Особенности внешней политики Ирана и его дальнейшее развитие и влияние в Центральноазиатском регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:09, автореферат

Описание работы

Цели и задачи исследования. Исходя из степени разработанности проблемы, цель данного исследования состоит в определении особенностей внешней политики Ирана и его дальнейшее развитие и влияние в Центральноазиатском регионе. В соответствии с основной целью исследования рассматривается ряд задач, наиболее важными из которых являются:
- изучение теоретико-методологических аспектов внешней политики Исламской Республики Иран.
- исследование внешней политика ИРИ и ее специфических особенностей в современных условиях;
- анализ проблемы историко-политических аспектов формирования внешней политики ИРИ;
- исследование влияния внешней политики ИРИ на политические процессы Центральной Азии, а также взаимосвязь общих и религиозных моментов;
- показ влияния внешней политики ИРИ и её идеологическое воздействие в Центральноазиатском регионе;
- рассмотрение проблем и перспектив взаимоотношений Ирана в регионе Центральной Азии в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

Таги Развитие внешней политики Ирана и её влияние на политически.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

    Иран стремительно меняет свои позиции  и характер своей деятельности по распространению своей идеологии, экономики, культуры и религии. Ценральноазиатские республики не должны опасаться геополитических стремлений Ирана, так как Иран по сравнению с другими государствами здесь имеет свои историческую почву, культуру и языковую идентичность, в частности с Таджикистаном.

 Во втором параграфе  второй главы - « Проблемы и перспективы  взаимоотношений Ирана  в Центральноазиатском регионе в новых условиях»- отмечается,  что национальные интересы Ирана стоят выше чем идеологические и революционные цели по сравнению с другими странами в Центральной Азии. Политика Ирана была полностью лишена какой бы то ни было идеологической или эмоциональной подоплеки, из-за чего временами казалась циничной. Наиболее ярко эта черта проявилась в отношении к гражданской войне в Таджикистане.

Распад Советского Союза  и кардинальные изменения политической карты северных границ Ирана определили необходимость  налаживания взаимовыгодного внешнеполитического сотрудничества Ирана со всеми новообразованными государствами, в особенности с пятью независимыми  государствами Центральной Азии. Нахождение Центральной Азии в зоне жизненных интересов и зоне безопасности Исламской Республики Иран и прямое отражение событий, происходящих в этом регионе на Иран, а также языковая и культурная общность между ними (среди среднеазиатских республик таковым, безусловно, выступает Таджикистан) сыграли немаловажную роль во внешней политике Ирана в этом регионе. 

Расширение регионального сотрудничества является одним из основных принципов  внешней политики ИРИ. Успех в двусторонних и многосторонних отношениях в южных регионах бывшего СССР, безусловно, предотвращает в этом регионе по соседству с Исламской Республики Иран создание недружественных и агрессивных блоков. Кроме того, поскольку многие государства региона занимают небольшие территории и малоразвиты, то у ИРИ более прочные позиции. Он надеется восстановить свои двусторонние и многосторонние связи с южными странами бывшего СССР с тем, чтобы в дальнейшем смог предпринимать меры в ликвидации тех трудностей, которые существуют в этом регионе.

Беспокойство Исламской Республики Иран в связи с нарастающей  угрозой безопасности, исходящей из Центральной Азии, воспринимается с аналогичным значением более серьёзных и вызывающих опасение угроз, исходящих из Афганистана. Национальные интересы и безопасность Ирана требуют проявления особой чуткости к позиции суверенных северных государств, в особенности России, потому что природа и историческое прошлое этой страны показывают, что в случае угрозы  безопасности на ее южных границах, Иран может с лёгкостью стать жертвой  нападения.

В конечном счете, такие угрозы для внутренней безопасности, с которыми сталкивается каждое из  государств Центральной Азии, как экстремизм, национализмом, сепаратизм, экономические кризис, контрабанда и распространение наркотических веществ, нерешенность проблем национальных меньшинств, которые беспокоят государства региона, должны находиться под контролем и управляться. Совместные стратегические интересы Ирана и России требуют обеспечения национального  примирения, стабильности  и безопасности в этих странах, особенно в Таджикистане, в связи с его сопредельностью с Афганистаном.

Важнейшим вопросом в вышеуказанной проблеме является влияние исламского фундаментализма и вопрос, беспокоящий великодержавные, региональные и нерегиональные государства, – тенденция политизации ислама.

По отношению к Узбекистану  осторожная политика Ирана оказалась  менее успешной, хотя летом 1995 года отношения между Ираном и Узбекистаном улучшились. В период с середины 1994 года до начала 1995 года политическая позиция правительства Узбекистана смягчилась. Однако, когда в конце апреля 1995 года США объявили эмбарго на торговлю с Ираном, только президент республики Ислам Каримов поддержал это решение. Такая реакция со стороны Узбекистана отражает влияние перечисленных выше факторов и углубление американско - узбекских отношений, которые начались весной 1995 года. Однако, летом того же года министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов, находясь в Тегеране с визитом по случаю. открытия узбекского посольства, опроверг утверждение о том, что Узбекистан поддержал эмбарго США, Это свидетельствовало о некотором смягчении позиции узбекского правительства по отношению к Ирану. Несмотря на то, что Узбекистан и Иран подписали соглашение о расширении экономических связей, отношение между двумя государствами по-прежнему носят сложный и неустойчивый характер.

Изменения в отношении России к роли Ирана в Центральной Азии, которые произошли примерно в середине 1993 года, также способствовали стремлениям государств Центральной Азии расширять связи с Ираном. Некоторые советники президента Б.Ельцина выступали за развитие тесных связей  между Ираном и Россией. В ходе визита в Тегеран в марте 1995 года Андраник Миграян заявил, что Иран – великая держава, и Россия сотрудничая с Ираном, может решить многие проблемы в Закавказье и Центральной Азии, и что Иран во многих отношениях может быть стратегическим союзником России на глобальном уровне с целью сдерживания гегемонии третьих сторон и сохранения баланса силы.

  Следовательно, по обоюдной доброй воле этих двух стран реализовались стратегические цели и интересы Ирана и России по обеспечению национального примирения, мира и стабильности в Таджикистане. Таджикистан же, в свою очередь, должен вести гибкую и активную внешнюю политику, которая способствовала бы укреплению стабильности внутри страны. Все это становится актуальным после неоднократных заявлений руководства США о том, что возможны боевые действия против ряда стран, в том числе, Ирана и Ирака. Важной в этом аспекте является проблема, связанная с Ираном. Во-первых, многие страны, в том числе Россия, выступают против прямого внешнеполитического вмешательства США во внутреннюю политику ИРИ. Однако США не обращает внимания на эти протесты, и проводят силовую политику, исходя из своих интересов.

Во-вторых, нестабильность в некоторых ближневосточных  странах, в первую очередь, связана  не с внутриполитическими событиями явлениями, а с недовольством политикой США в данном регионе. Такое же положение может возникнуть и в Центральноазиатском регионе, и в Таджикистане. Отрицательная позиция некоторой части интеллигенции может радикализировать общественное настроение в стране и повлиять на изменение позиций политических партий против США и их союзников.

Естественно, Таджикистан  является государством, чье влияние  в мире имеет ограниченные возможности, но он все же должен использовать создавшуюся ситуацию для активизации внешней политики в иранском направлении и попытаться сыграть важную роль для смягчения позиции США в отношении Ирана. В этом аспекте нужно задействовать весь механизм дипломатических и конфиденциальных каналов, имеющихся у Таджикистана. Можно провести переговоры с заинтересованными кругами Ирана, Европы и США об организации возможной встречи США и Ирана, Европы . Возможно, необходимо донести опасения до мирового сообщества о негативных последствиях возможных акций США против Ирана и других стран для Ценральноазиатского региона и всего мусульманского мира. К этому процессу необходимо подключить ООН и ОБСЕ, которые также выражают тревогу. Необходимо подчеркнуть четкую и твердую позицию приверженности Таджикистана в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом.12

В заключение подводятся итоги проведённого исследования, изложены основополагающие выводы работы, сформированы главные его результаты, вытекающие  из содержания диссертационного исследования, даны конкретные  практические рекомендации и предложения.

       Основные положение диссертации отражены в следующих публикациях автора:

                
  1. Лотфи Заде Аболфазл Таги. Иран и Таджикистан: расширение регионального сотрудничества// Вестник ТНУ- №4(60).- Часть 2. –Душанбе: Сино, 2010. –С. 99-107.
  2. Лотфи Заде Аболфазл Таги. Расширение регионального сотрудничества ИРИ и его особенности: Серия философия и право // Известия АН РТ.- №3. –Душанбе, 2010. –С. 81-84.
  3. Лотфи Заде Аболфазл Таги. Баъзе вижагињои раванди инкишофи фарњанги забони форси дарї // Вестник ТНУ- № 4(60). -Часть 1. –Душанбе: Сино, 2010. –С. 146-151.
  4. Лотфи Заде Аболфазл Таги. Исламская революция Ирана и ее почвы: Учебное пособие. –Тегеран: Созманд, 1379 (1999). -175 с.
  5. Лотфи Заде Аболфазл Таги. События  первого десятилетия исламской революции Ирана: Монография. –Тегеран: Кухан, 1387 (2008). -185 с. 

1Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды в 3-х томах. — М., 2001; Бажанов И. И. Современный мир. — М., 2004; Богатуров А.Д., Косолапое И.Л. Очерки теории и политического анализа международных отношений. — M., 2002; Дугин Л.Г. Основы геополитики. – М., 2000; Питер Кальвокоресси. Мировая политика после 1945 года. В двух книгах. — M., 2000; Цыганков П.А. Теория международных отношений // Учебное пособие. — М., 2002; Цыганков П.А. Международные отношения // Учебное пособие. — М., 1996.

2 См.: Мехршод Шабоби. Взаимоотношения  Ирана  и Таджикистана со странами  Центральной  Азии // Вестник национального Университета. – Душанбе, 2008. - №4; Арабаджян А.З. Сверхдержавы и ИРИ (точка зрения). // Отв. ред. Мамедова Н.М. и Мехди Санаи. Иран: ислам и власть. – M., 2002; Арабаджян A 3. ИРИ. Экономический потенциал - первая половина 90-х годов. Со статистическим обозрением во второй половине десятилетия и общими характеристиками Третьего плана развития ИРИ 2000/01-2004/05 гг. – M., 2002; Арабаджян И.A. К пятидесятилетию установления постоянных советско-иранских дипломатических отношений. // Отв. ред. Мамедова Н.М. Иран и Россия. – М., 2004; Авдеева Л.К. Иранская революция 1978-1979 гг.: причины и уроки. — М., I999; Мамедова Н.М. Иран в XX веке. Роль государства в экономическом развитии. – М., 1997; Ушаков В.А. ИРИ-СССР-Россия-некоторые страны СНГ (1979-19941). – М., 1998; Ушаков П.А. Иран и мусульманский мир. – М., 1999.

3 Мехди Санаи. Отношения Ирана с Центральноазиатскими странами СНГ. (Социально-политический и экономические аспекты). – М., 2002.; Мусульманская право и политика. Учебное пособие. – М., 2004.; Взаимоотношения Ирана и стран Центральной Азии: история и современность. (Политологический анализ). –Алмааты, 1997.; Гударзи П.М. Позиция Ирана и России в Центральной Азии и на Кавказе // Аму-Дарья.- №4. –Тегеран, 2000. –С. 148-152. (перевод с фарси). Кавом Абдул  Али. Равобите байналмиллал: назарияњо ва руйкардњо. –Тењрон, 1384. –С. 222-224.; Маширзаде Хумайра. Њавзаи Дарии наќд варзебие тируињо. –Тењрон: Донишгоњи њуќуќи сиёсї, Донишгоњи Тењрон, 1383-1384. –С. 25.; Носир Мањиян. Созангори: аз равобити байналмиллал то сиёсати хориљї. –Тењрон: «Фаслномаи сиёсати хориљї», 1383. -№ 4. –С. 939-940.; Фалохи А. Созандагорон дар сиёсати хориљї // Фаслномае «Рањбурд», 1380. -№ 21. –С. 180.

4; Кутецова Е.А. Иран. – М., 1971; Кузнецова H.A. Иран: история и современность. - М., 1983; Ютштиршюй В.Б. Этапы эволюции персидской поэзии во 2-й половине XX в.// Отв. ред. Мамедова Н.М. Иран и Россия. –М., 2004. и Каменева М.С.. Персидский язык как фактор культурной интеграции.// Отв. ред. Мамедова Н.М. и Мехди Санаи. Иран: ислам и власть. –М., 2002 .

5 Воронин А.И. Внутриполитическая ситуация в Иране — возможные сценарии развития. // Иран после парламентских выборов. -М., 2004.; Н.М.Мамедова Политические центры силы в Иране. // Иран и Россия. - М., 2004; Раванди-фадаи С.М. Фракционизм в Иране и роль иранскою духовенства в послереволюционной политической жизни страны.// Там же; Пешко П.С. Современная общественно-политическая обстановка в Иране// Востоковедный сборник. -№4, 2002; В.И.Сажин. Некоторые аспекты внутриполитической ситуации в Иране в 2004 году// Иран после парламентских выборов. - М., 2004; Кондратьев С.С. Особенности внешней политики ИРИ на пороге тысячелетия// Отв. ред. Арунова М.Р. Ближний Восток и современность. –М., 2002.- Выпуск 14.

6 Дружиловский С.Б. Мировое сообщество и новая внешнеполитическая концепция Ирана.// Иран: Диалог цивилизаций: Материалы конференции. –М., 2003; Кондратьев С.С. Особенности внешней политики ИРИ на пороге тысячелетия / Отв. ред. Арунова М.Р. Ближний Восток и современность. –М., 2002. -Выпуск 14.; Кулагина Л.М. Основные направления ИРИ на современном этапе. // Отв. ред. Арунова М.Р. Ближний Восток и современность. –М., 1996. Выпуск 2.; Новые тенденции во внешней политике ИРИ в 90-е годы (экономика, политика, культура). // Отв. ред. Мамедова Н.М. Иран: эволюция исламскою правления. –М., 1998; Кулагина Л.М. Внешняя политика ИРИ после войны в Ираке. // Отв. рел. Арунова М.Р., Ближний Восток и современность. –М., 2003. Выпуск 19; Маркое К.В. Системно-структурный анализ внешней политики Ирана на рубеже XXI века. // Отв. ред. Хазанов A.M. Новые тенденции в международных отношениях в Азии. –М., 2002. Ушаков В.А. Внешняя политика Ирана и эволюция понятия «экспорта исламской революции» в 90-е гиды. // Отв. ред. Мамедова Н.М. Иран: эволюция исламского правления. –М., 1999; Ушаков В.А. Иран: два подхода к выбору модели развития. // Отв. ред. Арунова М.Р. Ближний Восток и современность. –M., 2001. Выпуск 2; Ушаков В.А. Дипломатические отношения ИРИ и перспективы их развития в начале третьей тысячелетия (2000-2010 гг.). // Отв. ред. Хазанов Л.М. Новые тенденции в международных отношениях в Азии. –М., 2002.

7  Сажин H.H. Россия и Иран: проблемы стратегической перспективы. // Отв. ред. Мамедова Н.M. ИРИ в 90-е годы (экономика, политика, культура). –М., 1998; Сажин Н.Н. Россия и Иран: проблемы стратегической перспективы/ Отв. ред. Арунова М.Р. Ближний Восток и современность. –М., 1997. Выпуск 4; Сажин В.И. Диалог цивилизаций: Россия — Иран. / Отв. ред. Мамедова H.M., Мехди Санаи. Иран: диалог цивилизаций: Материалы конференции. –М., 2003; Скляров Л.Е. Россия и Иран в 90-е годы: новый этап взаимоотношений / Отв. ред. Мамедова Н.M. ИРИ в 90-е годы. –М., 1998.

8Садджадпур МЖ. Теория и практика внешней политики Ирана. – Тегеран, 2002. (на перс. яз.).

9См.: Махмадов А.Н., Асадуллоев И. Национальные интересы Таджикистана. -Душанбе, 2009; Ятимов С.С. Идеологические фактор в геополитике ИРИ. –Душанбе, 2002; Ятимов С.С. Иран: Хомейнизм и международная политика. -Душанбе, 2002; Новый мировой порядок  и стемления  ИРИ  в определении  своей роли  в современной  системе  международных отношений // Вестник Таджикского госпедуниверситета. -Душанбе, 2000. -№8, -С. 2-9; Саидов Х.С. Афганистан и Иран: параллели  этнонационального  развития. –М., 2010; Искандаров А. Интеграция  в Центральной Азии: политические аспекты. -Душанбе, 2007.

10 См.:Махмадов А.Н.,Асадуллаев   И,.Национальные интересы Таджикистана.(методические руководство)Душанбе 2009.-С.31-32.

Информация о работе Особенности внешней политики Ирана и его дальнейшее развитие и влияние в Центральноазиатском регионе