной независимости, территориальной целостности красной нитью проходит через весь текст Конституции (ст.5, 53, 89 и др.). 7Последний абзац ст.53 этот принцип формулирует так: "Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения" или: "Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории" (ст.89 последний абзац). Неделимость республики - константа Французского республиканского государства. Любое покушение на неделимость государства, на целостность его территории наказуемо в соответствии с нормами Уголовного Кодекса Франции.
Эти действия квалифицируются как преступления против безопасности государства. В части толкования ст. 53 эта часть статьи интерпретировалась как возможность уступки территории иностранному государству, либо на возможность путем выделения части территории Франции и создания на ее базе независимого, государства или присоединения к независимому государству.
Следующим элементом политической системы Франции являются взаимоотношения церкви и государства.
Несмотря на сильные католические традиции Франции, официальная религия отсутствует. Граждане обладают свободой вероисповедания.
Это означает, что любая религиозная конфессия имеет равное право на существование.
Утверждение, что государство обеспечивает свободу совести, еще не означает, что оно не может иметь каких-либо отношений с церквями, действующими на его территории. Это касается как территорий внутри Франции на континенте, так и на территориях заморских владений. В ряде областей с преимущественным проживанием католиков, имелись непосредственные отношения со Святым престолом (Эльзас, Лотарингия), а Гвиана так и не признала принципа отделения церкви от государства. Уголовный кодекс там содержит норму, в соответствие с которой подлежат ответственности священнослужители, совершившие обряд бракосочетания до заключения гражданского брака.
Следующим понятием, раскрывающим сущность политической системы, Франции является "демократическая республика".
Этот термин впервые был включен в текст Конституции Франции 1848 г. и означал введение всеобщего избирательного права, (но по смыслу только для мужчин). Этот принцип развит и в статье 3 ныне действующей Конституции, где указывается, что: "всеобщее избирательное право может быть прямым и косвенным, а также равным и тайным".
Следующий термин, раскрывающий сущность политической системы - "социальная республика". Одновременно статья 55 Конституции формулируют и следующее положение: "Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной". Этой статьей Конституция Франции придает принципиальное значение принципу применения норм международного права - договоры имеют не законодательную силу.8
Когда
перед Европой встал вопрос об
интеграции в Евросоюз, выяснилось,
что наиболее приспособленной к
ней оказалась Конституция
2.
партийно-политический аспект.
2.1 Партийная система и основные политические партии Франции
Франция, наряду с Великобританией является родиной современных политических партий и имеет вековые традиции плюрализма и свободомыслия.
В послевоенный период характер многопартийности несколько раз менялся. В 1958—1981 гг. во Франции существовала доминантно-партийная система, основанная на привилегированном положении влиятельной партии Объединение в поддержку Республики (ОПР), причем название партии впоследствии неоднократно менялось. Это буржуазная центристская партия, основанная в 1958 г. ближайшими соратниками генерала де Голля. Она проповедует традиционные либеральные ценности, выступает за ускоренную европейскую интеграцию при учете интересов Франции. Партийными документами поставлена задача создания массовой и авторитетной политической организации, имеющей поддержку в различных слоях общества под популистским лозунгом: Быть везде. Последовательно отстаивается идеология величия Франции, и ее культуры, а также идея сильной президентской власти и политической стабильности.9
Члены партии ОПР отличаются активным политическим поведением и ведут работу среди различных слоев избирателей. В 1995 г. лидер неоголлистов Ж. Ширак избран на высшую должность Пятой Республики — Президента, в 2002 г. вновь переизбран на эту должность. Со второй половины XIX в. на французской политической сцене заметно присутствие социалистических организаций. Видная роль им принадлежала и в первый послевоенный период, до конца 50-х гг.
Однако современная Французская социалистическая партия (ФСП) была создана в 1971 г. на базе объединения ряда небольших социал-демократических организаций под руководством популярного политика Ф. Миттерана — Президента Франции в 1981 - 1995 гг.
ФСП
выступает под лозунгами
С конца 80-х гг. партия переживает серьезный идейнополитический кризис, который еще не преодолен и даже усилился после поражения на последних президентских и парламентских выборах (2002 г.). На левом фланге действует Французская коммунистическая партия (ФКП), основанная в 1920 г. 10
В 30—50-е гг. она была популярна не только среди лиц, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, но и в среде интеллектуалов. Весома роль коммунистов и в Движении сопротивления (1939—1945 гг.). В последние годы усилились кризисные явления в идеологии и партстроительстве.