Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа
Люди всегда боролись за такое свое положение в обществе, которое они считали справедливым. Нередко появлялись личности, считавшие себя способными властвовать над миром. Обладая вождистскими амбициями, они не могли достичь своих сверхамбициозных целей, ибо хотели покорить мир, устроив его по своему субъективному образцу. Крах этих попыток был неизбежен, ибо человечество еще не созрело для того, чтобы, пользуясь словами поэта, стать «единым человечьим общежитьем». По многим параметрам сейчас оно, по-видимому, приближается к этому.
1.Введение.---------------------------------------------------------------------3
2.Политическия элита.-------------------------------------------------------5
3.типы политических элит.-------------------------------------------------7
4.Системы рекрутирования политических элит.-----------------------8
5.Функции политической элиты.-----------------------------------------10
6.Система отбора в элиту.-------------------------------------------------11
7.Политическая элита современной России. --------------------------12
8.Заключение.----------------------------------------------------------------20
9. Список литературы.------------------------------------------------------21
самоуправления и представительной власти, а также - первых лиц
администраций разного уровня, система выборов в общественных организациях разного типа, иногда - выборы на низшие и средние должности в частном секторе. В этих случаях - круг претендентов на выборную должность весьма широк, каналы попадания в этот круг многообразны, одной из важных характеристик претендента на выборную должность становится его личное умение или умение команды его помощников и советников создать пресловутый имидж. Несомненный недостаток анрепренерской системы – это необходимость сочетания различных (а, нередко, противоречащих друг другу и не совмещающихся в одном человеке) качеств у претендента на должность:
- умение «продать себя» как социально-политический «товар», с одной
стороны, и качеств, необходимых любому ответственному лицу:
- умение принять решение, работать с конкретными людьми, а не
«электоратом»,
компетентность и профессионализм,
с другой.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ.
Политическая элита призвана выполнять следующие функции:
а) стратегическую (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т.п.);
б) организаторскую (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь);
в) интегративную (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).
На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий. Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди
потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, которые
в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.
Интегративная функция
состоит в укреплении стабильности
общества, устойчивости его политических
и экономических систем, в
недопущении конфликтов, непримиримых
антагонизмов, острых противоречий,
деформации полит структур. Важными содержательными
элементами этой функции являются: сплочение
различных слоев населения,
гармонизация их социальных интересов,
достижение консенсуса, сотрудничества
и тесного политического взаимодействия
всех сил в обществе.
СИСТЕМА ОТБОРА В ЭЛИТУ
Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательного отбора для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Наиболее важны при этом следующие вопросы: как и из кого осуществляется отбор, кто его осуществляет, каким критериям должен отвечать кандидат на руководящую должность?
В различных странах сложились присущие только им системы отбора, рекрутирования элиты. Можно выделить две таких системы: антрепренерскую и систему гильдии. Конечно, выделение этих систем достаточно условно, поскольку на практике используется их различные сочетания. Однако преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет судить о действующем механизме отбора.
Антрепренерская (предпринимательская) система ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. При такой системе отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров, то есть формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами на руководящие посты. В конкурентной борьбе каждый кандидат должен надеяться прежде всего на собственную изобретательность, остроумие, активность. Селекторатом, то есть теми, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Поэтому антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии.
В антрепренерской системе не имеют особого значения ни профессиональная компетентность кандидата. Парадокс состоит в том, что марксизм отрицает элитарность и элиты в социалистическом обществе как проявление неравенства. Однако на практике в СССР и других социалистических странах была создана система власти, основывавшаяся, правда, не на экономическом, а на политическом неравенстве.
Как отмечал М. Джилас, советская номенклатурная
элита имела жесткую иерархию (соподчиненность).
Все номенклатурные должности были разделены
на 14 рангов. Высшую ступень партийно-государственной
пирамиды занимал Генеральный секретарь
ЦК КПСС, далее шли члены Политбюро ЦК,
кандидаты в члены Политбюро и секретари
ЦК и т.д. Смысл иерархического построения
номенклатуры состоял в том, что кандидат
последовательно поднимался со ступеньки
на ступеньку. При такой системе были исключены
серьезные конфликты внутри элиты, обеспечивалась
преемственность политического курса,
воспроизводство одного типа лидерства.
Вместе с тем эта система культивировала
личную преданность кандидата руководству,
угодничество, показную активность и т.д.
Поэтому со временем способных, талантливых
и самостоятельных людей система все реже
допускала к власти.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиции политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны «российских реформаторов», по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.
Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.
В данный момент в России государственная власть характеризуется тремя основными признаками:
- первое – власть неделимая и не смещаемая факттически можно сказать наследственная);
- второе
– власть полностью автономна,
а также полностью
- третье
– традиционная связь
Именно под эти существенные характеристики российской власти и подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы – это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.
Политическая элита в России более всего заслуживает названия «политический класс». Традиционные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии возникли в странах Запада как результат обладания собственностью на средства производства. В России ситуация была иной: наличие монопольной власти здесь всегда обеспечивало и обладание национальной собственностью.
Термин «политический класс», или «правящий класс», обычно используют по отношению к странам, где не завершен процесс индустриализации, отсутствуют четко сложившиеся социально-экономические интересы групп. В таких странах разделительной линией между ними выступает отношение не к собственности, а к власти. Правящий класс представляет собой совокупность индивидов, обладающих монополией на власть и осуществляющих властно-управленческую функцию над бесправным, зависимым населением.
Подобная модель отношений элиты (класса) и зависимого населения начала формироваться еще в период раннего средневековья. Князь и его дружина стремились к завоеванию земель и распространению своей власти над остальным населением. Интересы князя и дружины полностью совпадали, поскольку ими двигало стремление к богатству и монопольной власти. Так дружина постепенно приобретала черты правящего класса, который признавал абсолютную власть монарха (после объединения земель вокруг Москвы) в обмен на обладание землей и людьми.
К началу XVII в. сложилась внутренняя структура правящего класса, которая состояла из трех основных групп: офицерского корпуса, чиновников, поместных землевладельцев. «Табель о рангах» 1722 г. закрепил высокий статус правящего класса и его структуру. Рекрутирование на высшие должности в государстве осуществлялось на основе патронажно-клиентальных связей, (то есть с помощью личного покровительства самодержца). Социальной базой правящей элиты было служивое сословие.
Военные неудачи России в Крымской войне 1853—1856 гг. поставили вопрос о способности правящей элиты управлять. Ответом на этот вопрос стали реформы 1860-х гг., направленные на создание новой опоры правящего класса в лице зажиточных крестьян. Эти реформы положили начало формированию гражданского общества в России. Появились промышленники, рабочие, интеллигенция, которые требовали к себе внимания со стороны правящей элиты. Более того, они претендовали на лидирующие позиции в обществе. Однако правящий класс проигнорировал их требования. Политическая элита оказалась не в состоянии обеспечить внутреннее единство, воссоздать собственную социальную базу и утратила способность управлять зависимым населением.
После социалистической революции власть в стане сосредоточилась в руках «нового класса» (М. Джилас), который опирался на Коммунистическую партию. Партийная система служила лишь внешним оформлением и одновременно прикрытием классовой сущности его господства. Получив монопольную власть и подчинив себе государство, «новый класс», по словам М. Джиласа, стал монопольно распоряжаться национальной собственностью. Социалистическая собственность явилась основой абсолютной власти «нового класса», источником его привилегий. «Новый класс» составляли революционеры, полуграмотные рабочие и военнослужащие, вступившие в Коммунистическую партию. Если в январе 1917 г. партия насчитывала 23 600 членов, то в 1924 г. — 350 тыс. Так создавалась советская партийная бюрократия. В 1937 г. H.A. Бердяев писал: «Эта новая советская бюрократия, более сильная, чем царская, есть новый привилегированный класс, который может Жестоко эксплуатировать народные массы. Это и происходит. Кроме того, именно они контролировали деятельность законодательных институтов власти — палат Федерального Собрания. В конце 1990-х гг. правящая политическая элита России все больше превращалась в замкнутую «касту»: стихийное рекрутирование по существу было завершено, подбор на руководящие должности опять напоминал черты номенклатурного подхода. Был утвержден «табель о рангах», то есть система рангов и тарифных ставок для государственных чиновников, закрепленный в федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995 г.