Партии и партийная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. В смысле представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии составляют главный элемент гражданского общества. Трудно себе представить общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок.

Содержание

1. Генезис политических партий
1.1 Природа и отличительные признаки партий
1.2 Основные этапы партогенеза
2. Функционирование и типология политических партий
2.1 Функции политических партий
2.2 Типология политических партий
3. Партийные системы

Работа содержит 1 файл

ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ.docx

— 48.47 Кб (Скачать)

Массовые партии возникают  с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие  массовый характер, ориентированные  на политическое воспитание масс и  формирование элит из народа. Первичные  организации партии строятся как  по территориальному, так и по производственному  принципу, но в отличие от комитетов  являются открытыми для новых  членов. Более того, первичные организации  массовых партий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с  тем, что партия существует за счет членских взносов.

Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми  вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих  органов, стремящихся к распространению  своего влияния и ведущих учет и контроль расходования финансовых средств. Возникает сложная иерархическая  структура подчинения первичных  организаций и громоздкая система  управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых  членов, но и на парламентариев. М. Дюверже  выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и  фашистский.

Разделение на кадровые и  массовые партии соответствует делению  партий на правые и левые. Правые партии - «буржуазные», а левые - «пролетарские». Исключение, составляют фашистские партии, являющиеся массовыми, но имеющие правый уклон.

Кроме этого, деление партий на массовые и кадровые совпадает  с их делением на партии с сильной  и слабой организацией. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. В них высока степень автономности местных комитетов (первичных организаций), а центральные  органы партии, как правило, не служат для них авторитетом.

В массовых партиях преобладают  «вертикальные связи» между руководством и первичными организациями. Централизованный характер и наличие сильной организации, неукоснительное соблюдение партийной  дисциплины обусловлены необходимостью демонстрировать свою эффективность  в отстаивании интересов трудящихся, успешно осуществлять политическое воспитание масс.

Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами определяет характер деятельности партии, преобладание тех или иных методов работы, тех  или иных звеньев партийного механизма. Если образно представить партию в виде концентрических окружностей, то в ней можно выделить:

1) круг «симпатизирующих»  (т. е. «твердых избирателей»  и сочувствующих, чье отношение  к партии ограничивается голосованием  в ее пользу);

2) круг членов партии (т.  е. выплачивающих членские взносы, пропагандирующих доктрину партии, соблюдающих партийную дисциплину);

3) круг активистов и  функционеров (т. е. тех, для  кого партия представляет смысл  жизни, хотя их роль в массовых  и кадровых партиях неодинакова). В кадровых партиях активисты  являются членами комитетов, в  массовых они составляют ядро  каждой базовой группы и выполняют  решения руководителей.

Единственным показателем  силы или слабости кадровых партий является число избирателей, поддерживающих их на выборах, поэтому кадровые партии приспосабливают свою программу  и политику к электоральным предпочтениям  с целью увеличения числа своих  избирателей. Главными действующими лицами в кадровых партиях становятся парламентарии. Они являются своеобразными лидерами, ориентирующимися на голоса избирателей, от которых зависит не только их успех, но и положение партии. «Активисты, - замечает М. Дюверже, - слишком малочисленны в этих кадровых партиях, чтобы стать  их основой, они слишком зависимы от избираемых депутатов, раздатчиков  благ и привилегий, они преисполнены почтения к парламентским и министерским функциям».

Массовые партии имеют  разветвленную и жесткую бюрократическую  систему управления, позволяющую  вовлекать в партию большие массы  людей и контролировать первичные  организации. Партийная бюрократия оказывает решающее влияние на рядовых  членов партии и парламентариев. Если в кадровых партиях ее парламентарии  обеспечивают руководство партией, не встречая серьезного сопротивления  со стороны ее членов, то в массовых партиях действует принцип подчинения депутатов партийным руководителям, выбранным членами партии.

Эффективность деятельности массовых партий обеспечивается благодаря  активности членов партии, входящих в  нее на основе индивидуального членства. Коллективное членство (характерное  для кадровых партий) в отличие  от индивидуального не предполагает ни действительного включения в  политическую жизнь, ни персональных обязательств перед партией. Данное обстоятельство глубоко трансформирует природу  партий.

Кроме этого, массовые партии всех типов отличает групповая сплоченность и высокая результативность, которые  достигаются благодаря принципам  организации первичных звеньев. Так, первичными организациями социалистических партий являются секции по месту жительства численностью в несколько сотен  человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается е своеобразный государственный аппарат с разделением  властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному  совету), исполнительная - исполкому (или  национальному секретариату), а юридическую  власть проводит контрольная комиссия.

Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) по месту работы. Они более  однородны и ограничены по размеру. Это позволяет партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать  жесткую партийную дисциплину. Организационным  принципом партий является «демократический централизм» пытающийся совместить свободу (например, выборность руководителей  всех уровней) и принуждение (подчинение меньшинства большинству). На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию. Выборы руководителей превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет центральное руководство партии.

Фашистские партии имеют  много сходных черт с коммунистическими: вертикальные связи, централизация  власти, жесткая структура. Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии. Возникая из полувоенных формирований, они культивировал жестокость и  насилие. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд  численностью от 4 до 12 человек;; Входя  в более многочисленную группу, штурмовые  отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой армии.

Как видим, бинарная классификация  партий М. Дюверже на кадровые и массовые была достаточно универсальной и  прагматичной. Однако уже сам М. Дюверже  отмечал, что она является «приблизительной, описывающей скорее тенденции, чем  дающей четкое различие». Ряд партий оставался за пределами данной классификации, некоторые имели промежуточный  характер. Например, лейбористская  партия, насчитывающая 6,5 млн. человек, причем среди них с коллективным членством через профсоюзы - 5,8 млн., не может быть, однозначно отнесена ни к кадровым, ни к массовым. Или  такая особенность кадровых партий США, как плотная организационная  сеть на уровне избирательного округа (демократическая партия имеет 2, 5 тыс. ячеек, республиканская -2 тыс.), заметно  отличает их от классических партий нотаблей (людей, чье положение в обществе обеспечивает им авторитет в политике). Впрочем, не менее сложно классифицировать и партии, являющиеся объединением разнородных фракций, течений, клиентел, как, например, либерально-демократическую  партию Японии. Поэтому предпринимались  попытки усовершенствовать классификацию  М. Дюверже. Они происходили под  влиянием социальных перемен в индустриально  развитых странах.

Структурные изменения в  экономике западных стран подорвали  социальную базу массовых партий и  обусловили их упадок. Работники индустриальных производств, бывшие прежде клиентурой массовых партий, теряли работу и перемещались из добывающего и обрабатывающего  секторов экономики в сектор услуг. Заметно улучшались условия труда, повышалась зарплата квалифицированных  рабочих, что изменяло их политические взгляды. Вследствие этого значение классового сознания и политической идеологии в формировании партийных  предпочтений заметно упало.

Более того, в постиндустриальных обществах существенно трансформировался  механизм выработки политических предпочтений. Согласно классической модели американских политологов С. Липсета и Д. Роккана, на политический выбор граждан влияет сочетание пяти переменных величин: общественного положения, уровня доходов, качества образования, места жительства и религиозной принадлежности. По традиционной модели Липсета-Роккана  считалось, что граждане со скромным материальным достатком, невысоким  уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к партиям левого спектра. Например, они выбирают социал-демократию за ее приверженность материальным ценностям. Напротив, граждане с престижным образованием и высоким социальным статусом, материально  обеспеченные образуют массовую базу консервативных партий. Религиозная  часть населения отдает свои предпочтения соответствующим религиозным партиям.

Переход к постиндустриальным технологиям в развитых странах  приводит к вытеснению в общественном сознании традиционных (материальных) ценностей. Их заменяют такие нематериальные ценности, как образ жизни, возможности  самореализации личности, солидарность, качество среды обитания и т. д., носителями которых являются высокообразованные и приспособленные к жизни  в условиях информационной революции  социальные группы.

Экономический рост сглаживает социальные различия, устраняет существенные классовые антагонизмы. Общество переходит  от конфликта как способа развития к согласию. В условиях возросшего многообразия социальных интересов  политические партии вынуждены отказываться от притязаний на идеологическое и интеллектуальное руководство массами. Они предпочитают непосредственно обращаться к избирателям, а не к членам партии.

Следует учитывать, что упадок партий отчасти вызван и разочарованием определенной части населения развитых стран в партиях, как механизмах представительства интересов. Поэтому  многие граждане стремятся быть независимыми, идеологически неангажированными.

Произошедшие в западных странах социальные перемены послужили  основанием для дополнения бинарной классификации, М. Дюверже новым  типом партии - партии избирателей. Taк итальянский политолог Д. Сартори  различает уже три типа партий: парламентско-электоральную, организационно-массовую (которые близки кадровой и массовой партиям М. Дюверже) и электорально-массовую. Французский политолог Ж. Шарло  определяет партии избирателей как  межклассовые и межидеологические  движения, целиком обращенные к электорату.

Партии избирателей (их еще  называют «универсальными» или «интерклассовыми») стремятся выражать общенациональные интересы, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция  присуща, в частности, голлистской  партии Объединение в поддержку  Республики, европейским социал-демократическим  партиям, республиканской партии США, партиям «зеленых» и др.

И все же, несмотря на эти  изменения, по-прежнему сохраняет свое значение деление партий по политическим целям и идеологии на праворадикалъные (фашистские), консервативные, либеральные, реформистские, социал-демократические, социалистические и леворадикалъные (коммунистические)

3. Партийные системы

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные  системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие  имеет сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее).

К числу факторов, оказывающих  наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее  законодательство (прежде всего избирательные  законы) и социокультурные традиции. Например, в странах, где сложились  значительные крестьянские слои, как  правило, возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки  для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура  общества пронизана полярными противоречиями между теми или иными стратами, то и партийная система будет  иметь конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Но если социальные группы ориентируются на единую систему  ценностей и идеалов, то и партийная  система будет характеризоваться  более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.

Законы также могут  влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения  на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам  оппозиционных партий радикальной  направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным  партийным объединениям. Там, где  действуют избирательные системы  мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются  двухпартийные системы или системы  с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая  шансы на представительство в  органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают  возникновение новых партий.

В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием  культур и языков, многочисленными  каналами и институтами артикуляции  социальных, национальных, религиозных  и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического  развития, выступают наиболее оптимальной  формой и одновременно условием демократического развития общества.

Информация о работе Партии и партийная система