Политическая коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Политическая коммуникация оказывается и в числе явлений, которые не укладываются в привычные рамки общесоциологических парадигм, в известной мере претендующих на роль универсальных теорий и включающих в себя собственно политологические подходы. Так, в условиях становления информационного общества анализ проблемы борьбы за власть, очевидно, смещается от традиционной постановки вопроса о власти и собственности на средства материального производства в плоскость борьбы за власть и собственность на средства производства общественного мнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2

1. Политическая коммуникация как объект теоретических исследований……….

2. Средства коммуникации как инструмент преобразования социально-политической действительности…………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

политология реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

     Значительное  место в системе СМК занимает межличностное общение – тот  микроуровень массовой коммуникации, который оказывает существенное воздействие на его макроуровень – телевидение, радио, кино, лекционную пропаганду и так далее. Ведь информация официального субъекта массовой коммуникации принимается и успешно усваивается людьми тогда, когда она положительно оценена неофициальным субъектом, поддержана им. Любое важное сообщение, как правило, обсуждается и получает свою оценку в семье, трудовом коллективе, неформальной группе. Именно эта оценка, позиция близких человеку людей больше всего влияет на его отношение к тем или иным официальным источникам информации. Если у аудитории складывается стойкое отрицательное отношение к официальной информации, например, из-за замалчивания СМИ отдельных фактов, проблем, то на эффективность и действенность средств массовой информации в этом случае рассчитывать не приходится. Иными словами, межличностное общение служит фильтром для усвоения официальной информации, дает ей свою оценку и имеет решающее значение в политическом ориентировании личности.

     Коммуникация  в значительной степени зависит от социальных, политических и технических условий ее развития. В системы СМК обязательно входят тексты (от материально не закрепленных до материально закрепленных в символах, знаках, образах, звуках) и аудитории этих средств: от малых сконцентрированных до численно больших, рассредоточенных.

     Самой древней по времени возникновения  является первичная система средств  массовой коммуникации (ССМК-1) – она  соответствует первобытному строю; человек – сам носитель текста, главное – межличностная коммуникация. ССМК-2 соответствует периоду разложения первобытной общины; появляется аудитория, организаторы коммуникативного процесса; его основная форма – собрание как действие. Возникновение ССМК-3 (период становления индустриального общества) связано с развитием книгопечатания, материальным закреплением текста-письма, а ССМК-4 – собственно с комплексом средств массовой информации (эпоха индустриальных и постиндустриальных обществ).

     Естественная  коммуникация характеризуется прямой связью между коммуникаторами и  наличием “живого” текста, который может подвергаться изменениям в зависимости от моментальной реакции относительно небольшой по размеру аудитории; техническая – наличием материально-закрепленного текста, отсутствием прямой связи между коммуникаторами и наличием численно больших рассредоточенных аудиторий.

     Уровень развития системы средств массовой коммуникации, особенности их использования  достаточно полно характеризуют  социально-информационную базу политической культуры, ее приоритетные цели. В свою очередь, доминирующая политическая культура как бы “задает” политико-коммуникативным процессам систему ценностных ориентации, правил, образцов функционирования.

     Массовая  коммуникация, охватывая все многообразие социальных связей – межличностных, массовых и специальных, отражает и выражает культурные ценности субъектов политики; несет в себе социально-политическую информацию как содержание, включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства, используемые в этих обменах, и технические каналы этих обменов. Коммуникаторы при массовой коммуникации целенаправленно формируют массовую аудиторию, массовая коммуникация подразумевает также тесные развивающиеся взаимосвязи внутри массы, в свою очередь воздействующей на коммуникаторов. [c.310] В общем случае имеют место всесторонние коммуникативные связи и отношения, которые неразрывно связаны с политической и общей культурою общества.

     В политологической литературе, при исследовании эволюции способов политической коммуникации, основной акцент делается на анализ отношений управляющих и управляемых в коммуникативном плане. Их можно рассматривать в следующей парадигме:

1) отношения  идентичности. Управляющие идентичны  управляемым;

2) отношения  включения. Все управляющие являются  членами политического общества, но не все управляемые являются членами руководящего круга. Эти отношения заключают в себе взаимопроникновение и взаимовлияния управляющих и управляемых;

3) в  условиях расширения политического  общества отношения между управляющими  и управляемыми становятся отношениями пересечения. Класс управляющих частично отделяется от класса управляемых.

     В ряде моделей политической коммуникации обращается внимание на роль элиты, которая  осуществляет свою власть над остальной  частью общества не непосредственно, а  через промежуточные звенья, такие как бюрократический аппарат и средства массовой коммуникации. Между различными элементами политических систем, такими как элита, бюрократия и массы, происходит непрерывный обмен информацией. Ведущую роль в организации и передаче информации играет элита.

     Ниже  приводится одна из моделей политической коммуникации, в которой показывается, что между такими элементами политической системы, как правящая элита и  бюрократия, с одной стороны, и  массы – с другой, происходит непрерывный информационный обмен, причем элиты всегда конструируют и передают “вниз”, “на массы” такую информацию, которая укрепляет их легитимность. Передача информации осуществляется посредством СМИ, а также политических и неполитических организаций. Что же касается “управляемых”, то они могут передавать информацию “вверх”, во-первых, только эпизодично; во-вторых, в основном, на выборах или референдумах (рис. 1).

     Контроль  и распределение политической информации – важный элемент в определении  политической культуры, типа политических систем: демократических или авторитарных. Демократический тип предполагает, что политическая информация широко распространяется между различными членами общества; при авторитарных формах правления информационные процессы берутся под строгий контроль.

 

Рис. 1 Модель передачи политической информации в обществе 

     В основе идеальной, подлинно демократической  модели политической коммуникации лежит  равноправный обмен информацией, диалог между основными политическими группами общества – управляющими и управляемыми. Этот обмен, без которого невозможно общение, следовательно, и достижение политического согласия, не обязательно является одномоментным или последовательным, но протяженным во времени и в пространстве. По своей значимости и по влиянию на функционирование политической системы информация, направляемая от управляемых к управляющим, сопоставима с информацией, поступающей от политической элиты к остальным членам политического общества.

     Отправным пунктом для анализа функциональных и ценностных характеристик политико-коммуникационных процессов может служить известный  “коммуникационный алгоритм”, согласно которому акт коммуникации рассматривается  как развертывающаяся структура по мере ответа на вопросы.

     Формула коммуникационного анализа

1. Кто  (Сделавший сообщение) – 2. Сообщает  что (Сообщение) – 3. Как, по  какому каналу (Канал коммуникации) – 4. Кому (Получатель сообщения)  – 5. С какой целью? (Цель сообщения)  – 6. С каким эффектом? (Эффект сообщения).

Специальные дополнительные вопросы: – При каких  обстоятельствах? – С какой целью? – С каким результатом?

     В другом варианте исследования: 1. Кто (Проверка объекта изучения)–2. Сообщает что (Содержание анализа)–3. Как, по какому каналу (Средства анализа) – 4. Кому (Изучение аудитории) – 5. С каким эффектом? (Результат исследования).

     Алгоритм  коммуникационного анализа выглядит следующим образом: коммуникатор –  сообщение – канал – реципиент.

     Рассмотренный алгоритм желательно рассматривать и как систему двустороннего действия: коммуникатор – непрерывный обмен потоками информации – реципиент. В ней весьма важным представляется анализ состояния и деятельности конкретных субъектов массовой коммуникации, учет особенностей их социокультурного развития, содержания информационных потоков.

     Субъекты  массовой коммуникации господствующего  социального класса, слоя, как правило, занимают ведущее положение в  обществе и имеют наиболее благоприятные  условия для информационно-пропагандистской деятельности.

     Господствующими идеями любого времени являются всегда идеи господствующего класса. Понятно, что такой класс, направляя деятельность государственных институтов, стремится  контролировать основные средства коммуникации, идеологические учреждения и т.д. В зависимости от уровня политической культуры общества он это делает демократическими или авторитарными способами, единолично или с союзником, с учетом мнения и настроений масс или нет.

     Общественное  мнение формируется прежде всего  под влиянием средств массовой информации. И конечно, политические элиты пытаются сделать так, чтобы общественное мнение или, по крайней мере, преобладающая его часть склонялось в их пользу.

     В бесконечном множестве политико-коммуникативных  связей и отношений, взаимодействующих и развивающихся в разных направлениях и существующих на различных уровнях, важно уметь определять их основные тенденции и содержание. Ведь и лидеры общественных групп, и их сторонники, как, впрочем, и противники, во многом зависимы от политической коммуникации; отличия проходят по характеру восприятия, политическому спектру и эффективности ответной реакции. Господствующий коммуникационный поток (независимо от того, правильно его содержание или нет) становится ключевой силой в определении и объяснении того, что значимо в политике в определенный момент времени.

     Вместе  с тем было бы неверно анализировать  коммуникационные отношения только по вертикальному принципу: “правящие  элиты – управляемые массы”. Чем демократичнее общество, тем  большее значение приобретает горизонтальный уровень обмена потоками политической информации, сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующимися на более широкой ценностной основе.

     В этой связи целесообразно обратить внимание на соответствующие положения  Конституции Российской Федерации  по проблемам информации и коммуникации в обществе.

     Конституция Российской Федерации (1993), Статья 29:

1. Каждому  гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не  допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие, социальную, расовую,  национальную или религиозную  ненависть и вражду. Запрещается  пропаганда социального, расового, национального, религиозного или  языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый  имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять "информацию  любым законным способом. Перечень  сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется  свобода массовой информации. Цензура  запрещается.

Статья 26, ч. 2:

     Каждый  имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка  общения, воспитания, обучения и творчества.

     Важное  место в политической коммуникации занимает рассмотрение содержательных и ценностных характеристик социально-политической информации. “Контент-анализ” – изучение содержания политико-информационного сообщения – позволяет выявить ряд формальных характеристик, важных для коммуникативного воздействия. Учитывая способность коммуникации ориентировать реципиента на передаваемое ему сообщение, принято выделять два типа информации.

     Побудительная политическая информация. Выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать ответное действие и в свою очередь подразделяется на:

а) активацию  – побуждение к действию в заданном направлении;

б) дестабилизацию – рассогласование или нарушение  некоторых автономных форм поведения  или деятельности.

     Констатирующая политическая информация. Выступает в форме нейтрального сообщения и широко представлена в различных образовательных системах. Не предполагает непосредственного изменения поведения. Мера объективности может варьироваться от “безразличного” тона изложения до включения в текст явных элементов убеждения.

Информация о работе Политическая коммуникация