Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:49, реферат
Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». В повседневном языке оно имеет два значения. Первое из них отражает обладание какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин «элита» употребляется в таких словосочетаниях, как «элитное зерно», «элитные лошади», «спортивная элита», «элитные войска», «воровская элита» и т.п.
Некоторые современные
сторонники ценностной теории элит утверждают,
что лишь индустриальное и постиндустриальное
общество становится подлинно элитарным,
поскольку «покоившееся на владении частной
собственностью классовое господство
сменилось в нем господством групп, которые
рекрутируются отныне не по крови или
владению собственностью, а на основе
деловой квалификации» .
2. Элита относительно
сплочена на здоровой основе
выполняемых ею руководящих
3. Взаимоотношения
между элитой и массой имеют
не столько характер
4. Формирование элиты
— не столько результат
5. Элитарность —
условие эффективного
Некоторые сторонники
ценностной теории элит пытаются разработать
количественные показатели, характеризующие
ее влияние на общество. Так, Н. А. Бердяев
на основе анализа развития разных стран
и народов вывел «коэффициент элиты» как
отношение высокоинтеллектуальной части
населения к общему числу грамотных. Коэффициент
элит, составляющий свыше 5%, означает наличие
в обществе высокого потенциала развития.
Как только этот коэффициент опускался
до примерно 1%, империя прекращала существование,
в обществе наблюдались застой и окостенение.
Сама же элита превращалась в касту, жречество.
Ценностные представления о роли элиты в обществе преобладают у современных неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии. Но сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.
Теории демократического
элитизма
Основные положения
ценностной теории элит лежат в основе
концепций демократического элитизма
(элитарной демократии), получивших
широкое распространение в
Сторонники демократического
элитизма, ссылаясь на результаты эмпирических
исследований, утверждают, что реальная
демократия нуждается как в элитах, так
и в массовой политической апатии, поскольку
слишком высокая политическая партиципация
угрожает стабильности демократии. Элиты
необходимы прежде всего как гарант высокого
качественного состава руководителей,
избранных населением. Сама социальная
ценность демократии решающим образом
зависит от качества элиты. Руководящий
слой не только обладает необходимыми
для управления свойствами, но служит
защитником демократических ценностей
и способен сдержать часто присущий массам
политический и идеологический иррационализм,
эмоциональную неуравновешенность и радикализм.
В 60— 70-е гг. утверждения о сравнительном демократизме элиты и авторитаризме масс были в значительной мере опровергнуты конкретными исследованиями. Оказалось, что хотя представители элит обычно превосходят низшие слои общества в принятии либерально-демократических ценностей (свободы личности, слова, конкуренции и т.д.), в политической толерантности, терпимости к чужому мнению, в осуждении диктатуры и т.п., но они более консервативны в признании социально-экономических прав граждан: на труд, забастовку, организацию в профсоюз, социальное обеспечение и т.п. Кроме того, некоторые ученые (П. Бахрах, Ф. Нашольд) показали возможность повышать стабильность и эффективность политической системы с помощью расширения массового политического участия.
Концепции плюрализма
элит
Установки ценностной
теории о цен ностно-рациональном
характере отбора элит в современном
демократическом обществе развивают
концепции множественности, плюрализма
элит, являющиеся, пожалуй, наиболее распространенными
в сегодняшней элитарной мысли. Их нередко
называют функциональными теориями элиты.
Они не отрицают элитарную теорию в целом,
хотя и требуют коренного пересмотра ряда
ее основополагающих, классических установок.
В основе плюралистической концепции
элиты лежат следующие постулаты:
1. Трактовка политических
элит как элит функциональных.
Квалификационная
2. Отрицание элиты
как единой привилегированной
относительно сплоченное
Существует множество
элит. Влияние каждой из них ограничено
специфической для нее областью деятельности.
Ни одна из них не способна доминировать
во всех областях жизни. Плюрализм элит
определяется сложным общественным разделением
труда, многообразием социальной структуры.
Каждая из множества базисных, «материнских»
групп — профессиональных, региональных,
религиозных, демографических и других
— выделяет свою собственную элиту, защищающую
ее ценности и интересы и одновременно
активно Бездействующую на нее. Различия
между элитами важнейших общественных
секторов более значительны, чем различия
между слоями элиты, принадлежащими к
одному сектору.
3. Деление общества
на элиту и массу относительно,
условно и часто размыто.
4. В современных
демократиях элиты формируются
из наиболее компетентных и
заинтересованных граждан,
5. В демократических
государствах элиты выполняют
важные общественные функции,
связанные с управлением.
Концепции плюрализма элит широко используются для теоретического обоснования современных западных демократий. Однако эти теории во многом идеализируют действительность. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о явной неравномерности воздействия различных социальных слоев на политику, о преобладании влияния капитала, представителей военно-промышленного комплекса и некоторых других групп. Учитывая это, некоторые сторонники плюралистического элитизма предлагают выделять наиболее влиятельные «стратегические» элиты, чьи «суждения, решения и действия имеют важные предопределяющие последствия для многих членов общества» .
Леволиберальные концепции
Своего рода идейным
антиподом плюралистического
1. Главный элитообразующий
признак — не выдающиеся
2. Групповая сплоченность
и разнообразие состава
Сплачивающим фактором
властвующей элиты является не только
общая заинтересованность составляющих
ее групп в сохранении своего привилегированного
положения и обеспечивающего его общественного
строя, но и близость социального статуса,
образовательного и культурного уровня,
круга интересов и духовных ценностей,
стиля жизни, а также личные и родственные
связи.
Внутри правящей элиты
существуют сложные иерархические
отношения. Хотя Миллс остро критикует
господствующую элиту США, раскрывает
связь политиков с крупными собственниками,
он все же не сторонник марксистского
классового подхода, рассматривающего
политическую элиту лишь как выразителей
интересов монополистического капитала.
3. Глубокое различие
между элитой и массой. Выходцы
из народа могут войти в
элиту, лишь заняв высокие
4. Рекрутирование
элиты осуществляется
5. Первейшая функция
властвующей элиты в обществе
— обеспечение своего
Сторонники леволиберальной
теории элиты обычно отрицают прямую
связь экономической элиты с
политическими руководителями, действия
которых, как считает, например, Ральф
Милибанд, не определяются крупными собственниками.
Однако политические руководители стран
развитого капитализма согласны с основными
принципами рыночной системы и видят в
ней оптимальную для современного общества
форму социальной организации. Поэтому
в своей деятельности они стремятся гарантировать
стабильность общественного строя, основанного
на частной собственности и плюралистической
демократии.