Политическая элита

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Политическая элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направление общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене.

Работа содержит 1 файл

чистовик.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

      Система взглядов и представлений в виде теорий элит сформировалась в социологии и политологии на рубеже XIX – XX вв. Все теории элит сходятся в том, что в любом обществе, в любой сфере жизнедеятельности существует сравнительно немногочисленный высший слой людей, который доминирует над остальными.

      Политическая  элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направление общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене.

      Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие, структура и функции политической элиты.

1.1 Понятие политической элиты.

 

     Термин  «элита» происходит от латинского eligere или французского elite – лучшее, отборное, избранное. В повседневном общении этим словом можно охарактеризовать самые различные предметы и явления. Например, «элитный клуб», «элитное зерно» и т.д.

       Начиная с ХVI в. Его начали употреблять применительно к «избранным людям», прежде всего высшей знати, определенной избранной категории людей, занимающих в иерархической социальной структуре общества привилегированное положение. При этом в каждой сфере жизнедеятельности, как правило, имеется своя элита, например «литературная элита», «научная элита», «творческая элита» и т.д.

     Концепция элит возникает в глубокой древности. Например, Платон выделял особую привилегированную  группу людей (философов аристократов), которая знает, как управлять государством, и выступал против того, чтобы к управлению допускались выходцы из низов.

     Из  всех видов элит политическая занимает особое место, т.к. она участвует  в использовании государственной  власти, обладает определенными властными полномочиями.

     Политическая  элита – немногочисленная, относительно привилегированная, достаточно самостоятельная, высшая группа (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающая определенными психологическими, социальными и политическими качествами, необходимыми для управления другими людьми и непосредственно участвующая в осуществлении государственной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Теория элитизма.

 

   В научный оборот термин «политическая элита» был введен в конце XIX – начале ХХ в.  В более поздние периоды значительный вклад в формирование и развитие элитизма внесли Н. Макиавелли,        Т. Карлейль, О. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др. Как научная школа элитистское направление окончательно сформировалось благодаря трудам В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса.

     В. Парето (1848-1923), итальянский социолог, исходил из тезиса, что люди изначально неравны. Совокупность индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, Парето называет элитой. «Главная идея термина «элита» - превосходство … В широком смысле я понимаю под элитой таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Сама элита делится на правящую, прямо или косвенно осуществляющую власть, и неправящую (контрэлиту), не имеющую доступа к управлению к руководству. Парето приходит к выводу, что элита существует в любых обществах и при любом политическом строе. И при деспотии, и при демократии, замечает он, за «сценой» обычно находятся люди, играющие очень важную роль в осуществлении власти. Именно эти люди, составляющие основу элиты, вершат историю, определяя ее ход и направленность.

     Парето  разделял элиты по методам правления  на «львов» и «лис», Первые – опираются на материальную или религиозную силу, для них характерно преимущественное использование насилия при осуществлении господства. К элитам первого типа он относил правительства греческих полисов в эпоху тираний, Спарты, Рима времен Августа и Тиберия, многих европейских государств периода абсолютизма. Правление элиты «львов» приводит общество в конечном итоге, к застою.

     «Лисы»  для укрепления власти используют, главным образом, хитрость, обман, искусство убеждения масс и политические комбинации. К элитам «лис» Парето относил афинских демагогов, римскую аристократию, правительства всех республик. Элиты этого типа более динамичны, они состоят из энергичных, прагматически мыслящих деятелей и новаторов.

     Между элитой и массой постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низшие слои, а наиболее способные представители последних поднимаются по «социальной лестнице» и попадают в состав элиты. Данный процесс получил название циркуляции элит. Он способствует сохранению социальной и политической стабильности в обществе. В случае замедления циркуляции в высшей страте накапливаются деградирующие элементы, в то время как в низших стратах накапливаются элементы с высшими качествами. Подобное замедление чаще всего наблюдается в периоды правления элиты «львов».

     В конечном итоге, прекращение циркуляции элит приводит к революциям, которые восстанавливают процесс циркуляции. «Те, кто судит поверхностно, - замечал в этой связи Парето, - склонны задерживать свое сознание на массовых убийствах и грабежах, которые сопровождают перевороты, не задумываясь, не есть ли это проявления – прискорбные, конечно, - социальных сил и эмоций, которые, наоборот, очень полезны … Массовые грабежи и убийства – это внешний признак, который обнаруживает, что происходит замещение сильными и энергичными людьми людей слабых и ничтожных». Главным содержанием и итогом революций, таким образом, становится смена элит (правящая элита сменяется потенциальной контрэлитой). Массам же отводится роль своеобразного «орудия» для свержения старой, одряхлевшей элиты. После прихода к власти новой элиты низшие слои вновь оказываются в состоянии зависимости. В истории постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Смену элит Парето считал одним из главных феноменов исторического процесса.

     Другой  итальянский социолог, Г. Моска (1853-1941), основываясь на историческом методе, пришел к выводу, который он сформулировал следующим образом: «Во всех обществах – от наименее развитых и цивилизованных и до самых развитых и могущественных – обнаруживаются два класса людей класс, который правит, и класс, которым правят. Первый, всегда менее многочисленный, берет на себя все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами, которые из нее вытекают, тогда как второй, более многочисленный, руководим и управляем первым, иногда более или менее законно, а иногда более или менее волюнтаристски и насильственно».

     Отличительными  качествами, открывающими доступ в  элиту, Моска считал военную доблесть, богатство, происхождение, личные качества (ум, талант, образование), способности к управлению. Политический класс занимает господствующее положение в обществе и осуществляет властные функции благодаря организованности (в отличие от неорганизованного большинства), искусству управления и способности идеологически обосновать свою верховенствующую роль. Осуществление власти в обществе во многом зависит от способа воспроизводства правящего класса. Итальянский ученый выделял три таких способа: наследование, выборы и кооптацию. Любой политический класс стремится к сохранению и воспроизводству власти путем наследования (если не де-юре, то де-факто). Эту тенденцию он называл аристократической. В то же самое время в обществе всегда есть политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов. Вторая тенденция обозначалась им как демократическая. В том случае, если верх берет первая тенденция, происходит, по выражению Моски, «закрытая кристаллизация» правящего класса, которая приводит его к закрытости, окостенелости и вырождению. В случае доминирования демократической тенденции происходит пополнение рядов правящего класса наиболее способными к управлению представителями низших слоев, что предопределяет его динамизм, энергию и жизнеспособность. Политические симпатии Моски склонялись к обществу, где обе тенденции уравновешивали друг друга.

     Значительный  вклад в теорию элит внес немецкий политолог         Р. Михельс (1876-1936). Исследуя социальные отношения, он пришел к выводу о не возможности прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации (партии, профсоюзы и т.п.). Функционирование же организации протекает по собственным законам. Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, превращаясь в олигархию, заботящуюся лишь о сохранении своего положения. Эту тенденцию Михельс назвал «железным законом олигархизации», подчеркивая тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации, в любом обществе.

     В современной политической науке  используется несколько подходов к  исследованию элит. В целом их можно  свести к двум основным: меритократическому (лат. Тeritus – лучший и греч. Cratos –власть) и властному. Первый подход берет свое начало в элитистской теории В. Парето. Его кредо удачно сформулировал К. Маннгейм: «Элита» - это «иерархия, основанная на собственных достижениях». В рамках меритократического подхода существуют технократическое и организационно-управленческое направления.

     Основоположниками технократических теорий считаются                  А. Богданов и Т. Веблен. Согласно Веблену, в связи с развитием науки, техники и технологий возрастает роль инженеров-организаторов. Используя особые знания, технократы постепенно вытесняют традиционных собственников с ведущих социальных позиций, превращаясь в самостоятельную общественную силу. Основы организационно-управленческих теорий заложил Дж. Бернхейм. Выдвинутый им тезис о переходе власти из рук собственников в руки профессионалов-менеджеров, получил известность под названием «революции менеджеров». В 70-е гг. меритократический подход получил широкое распространение в связи с трудами Д. Белла,                    А. Гоулднера и др. Суть меритократических теорий можно свести к нескольким положениям:

     1. Элита – наиболее ценный и важный сегмент общества, обладающий выдающимися качествами, высокими способностями и показателями в наиболее важных сферах деятельности.

     2. Элита занимает господствующее  положение в обществе, поскольку  она является наиболее продуктивной  и инициативной частью населения. Массы – не мотор, а лишь колесо истории, проводник в жизнь решений, принимаемых элитами.

     3. Формирование элиты – это не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизм такой селекции.

     4. Элитарность связана с равенством возможностей, но не с равенством результатов и социальных статусов, она обусловлена неравенством способностей индивидов.

     Наибольшее  распространение в современной  политической науке получил властный подход к определению и выделению  элиты. Его представители ( Моска, Р. Михельс, Р. Миллс, Р.Дарендорф) определяют элиту как группу, осуществляющую властные функции и влияющую на общество. В свою очередь, властный подход подразделяется на структурный и функциональный. Сторонники структурного подхода относят к элите всех лиц, занимающих формальное положение в органах (структурах) власти (например: президент, министры, руководство армии). Приверженцы же функционалистических трактовок относят к элите те группы и тех индивидов, которые оказывают реальное влияние на общественную жизнь и на принятие социально значимых решений. Исходя из подобного критерия выделения элиты, немецкий ученый            Р. Дарендорф включает в ее состав: 1) экономических лидеров, 2) политических лидеров, 3) профессоров и учителей, 4) духовенство, 5) выдающихся журналистов 6) военных, 7) судей и адвокатов. Естественно, что степень влиятельности данных групп, включаемых в состав элиты, будет неодинакова.

     Исходя  из многочисленных теоретических подходов к элите, можно дать ее следующее обобщающее определение: правящая элита – это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властыо и возможностями влияния на общество.

     Среди сторонников элитизма не утихают  споры о характер правящей элиты  и специфических особенностях ее господств. Часть элитистов, вслед за американским политологом Р. Миллсом, утверждают, что правящая элита – это единая сплоченна группа, монополизирующая сферу господства. В работе «Властвующая элита» Миллс утверждал, что в нее входят главы крупнейших корпораций, политические лидеры и военное руководство. Экономическая, политическая и военная элиты составляют единую властвующую элиту, которую сплачивает стремление сохранить за собой господствующее положение в обществе. Приверженцы плюралистической теории элит считают, что элита, напротив, не является единой, относительно сплоченной группой. В обществе существует несколько элит. Каждая из них осуществляет господство и контроль в своей сфере деятельности и в то же самое время не способна доминировать во всех областях общественной жизни. Этот плюрализм определяется спецификой социальной стратификации. Фактически каждая страта выделяет и формирует собственную элиту. Каждая «материнская» группа осуществляет контроль за соответствующей элитой. Между элитными группами возникает конкуренция, препятствующая монополизации власти и средств контроля. Своеобразным синтезом принципов демократии и элитизма стала теория демократического господства элит (демократического элитизма). Ее суть сводится к следующему:

Информация о работе Политическая элита