Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 15:49, контрольная работа
Однако наиболее серьезным теоретическим оппонентом элитистов стало марксистское учение, в ответ на ряд положений которого, собственно, и сложились подобного рода концепции. Маркс и его сторонники, признавая, что обществом правит меньшинство (владельцы или представители владельцев средств производства), высказывали уверенность в том, что на определенных этапах истории, в частности, при переходе от социализма к коммунизму, такое положение сменится иной формой управления обществом, при которой каждый человек начнет осуществлять определенные управленческие функции, в результате чего большинство общества возьмет в свои руки функции социальной власти и управления, а государство, как аппарат, стоящий над обществом, постепенно сойдет на нет, «отомрет».
Приверженцы же становящихся элитистских подходов обосновывают свою позицию тем, что история не знает исключений и потому власть меньшинства над большинством постоянна. Причем положение правящих групп отнюдь не всегда связано с их материальным положением. С их точки зрения, исторический опыт всех цивилизаций – от первых до современных – как сложноорганизованных обществ показывает, что правящее меньшинство постоянно концентрирует в своих руках политическую власть, управляя большинством населения и обеспечивая политическое развитие государства и общества. Основоположниками данного теоретического направления стали итальянские экономисты и социологи В. Парето и Г. Моска.
Введение (Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии 87-88стр)
Глава 1. Политическая элита:
1.1. Определение политической элиты. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_элита)
1.2. Исследование политических элит. (http://www.sociology-blog.ru)
1.3. Типология элит ( Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию 145-147 стр)
1.4.Политические элиты в современной России.
(http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=525)
Глава 2. Политическое лидерство:
2.1. Определение и природа политического лидерства.
(Михаил Мунтян: Политическое лидерство (Лекция) http://muntjan.viperson.ru/wind.php?ID=521342&soch=1)
2.2. Природа политического лидерства.
( Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию 159-160стр)
2.3. Характеристика сути и содержания политического лидерства.
(http://www.33333.ru/public/politlider.php)
Заключение
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Волгоградский
филиал
Шифр
ВТиЭз-2009д-002
Контрольная
работа
По Политологии
На тему: Политическая элита и политическое лидерство
Студента 2 курса, заочной формы обучения
специальности товароведение и экспертиза товаров
Сковородова Вячеслава
Дмитриевича
Работа проверена______________
Рецензент:____________________ к.ф.н. доцент; Козлов В.И.
Оценка______________________
Волгоград 2010г.
1.4.Политические элиты в современной России.
(http://www.sorokinfond.ru/
Глава 2. Политическое лидерство:
2.1. Определение и природа политического лидерства.
(Михаил
Мунтян: Политическое лидерство (Лекция) http://muntjan.viperson.ru/
2.2. Природа политического лидерства.
( Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию 159-160стр)
(http://www.33333.ru/public/
Заключение
Литература
Введение
Еще в древности люди заметили, что в обществе существуют две неравновесные группы: относительно самостоятельное и привилегированное меньшинство, которое властвует и управляет, и большинство, которое является объектом власти и управления. Что касается правящего меньшинства, то длительное время оно изучалось по описаниям жизни государей, вождей и других выдающихся личностей, находящихся в политике в центре внимания. И лишь в последние столетия характеристика этого слоя стала концептуально связываться со строением и характером организации политической власти и государства. С этой целью стал использоваться и термин «элита», который еще в XVII в. обозначал товары высшего качества, а впоследствии стал применяться для обозначения высшей знати общества.
Самостоятельные элитистские концепции возникли лишь в конце XIX столетия, в борьбе с, условно говоря, антиэлитистскими теориями и идеями. Например, сторонники французского просветителя Ж.Ж. Руссо, исходя из неделимости народного суверенитета, считали, что сама передача гражданами даже части своих прав представителям во власти ведет к разрушению системы народовластия, отрицая таким образом целесообразность разделения функций управляющих и управляемых.
Серьезными
оппонентами элитистов были ученые
и мыслители, отказывавшие правящим
слоям в каком-либо моральном
оправдании их деятельности. Например,
сторонники толстовства как социально-
Несколько иные аргументы в пользу отрицания этических оснований существования правящего класса в России приводил известный правовед и философ И. Ильин. По его мнению, невозможность эффективного осуществления правящим меньшинством своих функций обусловлена нравственным состоянием сознания большинства населения. Эта нравственно и политически неразвитая часть общества – или «чернь» – напрочь лишена должного правосознания и потому «не ищет лучших людей и не хочет передавать им власть», но, даже «посадив свою власть... не умеет ей дать ни уважения, ни доверия, ни поддержки; она начинает подозревать ее, проникается ненавистью к ней». Понятно, что в таких условиях ни власть, ни государство не могут эффективно осуществляться даже профессионалами.
Характерно, что антиэлитистские подходы сохранились в политической мысли и в значительно более поздний период. Так, в первой трети XX в. испанский философ X. Ортега-и-Гасет в работе «Восстание масс» (1930), тоже отмечая идейно-культурное разобщение высших и низших слоев общества, выдвинул идею, согласно которой в формирующемся «массовом обществе» широкие слои населения начинают перехватывать управленческие функции правящих кругов, лишая последних их привычных обязанностей.
Однако наиболее серьезным теоретическим оппонентом элитистов стало марксистское учение, в ответ на ряд положений которого, собственно, и сложились подобного рода концепции. Маркс и его сторонники, признавая, что обществом правит меньшинство (владельцы или представители владельцев средств производства), высказывали уверенность в том, что на определенных этапах истории, в частности, при переходе от социализма к коммунизму, такое положение сменится иной формой управления обществом, при которой каждый человек начнет осуществлять определенные управленческие функции, в результате чего большинство общества возьмет в свои руки функции социальной власти и управления, а государство, как аппарат, стоящий над обществом, постепенно сойдет на нет, «отомрет».
Приверженцы
же становящихся элитистских подходов
обосновывают свою позицию тем, что история
не знает исключений и потому власть меньшинства
над большинством постоянна. Причем положение
правящих групп отнюдь не всегда связано
с их материальным положением. С их точки
зрения, исторический опыт всех цивилизаций
– от первых до современных – как сложноорганизованных
обществ показывает, что правящее меньшинство
постоянно концентрирует в своих руках
политическую власть, управляя большинством
населения и обеспечивая политическое
развитие государства и общества. Основоположниками
данного теоретического направления стали
итальянские экономисты и социологи В.
Парето и Г. Моска.
Глава 1. Политическая элита.
Элита (от лат. electus, англ.
В обществе в отношении трактовки термина «элита» существует неоднозначность. Можно выделить два основных подхода:
В настоящее
время альтиметрический подход к
трактовке термина «элита»
Следует различать формальную и неформальную элиты. Власть и влияние формальной элиты базируется на её положении в соответствующих иерархических структурах, например государственных. Представители неформальной элиты могут и не входить в официальные иерархии, но, тем не менее, оказывать значительное влияние на мировоззрение и поведение значительной части социума. Например, Л. Н. Толстой, несомненно, оказывал огромное влияние на современное ему российское общество, но никаких официальных постов при этом не занимал.
Следует также
различать действующие элиты
и так называемые контрэлиты, то
есть потенциальные элиты, ставящие
своей целью осуществление
Кроме того элиты различаются по сфере деятельности (политическая элита, научная элита, финансовая элита, военная элита…), а также по уровням в соответствующей сфере деятельности.
По характеру формирования можно различать номенклатурную и ситуативную элиту. Состав номенклатурной элиты формируется по принципу, похожему на принцип формирования династий, или путём демонстрации преемниками верности идеалам и принципам существующей элиты. Этот принцип противоречит закону необходимости разнообразия (закону Эшби). Конкуренция идей и решений в таких условиях сводится к минимуму и заключается преимущественно в конкуренции авторитетов их авторов. При этом возникает опасность того, что несостоятельность элиты не может быть выявлена иначе, кроме как утратой социумом своей жизнеспособности. Наиболее продуктивна ситуативная элита, формирующаяся в переломные для общества моменты, когда существовавшая ранее элита утрачивает свой авторитет. Ситуативная элита утверждается на этом фоне, доказывая свою общественную пользу, обосновывая актуальность предлагаемых идей и решений. Исторически сложилось, что ситуативная элита со временем перерождается в номенклатурную. Прямая демократия создаёт условия для непрерывного формирования и обновления ситуативной элиты, конкуренции идей и решений на содержательном уровне, но лишь в конце XX века сложились условия (в виде высокопроизводительных инфраструктур для информационных и финансовых потоков) для реализации этого преимущества.
Важными задачами
любого социума являются достижение
высокого качества имеющейся у него
элиты, а также обеспечение
Одним из объектов
исследования в политической социологии выступает
правящая элита, то есть та социальная
группа, которая обладает в данном обществе политической в
В своих работах он рассматривал правящую
элиту, существующую в условиях развитого
индустриального
Таким образом, с точки зрения Миллса в
состав правящей элиты входили политические деятели, высший слой
военных и руководство промышленных корпораций.
Причем, по мнению Миллса, эти три группы
были тесно связаны между собой и в конечном
итоге они образовывали единую властвующую
элиту. Миллс расценивал как односторонние,
во-первых, марксистскую концепцию, согласно
которой политическая власть в капиталистическом обществе при
С точки зрения Миллса правящая элита
сочетала в себе экономическое, политическое и военное могущество.
Как отмечал социолог—значение каждой
из трех составных частей правящей элиты
могло изменяться в зависимости от конкретных
задач, стоявших перед этой элитой. Так,
например, выдвижение на первые планы
американской политике в 40–50-е годы задач,
связанных с обороной и международными
делами привело к росту влияния военной
элиты. Тем не менее, как утверждал Миллс,
важнейшие политические решения неизменно принимались
при участии всех трех составных частей
правящей элиты.
В своем исследовании Миллс обратил особое
внимание на социальные условия, которые
обеспечивали единство правящей элиты.
Как подчеркивал Миллс, представители
элиты происходили из одних и тех же социальных
групп, которые принадлежали, по меньшей
мере, к верхнему слою среднего класса
либо к еще более обеспеченным слоям. Все
эти люди обучались в одних и тех же престижных
университетах и помимо сходства по социальному
происхождению и образованию их отличали
общие взгляды, ценности, моральные нормы.
По мнению Миллса ни в одном другом социальном
слое американского общества не было столь ярко выраженного
классового самосознания как в среде правящей
элиты.
Миллс обратил внимание на тот факт, что
представители этого слоя довольно свободно
перемещались между руководящими постами
в трех основных управленческих иерарх
Итак, по мнению Миллса, в американском обществе
существовала единая правящая элита. Далеко
не все социологи соглашались с выводом
Миллса. Ряд исследователей стали разрабатывать
концепцию плюрализма элит, согласно которой
в условиях демократического общества одновременно
существуют несколько элит, конкурирующие
между собой и в частности ведущих борьбу
за голоса избирателей на выборах.
В России социологические исследования
элиты стали возможными лишь на рубеже
80–90-х годов. Социологи, которые обращались
к этой проблеме отмечали, что в начале
90-х годов политическая элита российского общества
формировалась в основном из представителей
бывшей советской номенклатуры.
В середине 90-х годов значительно возросло политическое влияние экономической
элиты. После 2000 года постепенно усиливалось
влияние на политическую жизнь так
называемых «силовиков», то есть выходцев
из правоохранительных органов и спецслужб,
занявших многие важные политические посты как на федеральном,
так и на региональном уровне. И если в
90-е годы в российском обществе наблюдалось определенная
степень конкуренции элит, то в дальнейшем
намечалась тенденция к формированию
единой правящей элиты, что во многом соответствовало
концепции Миллса.
Информация о работе Политическая элита и политическое лидерство