Платон и Аристотель: два проекта идеального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 07:43, контрольная работа

Описание работы

Государство – это основополагающий институт политической системы и политической организации общества. Оно создается с целью регулирования отношений в обществе, для осуществления политической власти доминирующей частью населения в социально-неоднородном обществе с целью обеспечения в социально-неоднородном обществе с целью обеспечения его целостности и безопасности, удовлетворения социальных нужд. Возникновение и существование государства сплетается с любым расслоением общества, с его делением на те или иные части, которые наряду с общими особенностями, имеют также и свои особые, порой даже противоположные потребности и интересы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
1.Условия формирования экономических взглядов древнегреческих
мыслителей…………………………………………………………………5
2. Платон
2.1 Жизнь Платона…………………………………………………………7
2.2 Платон и государство………………………………………………….8
2.3 Государство и Законы…………………………………………………9
3. Аристотель
3.1 Жизнь Аристотеля…………………………………………………….13
3.2Аристотель об обществе и государстве………………………….…..14
4. Сравнительная характеристика идеального государства Платона
и Аристотеля………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы ………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ ДЕНИСОВОЙ К.В..doc

— 121.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное Управление» (080504.65)/6

    К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я     Р А Б О Т  А

По  предмету: Основы политологии

На  тему: Платон и Аристотель: два проекта идеального государства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Денисова Ксения Валерьевна

Студент  1 курса

2 семестр 
 
 
 
 

2011 г. 
 

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………………………..…3

       1.Условия формирования экономических взглядов древнегреческих

        мыслителей…………………………………………………………………5

       2. Платон

       2.1 Жизнь Платона…………………………………………………………7

        2.2 Платон и государство………………………………………………….8

       2.3 Государство и  Законы…………………………………………………9

       3. Аристотель

       3.1 Жизнь Аристотеля…………………………………………………….13

       3.2Аристотель об  обществе и государстве………………………….…..14

       4. Сравнительная характеристика идеального государства Платона

      и Аристотеля………………………………………………………………..16

    Заключение……………………………………………………………………19

    Список  литературы ………………………………………………………….20 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    Проблема  государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных  и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством.

    Множество людей уже много веков пытаются понять каким  должно быть идеальное  государство. При этом некоторые  считают лучшим государство, в котором  каждый человек чувствует себя полностью  свободным и счастливым, другие –  сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы  личности. Поэтому центральным понятием контрольной работы является «государство». Но это государство не в современном его виде со всеми его институтами и функциями, а это такое государство, которое зародилось ещё в Древней Греции, и дало толчок развитию демократии. Это государство, а именно его сущность и значение рассматривали  многие мыслители того времени. Именно к их трудам мы обратимся в изучении данной темы.

    Государство – это основополагающий институт политической системы и политической организации общества. Оно создается  с целью регулирования отношений  в обществе, для осуществления политической власти доминирующей частью населения в социально-неоднородном обществе с целью обеспечения в социально-неоднородном обществе с целью обеспечения его целостности и безопасности, удовлетворения социальных нужд. Возникновение и существование государства сплетается с любым расслоением общества, с его делением на те или иные части, которые наряду с общими особенностями, имеют также и свои особые, порой даже противоположные потребности и интересы.

    Государство разных исторических эпох и народов лишь не на много схожи между собой, но они имеют и некоторые схожие признаки, свойственные  каждому из них. Например: территория, сбор налогов, появление управленцев, классовый характер, обязательность членства в государстве. Это черты и особенности, которые характерны для государств разных временных циклов. В нашей контрольной мы уделим внимание существованию государства в Древней Греции. Для эффективного анализа обратимся к работам таких мыслителей, как Платон и Аристотель.

    Итак  тема контрольной: Платон и Аристотель: два проекта идеального государства.

    Её  задача изучить на примере учений Платона и Аристотеля проекты  идеальных государств каждого из них в частности.

    Несмотря  на историчность данных мыслителей, тема, выбранная нами очень актуальна  и сегодня, так как многие конструктивные особенности того времени очень важны и для устройства государства, которыми можно было бы воспользоваться и в наше время.

    Для разработки данной темы мы проанализировали произведение «Государство» Платона  и произведение «Политика» Аристотеля. Для того, чтобы дать объективную оценку произведениям этих мыслителей, следует также обратиться и к критике этих авторов. Среди таких критиков можно выделить Нерсянца В.С., в частности его труд «Политическое учение Древней Греции». Именно здесь содержится критика различных авторов и мыслителей политической науки, среди которых есть и Платон, и Аристотель. Кроме того, в анализе темы «проект идеального государства», использовались и периодические издания, представленные в списке литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Условия формирования экономических  взглядов древнегреческих  мыслителей.

    Значительное  развитие экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее важными  представителями в этой области  явились известные древнегреческие  мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как политические и экономические условия в Древней Греции повлияли на развитие  взглядов этих мыслителей.

    Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных  стран тем,  что здесь для  полноценного занятия земледелием нет необходимости сооружать гидротехнические конструкции, как на Древнем Востоке. Для развития  частной собственности на землю, земельный участок возникали благоприятные условия, а основной производственной ячейкой явились не громоздкие царские  хозяйства, или общинное производство, предполагавшие  огромный управленческий аппарат, а небольшие частные хозяйства, построенные на рациональных основаниях, жёсткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.

    Социальная структура полисов предполагала существование  трёх основных полисов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, то есть совокупность полноправных граждан данного полиса. Гражданами этого полиса являлись  коренные  жители, проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие земельным участком наследственно, принимающие участие  в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооружённых  гоплитов.

    В Греции середины V века до нашей эры сформировалась  экономическая система, которая без особых изменений просуществовала до конца IV века до нашей эры и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

    Греческая экономика в целом была однородной. Среди многочисленных греческих  полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.

    Для первого типа полиса (аграрного) – было характерно преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

    Другой  тип полиса можно условно определить, как торгово-ремесленный, в структуре  которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем в полисах первого типа. Именно в полисах второго типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Родос, Афины и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V-IV в.в. до нашей эры.

    В общем  сельское хозяйство Греции этого  периода имело следующие особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоёмких интенсивных культур (маслиноводство, виноградство), внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья, как нового типа организации сельскохозяйственного производства.

    Следует отметить, что описанная структура крупного афинского землевладения должна была переживать  серьёзный внутренний кризис по мере того, как укреплялось правовое и имущественно положение афинского гражданства, росло его самосознание, увеличивалось богатство афинского полиса, оказывавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочнялась система афинской демократии с её продуманной политикой материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской жизни и городского ремесла.

    Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V-IV в.в. до нашей эры в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе этого периода непрерывно возрастал.

    Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном  виде в развитых торгово-ремесленных  полисах (Афины), в то время как  в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая  структура отличалась целым рядом  особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социально-классовой структуры торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии Древней Греции V-IV в.в. до нашей эры.

    Таким образом, экономические взгляды Платона и Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в работах древнегреческих философов. 

    Платон.

    2.1 Жизнь Платона.

    В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у  Аристона и Периктионы родился сын  Аристокл,  впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной,  царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

    Большую роль в дальнейшей жизни Платона  сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и  высших ценностей    жизни,    которые   познаются   через  приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего  самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом.

    В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым  сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию  и Египет. В 387 г. до н.э. Платон едет в  Сицилию,  где  знакомится  с  тираном Дионисием Старшим. По приказу  Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.

    Вернувшись  в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил  в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом,  где основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан                    закрыл ее.

    В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся во власти «просвещенного» тирана  Дионисия Младшего.

    В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.

    Интерес к древнегреческому  философу  Платону, к его творчеству не  ослабевает,  быть может,  даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже  самого  обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек -  Платон. «... Платон - один из учителей человечества.  Не  будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние  греки,  что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое  человек, в чем трудности его исканий и свершений», - писал В.Ф.  Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших человеческих проблемах очевидно. 

Информация о работе Платон и Аристотель: два проекта идеального государства