Политическая концепция Шарля де Голля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить Францию во время правления Шарля де Голля. Для изучения цели следует разрешить следующие задачи:

- рассмотреть принципы организации государственной системы Франции;

- рассмотреть двухпартийно-политический аспект;

- рассмотреть внешнеполитическое направление Франции.

Работа содержит 1 файл

шарль де голь.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Введение.

 
 

     Одна  из самых богатейших историй мира – это история Франции, полная романтики и драматизма одновременно.

     Политическая  система Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву считается  колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным

процессам во всем мире. Сама Франция за эти  годы прошла через периоды республиканского, монархического и имперских правлений.

     Республиканский строй, установившийся в нынешнее время  во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая

республика  была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного

дольше  – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая  республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 - 1957 гг.)

     Великая французская революция положила начало новой истории Франции. Начиная  с этого наивеличайшего момента  в истории данного государства, маховик истории закрутился с  неимоверной силой. Всего за столетие Франция успела пережить порядка пяти революций. Монархия сменялась республикой, республика империей, империя монархией. Затем снова по кругу. Четыре раза Франция становилась республикой.

     За  прошедшее столетие с начала Великой французской революции Франция пережила и минуты величайшей славы в период правления Наполеона и минуты позорного забвения при падении империи Бонапарта.

     Такое впечатление, что страна долгое время  никак не могла вырваться из этого  адского круга, в который её затянул маховик истории.

     Франция всему миру показала, что народ  может и должен завоевывать права и свободы, а если понадобится - отвоевывать их заново. Для граждан этого государства свобода - это не пустой звук, это ценность, завоеванная ими кровью.

     Объектом работы является Франция. Предметом работы является политические концепции Шарля де Голля.

     Цель  работы изучить Францию во время  правления Шарля де Голля. Для  изучения цели следует разрешить  следующие задачи:

     - рассмотреть принципы организации государственной системы Франции;

     - рассмотреть двухпартийно-политический  аспект;

     - рассмотреть внешнеполитическое  направление Франции.

     Для изучения цели работы была использована следующая литература: 

«Конституционное право зарубежных стран» под редакцией доктора

юридических наук профессора А. В. Малько, в котором освещаются основные

понятия и институты зарубежного конституционного права, раскрываются его предмет, система, источники, всесторонне анализируются вопросы правового положения личности, форм государства, местного самоуправления, в интересах более углубленного и цельного, комплексного представления о государственном строе ведущих стран в учебник введены главы о США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Японии, Испании, Индии, КНР, Израиле. Специальные главы содержат региональные обзоры основных конституционно-правовых институтов;

«Конституционное право зарубежных стран» под редакцией профессора. М. В. Баглая. Учебник написан в соответствии с учебной программой по данному

предмету, утвержденной Академическим правовым университетом при Институте государства и права Российской академии наук. В Общей части рассматриваются основные институты конституционного права, в Особенной — основы конституционного права десяти стран Европы, Азии, Африки, Америки, представляющие определенные конституционно-правовые системы. И другая литература, посвященная изучению данной темы.

           
 

     1. Принципы организации государственной  системы во Франции

     1.1 Развитие конституционного процесса во Франции после II мировой войны. 

     Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание историков, юристов, политиков. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета", заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.1

     В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый - период Четвертой Республики - с 1946 по 1958 г., второй - с момента принятия действующей Конституции 1958 г.

       Основной закон 1946 г. был вдохновлен  общим демократическим 

подъемом  после победы над гитлеровским фашизмом - наиболее демократичный за всю историю страны - мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований.

     Конституция 1958 г. как результат изменения  соотношения политических сил в  стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой Республике.

     Непосредственным  поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в  то время французской колонии, и  угроза гражданской войны в самой  метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст.90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти "сильной" личности - генералу Шарлю де Голлю.

     Одновременно  Национальное собрание указало принципы, на которых должна основываться новая Конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность Правительства перед Парламентом, судебная власть должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с колониальными народами.

     Во  время дискуссии в Национальном собрании Шарль де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы  государства и главы правительства.

     Формальным  условием создания новой конституции  было требование к правительству  проводить консультации с Конституционным  советом консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев и на одну треть - из членов Правительства. После разработки проект должен быть передан на референдум. Таким образом, процедура разработки проекта была малодемократичной. Основной закон разрабатывался главным образом, экспертами, причем специалисты по конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями.

     В основу документа легли конституционные  воззрения Ш. де Голля, высказанные им, главным образом, в речи в Байе, 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в наибольшей мере способствовали представлениям политических сил, находящихся в тот период у власти.

     Конституция состоит из преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Разделы различны по объему. Наиболее крупные разделы посвящены  Президенту Республики и отношениям между Парламентом и Правительством.2

     Основной  закон 1958 г. установил иерархию юридических норм, действующих в стране. Наверху пирамиды находится Конституция, ниже - органические законы, еще ниже - обычные законы. Несколько особняком “держатся” законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.

     Основной  закон установил республиканскую  Форму правления, имеющую смешанный  характер, поскольку в ней наблюдаются  черты президентской республики (глава государства избирается без  участия парламента, правительство  назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Неделимый характер французского государства определен ст.53 Конституции, в которой указано: "Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения". В случае отделения какой-либо французской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания соответствующего договора о выходе из Франции.

     В настоящее время неделимая Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и четыре, заморские территории (Новая Каледония, Полинизия, Уоллис и Футуна, Южные и антарктические территории).

     Демократический характер Республики говорит о существовании  в стране одноименного политического  режима. Конституция указывает в  качестве составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).3

     Собственно  Конституция 1958 г. - это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и "основные принципы, призванные законами Республики", к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г.

     Таким образом, особенностью действующей  Конституции Франции является ее структура и порядок закрепления  провозглашаемых прав и свобод. Хотя список не содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по времени принятия) конституционных актах различных государств, но и Декларация 1789 г., и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются примером последовательно демократических документов.

     Круг  прав и свобод, провозглашенных в  них, широк, например, продолжает действовать  даже такое экзотическое для нашего времени право, как правь на сопротивление  угнетению. Оно было характерно для "золотого" времени буржуазной государственности, наступившего сразу же после того, как было покончено с феодальными порядками.

     Главная черта Конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Французская центральная  исполнительная власть имеет следующую структуру: она включает Президента Республики и Премьер-министра. 4

     Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации  членов правительства, должен нести  ответственность за наиболее общие  направления деятельности государства.

     На  Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием и уголовную перед обеими палатами парламента.

     Однако, юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике с самого начала существования Пятой  Республики установился обычай ответственности  Правительства перед Президентом страны, т.е. был введен монизм исполнительной власти. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого голосования, Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти.

     Хотя  формально-юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время существования Пятой Республики, поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы государства, укрепила и без того его господствующее положение.

     Процесс концентрации политической власти в  руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и "через голову" парламента, например, при проведении референдумов на основании ст.11 Конституции. Основной закон 1958 г. - первая французская Конституция, закрепившая существование политических партий.

Информация о работе Политическая концепция Шарля де Голля