Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 08:55, шпаргалка
Ответы на 27 вопросов.
# Сущность политики и ее особенности.
# Политика, ее структура и функции.
# Объект и предмет политики.
# Структура политики (законы, 2вида гинез).
# Предмет и функции политологии.
# Прикладная политическая политология.
# Политология и смежные науки.
# Становление политологии как науки.
# Платон.
# Аристотель.
# Максвел.
# Гобе.
# Лонн.
# Монтескье.
# Станвиль и Джеферсон.
# Национальный характер как фактор политической жизни.
# Власть, ее сущность (определение, виды).
# Государство.
# Генезис политической власти (происхождение государства).
# Теория разделения власти.
# Тоталитаризм.
# Авторитаризм.
# Демократия.
# Права человека и обязанности.
# Правовое государство и гражданское общество.
# Апология политической партии (разновидности).
# Понятие и основные теории политической игры.
19. Генезис политической власти. (происхождение государства).
Государство -- политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Вопрос
о происхождении государства является
дискуссионным, ибо этнографическая и
историческая науки дают все новые знания
о причинах его происхождения. В разных
теориях высказываются различные причины
возникновения государства: в теологической
-- Божественная сила; в договорной -- сила
разума, сознания; в психологической --
факторы психики человека; в органической
-- биологические факторы; в материалистической--социально-
В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные и иные.
Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения, прежде всего социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.
Формирование государства -- длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма возникновения государства, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказа
лись социально-экономические структуры родового строя -- земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Афины -- это самая чистая, классическая форма возникновения государства из классовых антагонизмов, развившихся внутри родового строя.
В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение
древнегерманского государства в значительной
степени связано с завоеванием обширных
чужих территорий, для господства над
которыми родовая организация не была
приспособлена. Ряд ученых придерживаются
мнения, что Германия, Россия и некоторые
другие-государства возникли не как феодальные
(с классическими признаками подобной
государственности -- закреплением крестьянства
и крупной частной собственностью на землю),
а как прафеодальные (с соответствующими
признаками -- знать еще не имела крупной
частной собственности на землю, а крестьяне
сохраняли как свободу, так и собственность
на землю).
20. Теория разделения власти.
Для нормального существования правового государства в нем должны существовать независимо друг от друга законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная власть. Разделение властей призвано уравновешивать различные ветви власти, создавать систему сдержек и противовесов, предотвращать монополизацию публично-властных полномочий одной из сторон. Законодательная власть представлена конгрессом, включающим депутатов состоящим из двух палат (верхняя палата - Сенат. Нижняя палата - палата представителей). Конгрессмены обязаны реализовать в форме законодательных инициатив интересы избирателей. Верховный суд - самый элитный элитарный институт в американском государственном устройстве. Решение его членов не подлежат обжалованию за исключением случаев принятия поправок к самой конституции. Члены Верховного суда назначаются президентом пожизненно и могут быть смещены только за измену, взяточничество и другие тяжкие преступления. Исполнительная власть - представлена президентом, наделенным согласно конституции монопольным правом назначать послов, федеральных судей, высших чиновников, заключать договоры.
21. Тоталитаризм.
Понятие “тоталитаризм” в буквальном смысле слова означает “весь”, “целый”, “полный”. В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;
3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) абсолютная “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;
5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена “ореолом тайны” и недоступна для контроля со стороны народа;
6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная;
10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;
11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;
14) государственная
власть осуществляется по своему усмотрению,
произволу, без учета мнения большинства,
в противоречии с демократическими механизмами,
нормами и институтами.
22. Авторитаризм.
Авторитарный режим -- государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления,
как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Признаки авторитарного политического режима:
1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом, хотя они и могут существовать;
4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода “полугласность”;
8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);
9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;
10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются;
11) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);
12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
13) “силовые” структуры обществу практически не подконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях;
14) роль
лидера высока, но в отличие от тоталитаризма
лидер не харизматический.
23. Демократия.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима -- демократический и антидемократический.
Понятие “демократия” означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства. Признаки демократического режима:
-- население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);
-- решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
-- существование гражданского общества с его развитой структурой;
-- реальное осуществление правового государства;
-- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
-- легитимность государственной власти;
-- “силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;
-- доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;
-- во всех сферах общественной жизни господствует закон;
-- провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
-- в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип “дозволено все, что не запрещено законом”;
-- политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);