Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:18, реферат
Класс правящих - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Этих людей также называют политической элитой, для которой политика становится профессией.
Введение ……………………..3
1.Понятие политической элиты……………………………………………..4
2.Этапы развития политической элиты России…………………………...9
3.Особенности современной российской элиты………………………….18
Заключение 22
Список литературы 23
Основные этапы следующие.
1917 – начало 20-х годов. Приход к власти профессиональных революционеров – ленинской гвардии и подмена институтов государственной власти партийными инстанциями, т.е. установление монопольной власти компартии.
Начало 20-х – конец 30-х годов. Превращение правящей элиты в господствующий класс советского общества. Развитие института «номенклатуры» – иерархии должностей, назначение на которые требует согласования с партийными инстанциями. Замена профессиональных революционеров партийной номенклатурой.
Начало 40-х – середина 80-х годов. Сохранение однородности политической элиты, постепенное (начиная с середины 60-х) ее вырождение, старение номенклатуры, замедление ротации элиты, что сопутствовало к началу 80-х годов «застою» экономики.
Начало перестройки – 1990 г. Обновление союзной политической элиты путем замены номенклатурного назначения легитимной процедурой выборов. Повышение роли республик СССР в политическом процессе, иначе говоря, падение роли центра и возвышение окраин. Уход компартии на периферию политической жизни.
1990 г. – по настоящее врмя.Период становления современной элиты России. Правление Б.Ельцина, В.Путина и Д.Медвдева.
Перейдем к рассмотрению перечисленных этапов и специфики их проявления.
В 1917 г. новая группа молодых энергичных реформаторов во главе с В.И. Лениным пришла к власти, используя глубокий социально-политический кризис в стране. Новый правящий класс в короткий срок очистил страну от представителей проигравшей элиты. Создавая партию, марксисты полагали, что они раскроют самосознание рабочего класса – пролетариата. Однако теория о классе скоро столкнулась с действительной ограниченностью культуры и сугубо потребительских интересов рабочих. Ленин считал, что необходимо в стихийное рабочее движение внести определенные социалистические идеалы.
В декабре 1919 г. в низовые парторганизации была направлена директива, предписывающая создавать партийные ячейки в любой организации, где работают не менее трех коммунистов. Система, сложившаяся в 20-е «принципиально не менялась до Горбачевской перестройки.
Таким образом, Советская политическая система строилась по принципу «двойного дна», заключающегося в следующем: официальные органы власти исполняли не те функции, которые были заявлены конституцией страны; структуры, действительно принимавшие государственные решения, скрывались за ширмой официальных органов власти, прерогативой которых было не осуществление власти, а лишь легитимизация решений высших партийных инстанций.
Рассмотрим характерные черты изменяющейся за годы советской власти политической элиты.
Принадлежность к наиболее важным в политическом отношении лидерам страны являлось членство ЦК – свидетельство политического статуса человека. Принадлежность к партийной номенклатуре открывало пути в политическую элиту.
В национальный – «героический» период советской власти (1917–1921 гг.) члены правящего страной ЦК избирались делегатами на съездах партии, причем, критериями избрания служили личные революционные и политические заслуги. С начала 20-х и до 90-х годов существовала практика отбора сверху, в этот период в ЦК были представлены не отдельные личности, а посты и роли. Основные министры, секретари партийных органов важных областей, редакторы центральных газет, старший армейский генералитет почти постоянно отбирались в ЦК, при этом личность человека не являлась критерием отбора.
Советская элита, сложившаяся после репрессий 1937–39 гг., представляла внутренне устойчивый исторический организм. Представители центральных государственных органов составляли наиболее многочисленную группу, основу которой составляли министры СССР.
Настоящая встряска элиты произошла в 1961 г., тогда первый секретарь ЦК КПСС Н. Хрущев укреплял свои позиции. Из состава ЦК 1956 г. до следующего съезда дошла только половина.
Высоким процесс переизбрания был в 1966 г., после чего произошел спад на 9% в 1971 г.: группа Брежнева укрепляла свои позиции. Отличительная черта зрелого брежневского периода – «стабильность кадров».
«В 1981 г. средний возраст элиты ЦК составил 62,4 года, в то время как в 1939 г. наибольшую группу представляли тридцатилетние, причем, дело не в старении переизбираемых членов ЦК (уровень переизбрания был низким), а в том, что пополнение ЦК осуществлялось за счет людей преклонного возраста, при этом абсолютная численность ЦК возрастала: в 1939 г. всего членов ЦК – 71 чел., в 1952 г. – 125 чел., в 1961 г. – 308 чел. И в 1981 г. уже 606 чел. (т.е. почти девятикратный рост).»5
Увеличение численности ЦК означало, что в него вводилось все большее число «нижестоящих» чинов, но, несмотря на это, средний возраст ЦК увеличивался.
Период «позднего Брежнева» характеризовался тем, что слабеющая элита пыталась удержать власть, утаивая истинное состояние экономики.
Начавшаяся в марте 1985 г. перестройка провозглашала усиление «человеческого фактора», ускорение научно-технического прогресса в стране, но не затрагивала основ политического устройства общества. Политбюро ЦК КПСС более чем на 80% состояло из «старой гвардии» Брежнева. Средний возраст команды равнялся 68,5 годам, ветерану В.В. Кузнецову было 86 лет (он возглавлял ВЦСПС еще при Сталине), самому младшему Горбачеву – всего 54. Каждый второй член высшего руководства того периода начал партийную карьеру при Сталине.
По
образу и подобию своих
В результате выборов, ставших альтернативой номенклатурному назначению, на политической арене появились новые лидеры благодаря своим способностям и умению вести предвыборные дискуссии со своими конкурентами.
Состоявшийся в марте 1990 г. третий внеочередной съезд народных депутатов СССР вводит пост Президента СССР, при котором создается два органа: Совет Федерации, включающий Высших должностных лиц республик и Президентский совет, формируемый Президентом, обоим органам были приданы консультативно-совещательные функции.
Таким образом, современная политическая элита России начала формироваться в начале 1990-х годов. Переход от командно-административной системы к рыночной экономике в нашей стране повлек за собой изменения во всех сферах общественной жизни. Произошли коренные изменения и в модели элитообразования: постепенная замена доминировавшего на протяжении значительного периода предшествовавшей российской истории «служебно-номенклатурного» принципа элитообразования принципом элитного плюрализма. Отличительной чертой, предопределяющий множественность центров власти.
«Исследователи отмечают, что современная правящая элита России отличается от советской многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений с обществом, уровнем реформаторского потенциала.»6
Различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский».
Начало было положено 29 мая 1990г., когда Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Ельцин, который взял на себя и функции главы государства. Второй шаг последовал после избрания Б.Ельцина Президентом России 12 июня 1991г. Б.Ельцин создал собственную администрацию, насчитывающую 1,5 тыс. человек, и приближающуюся по численности к аппарату бывшего ЦК КПСС. Третий шаг к образованию центральной российской политической элиты - выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации 12 декабря 1993г. К четвертому этапу подвели парламентские выборы 1995г. и президентские выборы 1996 г.
Результатом переориентации Б.Ельцина стало устранение «служебного» сегмента элиты из высшего эшелона власти, что знаменовало победу «олигархической» модели элитообразования над «служилой». Таким образом, президентские выборы 1996г. стали первыми в истории России, результат которых во многом был предрешен позицией крупнейших политико-финансовых групп.
Свидетельством окончательной победы «олигархической» модели элитообразования стал состав сформированного летом 1996г. Правительства. Не случайно целый ряд «подписантов» «Письма тринадцати» занял весьма влиятельные государственные посты.
Особенностью постсоветской эволюции элит является то, что начиная с середины 1990-х гг. крупнейшие политико-финансовые кланы не просто делегировали представительство своих интересов группам давления, но и сами выступали ведущими авторами политического процесса. Подобное слияние власти и собственности и дает основание определить сложившуюся политическую систему как олигархическую. Ведущими элементами этой системы выступали высшая государственная бюрократия и крупнейшие корпоративные структуры.
Кризис 17 августа 1998г. представляется закономерным итогом господства олигархии. Ставшая его результатом тотальная дискредитация политического класса олигархической выпечки дала шанс для возвращения бюрократии на первые политические роли. Приход на пост премьер-министра Е.Примакова и активизация претензий Ю.Лужкова на роль политика общефедерального масштаба с формированием собственного политического движения знаменовали попытку номенклатурного реванша. Белый дом наполнился выходцами из спецслужб; в структуры «Отечества» пришли люди с комсомольским прошлым. Политическое воскрешение номенклатуры немедленно вызвало новый виток ее схватки с олигархами. Отсюда - актуализация криминальных поворотов в судьбах некоторых олигархов в тот период.
Однако процесс номенклатурного ренессанса был прерван. Ущемление бюрократией интересов олигархов создавало косвенную угрозу и самому «монарху». Потому неудивительно, что президент принял сторону противников бюрократии. Триумф, казавшийся столь близким лидерам блока «Отечество - Вся Россия» - Лужкова и Примакова, обернулся поражением этого блока на парламентских выборах в декабре 1999г. и вытеснением его лидеров на политическую периферию.
Таким образом, итогом избирательного цикла 1999-2000 гг. стало политическое поражение позднесоветской бюрократии.
О.Крыштановская отмечает, что «…за девять лет своего правления (1991-1999) Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента»7. По мнению ученого, в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу»
К концу 1999г. страна пребывала в хаотическом состоянии, практически на грани распада. Многие национальные регионы ввели у себя собственные законы, которые противоречили Конституции России и ее федеральному законодательству. Центробежные силы набирали обороты. Чтобы предотвратить катастрофу, провели сенсационную отставку глубоко больного президента Бориса Ельцина накануне 2000г.
И на выборах 2000 года к власти пришёл новый президент В.В.Путин. С вступлением в должность нового энергичного президента, несмотря на ожидания широких слоев населения, быстрых и кардинальных перемен в высших правящих элитах не произошло.
В начальный период первого правления Владимира Путина высшая политэлита, казалось, оставалась прежней. Значительное время при новом президенте ключевые позиции все еще оставались в руках «старой» элиты, культивировавшей олигархат. Это, прежде всего, глава администрации Александр Волошин и премьер-министр Михаил Касьянов.
Но в политических недрах постепенно начиналась борьба между ельцинской элитой и новой, которая вошла в социологический и журналистский обиход как «питерская».
Прошло всего два месяца после президентских выборов в марте 2000г., как в офисе группы «Мост» начались первые обыски, а глава группы В.Гусинский оказался в Бутырской тюрьме. Дальнейшее - эмиграция Б.Березовского, В.Гусинского, Л.Невзлина, аресты П.Лебедева и М.Ходорковского. Концом ельцинской элиты, полагают эксперты, можно считать отставку Михаила Касьянова в 2003 г.
Дееспособность государства при Путине определило укрепление позиций административно-политической бюрократии. Это, в свою очередь, обусловило расширение в элитном круге сегмента карьерных бюрократов, призванных сменить сложившееся при Ельцине доминирование выходцев из крупного бизнеса в госаппарате. При Путине основным источником пополнения элиты стала военная и гражданская бюрократия.
Произошел массовый приток в федеральную политическую элиту сослуживцев Путина по работе в КГБ и питерской мэрии. Именно эти обстоятельства определили наиболее заметную тенденцию обновления политической элиты при Путине - возрастание численности бывших и действующих сотрудников военных и специальных ведомств. За первые два года правления Путина удельный вес военных во всех элитных группах увеличился с 11,25% до 25,1% .
Главными отличительными чертами путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень (при Б.Ельцине - 52,5%, при В.Путине - 20,9%), уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите (с 2,9% до 1,7%), «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками».