Платон и Аристотель: два проекта идеального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 07:43, контрольная работа

Описание работы

Государство – это основополагающий институт политической системы и политической организации общества. Оно создается с целью регулирования отношений в обществе, для осуществления политической власти доминирующей частью населения в социально-неоднородном обществе с целью обеспечения в социально-неоднородном обществе с целью обеспечения его целостности и безопасности, удовлетворения социальных нужд. Возникновение и существование государства сплетается с любым расслоением общества, с его делением на те или иные части, которые наряду с общими особенностями, имеют также и свои особые, порой даже противоположные потребности и интересы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
1.Условия формирования экономических взглядов древнегреческих
мыслителей…………………………………………………………………5
2. Платон
2.1 Жизнь Платона…………………………………………………………7
2.2 Платон и государство………………………………………………….8
2.3 Государство и Законы…………………………………………………9
3. Аристотель
3.1 Жизнь Аристотеля…………………………………………………….13
3.2Аристотель об обществе и государстве………………………….…..14
4. Сравнительная характеристика идеального государства Платона
и Аристотеля………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы ………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ ДЕНИСОВОЙ К.В..doc

— 121.50 Кб (Скачать)

    2.2 Платон о государстве

    Возникновение государства Платон связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом. «Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждаются… Оно возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд… Мы берём себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом… с той мыслью, что этот обмен будет им ко благу» - говорил Платон.

    Платон, в сущности, определял государство  как особую форму поселения людей, которая возникает из необходимости  взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защите  населения и его территории, поддержания порядка внутри самого поселения. Таким образом, государство и общество, у Платона пока еще не различаются.

    Государство может существовать длительное время, в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Платон уделил особое внимание деньгам, но, по-моему, так и не понял их сущности. Платон отрицательно относился к функции денег в качестве сокровища. Деньги имеют две функции: меры стоимости и средства обращения. Они должны служить только для обмена. Платон требовал запретить куплю-продажу в кредит, т.е. выступал против использования денег как средство платежа.

     Платон  считал, что горожан надо наделять  земельными наделами, но их имущество  не должно быть чрезмерным. Если  стоимость имущества превысит  стоимость надела в 4 раза, то  излишек подлежит передаче государству. Запрещаются также ссуды под проценты и покупка товаров в кредит. Закон должен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком государстве, где выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных.

    Наиболее  значимым для нас стал труд Платона, посвященный государственному строю. Подробно он занялся рассмотрением государственного строя в 8 книге «Государства». Главная причина порчи общества, а вместе с тем и государственного строя заключается в «господстве корыстных интересов». В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

    Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

    Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

    Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании.

    Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека – тирана.

    Таким образом, можно сказать, что Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:

    - приемлемые государственные формы

    - регрессивные, упадочные формы

    В диалоге  «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую  гибель того государства, где закон  не имеет силы и находится под  чьей-то властью. Там же, где закон  – владыка над правителями, а  они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». 

    2.3 «Государство» и «Законы»

    Ключевое  место  концепции Платона занимает учение об идеальном государстве. Модель такого исправленного и улучшенного  человеческого общества он строит в  своем огромном сочинении «Государство». В этом произведении десять частей, или книг, множество действующих лиц. Главное лицо сочинения – Сократ. Рядом с ним родные братья Платона – Адимант и Главкон, к которым постоянно обращается  Сократ и которые создают видимость беседы. Диалог между ними превращается в размышление Сократа об идеальном государстве.

    Идеальное государство – то, которое удовлетворяет  требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание  всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. «Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кто-то в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом»1.

    Есть  люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности.

    Другим  свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия.

    Третьи  лишены всех этих качеств – они должны заниматься ремеслом, пахать землю. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

    Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что главный принцип устройства идеального государства – разделение труда, т.е. каждый должен заниматься своим делом. Торговля необходима только потому, что она обслуживает разделение труда внутри города и между городами.

    Философы  и воины не имеют никакой частной собственности и беспощадно караются за хранение золота и серебра. Собственность – привилегия крестьян и мастеровых, так как она сама по себе не мешает работать, но губительна для тех, кто предан высоким размышлениям. В этом идеальном государстве нет единой, замкнутой семьи. «Здесь совместные браки, и дети воспитываются на общественный счет, зная, что их общий родитель – само государство, которому они преданы с малых лет». По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших - с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины – общими женами всех мужчин.

    Видимо, Платон считал, что все бедствия  людей  происходят  из-за отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошего  начальства. Все это  наблюдается во время мира, напротив, во время войны существует и единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у людей много общего, и они, благодаря порядку, мудрым начальникам могут добиться того, чего невозможно сделать,  живя, как заблагорассудится и занимаясь не своим делом. Так почему бы не устроить жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не погибали?

    Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как образец для построения «идеального» государства. Все государство, безусловно, получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотником, а не начнет писать картины. Антииндивидуалистическое государство Платона можно описать следующей цитатой из "Законов", выражающей  суть тоталитаризма: "...никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх  никто  не должен приучать себя  действовать  по  собственному  усмотрению:  нет, всегда – и на войне, и в мирное время – надо жить с постоянной  оглядкой на начальника и следовать его указаниям... Пусть человеческая  душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже не понимать, как это  возможно. Пусть жизнь всех  людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего... в деле достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом надо с самых  малых  лет...  Надо  начальствовать над другими и самому быть у них под началом.  А  безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных,  подвластных людям".

    «Законы»  – произведение престарелого Платона, умудренного и разочарованного жизнью. Перед нами неторопливая беседа трех старцев, текущая медленно, с повторами, углублением и оттачиванием мысли, строящей законодательство того общества, которое теоретически обосновано Платоном в «Государстве».

    Проект  наилучшего государства в «Законах» более реалистичен. В нем Платон выступает от лица аристократических кругов античных рабовладельцев. В своем сочинении Платон сформулировал принципы организации новых городов. По его мнению, город должен отстоять от морского побережья на 80 стадий (16 км) и лучше, чтобы он располагался на гористой местности подальше от соблазнов торговли. Стоимость одного надела является пределом бедности и не может быть уменьшена. Наделы нельзя продавать, их можно только передавать по наследству, причем только одному сыну.  В центре всего государства должен стоять город, а вся территория разбивается на 12 равноценных по своей экономической значимости частей. «Надо следит за тем, чтобы наше государство было не слишком малым и не мнимо большим – оно должно быть достаточным и единым», - писал Платон.

    Если  в «Государстве» почти не упоминались  рабы, а земледельцы, ремесленники экономически были свободны, то в «Законах» рабство  пронизывает все. Несмотря на то, что  Платон уговаривает господ и рабов  жить согласно между собой, не нарушая общих моральных устоев, сам факт рабства признается открыто. Без жесточайшего рабства Платон не мыслит своего идеального государства.

    В «Законах»  власть принадлежит совету старейшин, в расположении которых находятся  огромные карательные возможности вплоть до смертной власти. Человек должен полагаться только на них, а не на свою волю и страсти. Да и какая может быть воля у человека, рассуждал Платон, если все мы куклы, управляемые нитями, которые приводит в движение божественная рука. Поэтому надо ограничить свои потребности, упразднить богатство и роскошь, подумать о пользе общества. Война, которая раньше исключалась Платоном как величайшее зло, теперь выдвигается на первый план и неотделима от действия законов.

    Такие строгие законы в государстве нужны для регулирования ремесла. Платон допускал существование мелкой торговли, но свободнорожденные землевладельцы заниматься ей не должны. Крупная торговля с целью наживы им осуждалась. Запрещался ввоз товаров, в которых нет необходимости, а также вывоз тех, которые нужны государству. Все заказы должны выполняться в срок и добротно, изделия реализованы по действительной стоимости, которая исключает наживу для производителя товара.

    Вопрос  о том,  насколько хорошо государство  Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, но его "идея". В связи с этим возникает еще одна проблема. Человек, незнакомый с творчеством Платона и впервые прочитавший трактат  «Государство», скажет, что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, что он был неправ. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы понимаем только свои культурные ценности, мы ценим личность, а все притесняющее ее называем тоталитаризмом. При этом мы не хотим  понять, что автор имел совершенно другие понятия о человеческих  ценностях. Не стоит спешить обвинять Платона в тоталитаризме. Тем  не менее, надо понять, что в любой, даже  самой  бытовой  ситуации  человек имеет право на собственное мнение.

    Размышления  Платона о государстве,  в  котором  все  равны  перед  законом,  а  больше  всего  те,  кто  стоит  у  власти, так  и  остались  добрыми упованиями. Модель идеального государства – это не описание какого-либо существующего строя, системы, а напротив, модель такого государства, которого  нигде  и  никогда не было, но которое должно возникнуть. То есть  Платон,  говоря  об  идее  государства, создает проект-утопию. Известно, что Платон  пытался реализовать на  практике  свою  идею. «Его часто приглашали для составления законодательств в новые города и повсеместно разбросанные  греческие  колонии.  Когда  же  аркадяне  и  фиванцы  основали свою  колонию  Мегалополь,  город,  ставший  большим  и  богатым… по  преданию обратился  за  советом  не  к  кому  иному, как к Платону. Философ предложил им свой любимый образец государства.  Но  когда оказалось, что на всеобщее равенство перед законом устроители нового города не согласны, Платон был вынужден отказаться от своего проекта». Платон, в сущности, создал  утопию, его  проект не имел шансов быть реализованным. 

Информация о работе Платон и Аристотель: два проекта идеального государства