Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 08:55, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 27 вопросов.

Содержание

# Сущность политики и ее особенности.
# Политика, ее структура и функции.
# Объект и предмет политики.
# Структура политики (законы, 2вида гинез).
# Предмет и функции политологии.
# Прикладная политическая политология.
# Политология и смежные науки.
# Становление политологии как науки.
# Платон.
# Аристотель.
# Максвел.
# Гобе.
# Лонн.
# Монтескье.
# Станвиль и Джеферсон.
# Национальный характер как фактор политической жизни.
# Власть, ее сущность (определение, виды).
# Государство.
# Генезис политической власти (происхождение государства).
# Теория разделения власти.
# Тоталитаризм.
# Авторитаризм.
# Демократия.
# Права человека и обязанности.
# Правовое государство и гражданское общество.
# Апология политической партии (разновидности).
# Понятие и основные теории политической игры.

Работа содержит 1 файл

Политология - шпоры.rtf

— 169.05 Кб (Скачать)

Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях:

власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия -- власть честолюбцев; олигархия -- господство немногих над большинством; демократия -- власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания -- власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона). 
 
 
 
 
 

10. Аристотель.

Великий греческий философ Аристотель (384--322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) -- здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

11. Макиавелли.

Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469-- 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

По мнению Н. Макиавелли, политика -- отражение природы человека, а она отнюдь не благая.

Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям -- их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил:

климата, места, полезных ископаемых. Политика для него -- удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

12. Гоббс.

Новое время в Европе -- это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.

Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588--1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13. Дж. Локк.

английский философ Джон Локк (1632--1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” -- принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами -- на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

14. Ш.Л. Монтескье.

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689--1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов -- правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответ

ствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

16. Национальный характер как фактор политической жизни.

Роль наций, национальных проблем в формировании политических отношений огромна. Именно нации и их становление находятся в основе формирования устойчивых государств, и, наоборот, опыт истории свидетельствует, что государственные образования, складывающиеся на основе донациональных или сверх национальных общностей, как правило, распадаются.

Достижение и сохранение национального суверенитета является важнейшей целью политической деятельности.

Подавление национальных интересов оборачивается непрекращающимся противодействием, которого можно избежать только в случае отказа от политики подавления или уничтожения носителя интересов.

Национальные интересы наиболее очевидны по сравнению с другими видами политических интересов, для многих политических сил и течений они указывают простой и эффективный путь политической консолидации больших масс людей.

Однако абсолютизация национального вопроса, превращение его в основную доминанту политики рождает такие уродливые политические явления, как национальный экстремизм, шовинизм, фашизм.

За многообразием форм националистических политических ориентации проступают устойчивые, практически не меняющиеся во времени стереотипы политического мышления и поведения:

-- идея превосходства своей нации над другими в силу воображаемых тех или иных ее преимуществ (“избранный народ”, “чистота расы”, “историческая миссия”);

-- миф о “золотом веке” этой нации, который мыслится как состояние, бывшее когда-то и намного лучшее, нежели нынешнее;

-- миф об особом историческом предназначении именно данной нации, которое может заключаться в “сдерживании орд”, “богоносительстве”, “богоизбранности”, мессианизме;

17. Власть, ее сущность.

Власть как важнейший элемент социальных отношений фокусирует в себе следующие основные признаки:

-- это вид управления, регулирования и контроля, способность распоряжаться силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает человеческое сообщество;

-- это средство упорядочения социальных отношений, проявление человеческой культуры, связанное с мерой, правилом, нормированием отношений людей, с принятием или наложением на них определенных ограничений в поведении и деятельности;

-- несомненен волевой характер власти, благодаря ей действия людей приобретают целенаправленность, власть изменяет поведение через изменение мотивов и целей людей;

-- власть явно связана с дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ, выражается в отношениях асимметрии, иерархии, в арсенале ее действий могут быть жестокость, подавление, эксплуатация. Существует очевидная опасность бесконтрольной власти, порождающая большое значение ее регулирования и контроля.

Необходимость власти порождена по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: потребностью управления, осуществления общих целей при наличии многообразия интересов, ценностей, потребностей; невозможностью достижения полноты информационного обеспечения управленческого решения. Власть в этом случае служит средством преодоления информационного дефицита через силовое, принудительное решение.

Две основные характеристики власти делают ее важнейшим инструментом политики, предопределяют взаимное тяготение друг к другу этих явлений.

Во-первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности власти ограничивать роль случайности в социальной жизни, т.е. осуществлять управление.

Во-вторых, это ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей роли вопреки сопротивлению других людей. Поскольку в сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, появляется потребность преодоления сопротивления других людей и сил и как следствие -- необходимость реализации политики во властной форме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18. Государство.

Государство -- это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов

(классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государство представляет собой универсальную территориальную форму организации политической власти в социально неоднородном обществе. Государство -- своего рода стержень институционального оформления политической власти.

Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев.

Всеобщее значение велений государственных органов обусловлена самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем.

Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, Пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками:

-- выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных

границ по признаку гражданства;

-- интегрирует общество, придает ему качества единого социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;

-- является носителем государственного суверенитета;

-- располагает специальным аппаратом (публичной властью), Предназначенным для управления обществом;

-- обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами,

милицией, службой безопасности и т.п.);

-- имеет, как правило, монополию на правотворчество;

-- владеет специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ответы по политологии