Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 08:55, шпаргалка
Ответы на 27 вопросов.
# Сущность политики и ее особенности.
# Политика, ее структура и функции.
# Объект и предмет политики.
# Структура политики (законы, 2вида гинез).
# Предмет и функции политологии.
# Прикладная политическая политология.
# Политология и смежные науки.
# Становление политологии как науки.
# Платон.
# Аристотель.
# Максвел.
# Гобе.
# Лонн.
# Монтескье.
# Станвиль и Джеферсон.
# Национальный характер как фактор политической жизни.
# Власть, ее сущность (определение, виды).
# Государство.
# Генезис политической власти (происхождение государства).
# Теория разделения власти.
# Тоталитаризм.
# Авторитаризм.
# Демократия.
# Права человека и обязанности.
# Правовое государство и гражданское общество.
# Апология политической партии (разновидности).
# Понятие и основные теории политической игры.
-- гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;
-- реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).
Таковы
существенные черты демократического
политического режима, отличающие его
от авторитарного и тоталитарного режимов.
Знание вышеперечисленных признаков имеет
важное значение, помогая четче ориентироваться
в квалификации системы методов, приемов
и средств осуществления политической
власти.
25. Правовое государство и гражданское общество.
Правовое государство -- это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.
Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);
2) наиболее последовательное “связывание” государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона). Гражданское общество -- это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Структура гражданского общества:
-- негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
-- совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);
-- общественные объединения и организации;
-- политические партии и движения;
-- сфера воспитания и негосударственного образования;
-- система негосударственных средств массовой информации;
-- семья;
-- церковь и т.п.
Признаки гражданского общества:
-- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
-- самоуправляемость;
-- конкуренция образующих его структур и различных групп
людей;
-- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
-- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
-- жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);
-- многоукладность экономики;
-- легитимность и демократический характер власти;
-- правовое государство;
-- сильная
социальная политика государства, обеспечивающая
достойный уровень жизни людей, и другие.
26. Эпология политической партии (разновидности).
Политическая партия -- это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим критериям:
1) по социальной направленности программы и деятельности:
социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т.п.
2) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);
3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений);
4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;
5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);
6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;
7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами; демократические и антидемократические;
8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);
9) по организационной
структуре: парламентские (где в качестве
первичных образований выступают территориальные
комитеты), лейбористские (представляющие
собой разновидность парламентских партий,
допускающих коллективное членство, в
том числе и трудовых коллективов) и авангардные
(построенные на принципах демократического
централизма и территориально-
15. Т. Джефферсон и Станвиль.
Томас Джефферсон (1743-1826). «Декларация независимости», в ней провозглашено начало существования США как самостоятельного и независимого государства и изложены принципы, на которых оно строилось. Дано обоснование принципов взаимоотношений между людьми в новом государстве, гражданских прав и свобод личности, проблемы социального равенства. Лучшей формой государственного устройства Джефферсон считал демократическую республику как выражение подлинного народовластие, с присущим ей политическими институтами, посредством которого защищаются и реализуются политические права и свободы граждан. Джефферсон стремился построить в Америке новую республику - классическую демократию, в которой полностью соблюдались бы права человека, в том числе право на жизнь, свободу, собственность, на участие в политической жизни общества. Он выступал за религиозную свободу и отделение церкви от государства, за полное политическое равенство и разделение властей.
24. Права человека и обязанности.
Права
человека находятся в диалектической
связи с его обязанностями перед обществом
и государством. Обязанности: повиновение
и верность государству, уважение прав
и свобод других лиц, уплата налогов, работа
на выбранных должностях, охрана природы
и окружающей среды. Права человека можно
разделить на несколько групп: личные,
политические, экономические, социокультурные
и экологические. 1) Личные - право на жизнь,
неприкосновенность личности и жилища
от незаконного задержания и вторжения,
тайна переписки, телефонных переговоров
и телеграфных сообщений, свободу труда
и занятости, передвижения и выбора места
жительства. Эти права призваны гарантировать
индивидуальную автономию и свободу личности.
2) политические - призваны создать предпосылки
для активного участия граждан в политической
жизни. Право на гражданство, доступ к
государственным должностям, участие
в выборах, свобода выбора вероисповедания,
свобода слова. 3) Экономические права
- право человека на владение частной собственности,
частное предпринимательство, но в рамках
государственного регулирования. 4) Социокультурные
- социальная защищенность граждан, медицинские
и образовательные программы, выплаты
стипендий и материальной помощи, льготы
пенсионерам. 5) Экологические права - это
право человека жить в благоприятной природной
среде, иметь своевременную и исчерпывающую
информацию о ее состоянии и в случае необходимости
взыскивать в судебном порядке средства
на возмещение ущерба, причиненного его
здоровью.
27. Понятие и основные теории политической игры.
Метод сценариев предполагает описание возможных будущих событий в каком-либо регионе или в мире в целом. Его используют прежде всего для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее длительную перспективу. Составление сценариев всегда связано с оценкой событий и тенденций их развертывания, а в оценке выражается субъективное отношение к феномену со стороны того, кто ее делает. Поэтому сценариев, относящихся к прогнозированию одного и того же явления, может быть несколько.
Осуществление выбора, предпочтение того или иного сценария требует включения в прогностическую деятельность еще одной процедуры -- экспертной оценки, которая производится с помощью людей, чьи опыт и знания в прогнозируемой области проблем или отношений являются общепризнанными и превосходят знания других людей в конкретной области прогноза. Мнение экспертов выявляется методами опроса, “мозгового штурма” (коллективное, четко запрограммированное обсуждение с фиксацией проблемы, оценкой выдвинутых предложений по ее решению, механизмом обсуждения и опровержения выдвинутых гипотез и учетом высказанных в ходе обсуждения идей и предложений), деловой игры -- групповой деятельности экспертов, которая осуществляется по принятым в этой группе правилам, в рамках разработанного сценария.
Метод моделирования оказывается чрезвычайно полезным в политическом анализе и прогнозировании. В его рамках знание о будущем состоянии политических отношений получают путем создания условного образа объекта (им может быть математическая формула, функция, график, схема, карта).