Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:09, автореферат
Цели и задачи исследования. Исходя из степени разработанности проблемы, цель данного исследования состоит в определении особенностей внешней политики Ирана и его дальнейшее развитие и влияние в Центральноазиатском регионе. В соответствии с основной целью исследования рассматривается ряд задач, наиболее важными из которых являются:
- изучение теоретико-методологических аспектов внешней политики Исламской Республики Иран.
- исследование внешней политика ИРИ и ее специфических особенностей в современных условиях;
- анализ проблемы историко-политических аспектов формирования внешней политики ИРИ;
- исследование влияния внешней политики ИРИ на политические процессы Центральной Азии, а также взаимосвязь общих и религиозных моментов;
- показ влияния внешней политики ИРИ и её идеологическое воздействие в Центральноазиатском регионе;
- рассмотрение проблем и перспектив взаимоотношений Ирана в регионе Центральной Азии в современных условиях.
Распад СССР и появление на международной арене Российской Федерации как великой державы принципиальным образом изменил геополитическое положение ИРИ: если Советский Союз с его коммунистической идеологией и более чем двухтысячекилометровой границей с Ираном уподоблялся в сознании многих иранцев гигантской скале, нависшей над Ираном, которая может обрушиться на него, то с появлением Российской Федерации основания для подобных опасений оказались снятыми. Уже поэтому проблема противостояния ИРИ северному соседу в прежнем виде также оказалась снятой по причине распада СССР.
Россия высказалась против намерения США изолировать Иран от внешнего мира и вела с Ираном активный диалог. Иран же занял весьма близкие с Россией позиции по ряду региональных проблем (таджикская, карабахская, каспийская) и заявил о поддержке Москвы в ее противостоянии планам расширения НАТО на Восток, вызывая недовольство со стороны США
Иран и Среднеазиатские
Начальный этап формирования внешней политики Ирана характеризовался преобладанием «прозападного» подхода. Иран, видимо, рассчитывал, что курс на сближение с Западом повлечет за собой резкое улучшение в двусторонних отношениях. Отражением такого курса стала первая реакция внешнеполитической концепции Ирана.
На фоне расширения контактов Ирана со странами Запада произошло ослабление отношений с государствами постсоветского пространства, в том числе с Таджикистаном и странами Центральной Азии. После приобретения независимости Центрально-азиатскими республиками международные отношения ИРИ изменились. Он особенно, активизировал свою внешнюю политику в Центрально-азиатском регионе. Были подписаны большие договора, например с Таджикистаном для строительства Сангтудинской ГЭС, туннеля «Истиклол», Анзоба и т.д.
Министерство иностранных дел ИРИ в деле расширения сотрудничества Ирана и Таджикистана начало обучение молодых дипломатов. Международное издательское предприятие « ал-Махди» посредством издательской компании «Таджиккитоб» начало распространять книги на персидском языке. Это стало причиной уменьшения продажи персидских книг на черном рынке. С официальным признанием таджикского языка в качестве государственного намного возросли спрос и интересы населения к персидским книгам. Хотя на сегодняшний день книжная торговля в Таджикистане является абсолютно нерентабельной, но, несмотря на это издательское предприятие ал-Махди осуществляет в Таджикистане полезную работу в деле возрождения иранской культуры.
Культурная общность между иранцами и таджиками стала поводом для решения многих вопросов. Таким образом, руководители двух стран, понимая важность укрепления культурных связей, приняли меры, важнейшими из которых можно считать строительство мечети, участие в культурных мероприятиях, бесплатная отправка группы таджикских мусульман в хадж, выполнение туристических поездок в Мешхед и Кум, выплата стипендий студентам религиозного медресе в Душанбе и др.11
Следует отметить, что культурная
дипломатия Ирана была сконцентрирована
в мусульманских странах Центра
Таджики и иранцы являются наследниками единого языка и литературы. До периода установления Советской власти персидский язык был языком межнационального общения народов Центральной Азии. Обучение во всех школах и медресе Самарканда, Бухары, Ташкента, Ходжента и в городах Ферганской долины проводилось исключительно на персидском языке.
Географическое расположение Таджикистана стало фактором отсутствия полной гармоничности между всеми таджиками, и они разделяются на несколько различных групп, которые исторически различаются друг от друга по социально-образовательному, культурному уровню и по правилам жизни.
Исходя из вышеизложенного, можно определить, что в концепции внешней политики Ирана рассматривается формирование дружественного окружения и укрепления добрососедства на принципах уважения суверенитета территориальной целостности и общей безопасности, которое имеет ключевое значение во внешнеполитической деятельности Ирана. Странами, непосредственно влияющими на внешнюю политику ИРИ являются США, Россия и Китай. Опосредствованными влиятельными странами остаются Афганистан и Таджикистан. Доктрина «позитивного нейтралитета» Туркменистана, присутствие общих границ с Ираном. Развитие отношения с Таджикистаном сохраняет свою важность в связи с необходимостью решения сложных вопросов межгосударственного взаимодействия, на основе совпадающих интересов в регионе. Следовательно, в Центрально-азиатском регионе в целом, отчетливо проявляется для Ирана некоторые барьеры объективного и субъективного характера. Значительную роль в этом играют геополитические ( физические барьеры): горные и пустынные условия, практически отсутствие морского и речного сообщения. Пока приоритеты транспортной политики партнеров направлены преимущественно за пределы региона. Не все страны региона реально участвуют в процессах устранения транспортных барьеров. Все больше возникает барьеров, которые можно назвать бюрократическими, и именно эти барьеры становятся основными, то есть транспорт – ключ для развития социальной инфраструктуры, следовательно, борьба с бедностью - ключ стабилизации в регионе. Все это, в целом, создает условия для формирования внешней политики ИРИ и ее влияния на политические процессы центрально-азиатских республик.
Вторая глава - «Особенности и перспективы влияния внешней политики ИРИ на политические процессы Центральной Азии » - состоит из двух параграфов. В первом параграфе второй главы - «Роль внешней политики Ирана и его влияние на политические процессы в Центральной Азии » - отмечается, что после приобретения независимости Центральноазиатскими республиками, отношение Ирана и его внешняя политика очень быстро изменились в сторону Центральной Азии. Иран увидел в них важного партнера и начал вести активную дипломатию в политических процессах данного региона . Следует отметить, что большая часть территории нынешней Центральной Азии имеют общую историю, культуру и традиции с Ираном.
Политика Ирана в отношении окружающих его стран основывается на форме безопасности, опирающейся на сотрудничество и партнерство. Согласно этому курсу, создание региональной системы безопасности и действенное сотрудничество в данной сфере приобретают приоритетное значение. Вместе с тем отвергается постоянное присутствие внерегиональных сил в системе региональной безопасности, ибо оно воспринимается как основной фактор увеличения противостояния и напряженности в регионе.
В этом процессе региональное сотрудничество может осуществляться исключительно путем постепенного укрепления доверия между странами, а также путем решения проблем, связанных с некоторыми системными противоречиями как процесс государственно-национального образования и слабая культура демократических течений.
Исламская Республика Иран, согласно вышеупомянутому курсу, намерена в сотрудничестве с региональными игроками разрешать проблемы безопасности в каждой части вокруг страны. Несмотря на различие проблем безопасности, достаточно существенное в разных регионах, всё же имеются общие моменты в проблемах каждого из регионов, которые разрешимы с учётом составляющих элементов политики безопасности, основанной на сотрудничестве и партнерстве, хотя это может осуществляться постепенно.
Для продвижения своей политики безопасности в Центрально-азиатском регионе и достижения сотрудничества с Россией, Иран сталкивается с препятствиями, обусловленными историческими процессами и новыми переменами в регионе. В числе наиболее важных препятствий можно назвать наличие некоторых политических противоречий и присутствие внерегиональных держав в Центрально-азиатских регионах. Поэтому происходящие региональные перемены последних лет, способствовавшие увеличению мощи Ирана, и, следовательно, привели к изменению равновесия региональных сил.
Как известно, после независимости республик Центральной Азии начались большие перемены почти во всех сферах общественной жизни. Особенно, заметным явлением в данном регионе являлись этническая самобытность и национальная идентичность. Например, некоторые из этих республик, такие как Туркменистан, таким образом, имеют меньше проблем из-за удаленности от Центральной России и из-за малого количества русскоязычного населения. Напротив, Республика Казахстан имеет проблемы, стоящие перед Россией, русским населением, в связи с тем, что на территории республики проживают болеее ста различных национальностей. Эта тенденция показывает, что основная проблема в определении национальной идентичности в Центральной Азии зависит от многих факторов. В том числе, планирование и празднование национальных и этнических традиций, проявляющихся в укреплении местного языка и этнической самобытности.
Иран всячески содействовал и влиял на различные политические процессы, которые были связаны с вопросами независимости. Принятие ИРИ такого политического курса на посредничество в этом отрезке времени было одним из труднейших решений для дипломатии Ирана. В это время существовали самые различные силы, которые по самым различным причинам оказывали давление на внешнеполитический аппарат ИРИ. Часть из них, куда входила целая палитра исламских и идеологических сил, именно, по идеологическим соображениям задавалась целью разрыва отношений с Таджикистаном и оказывала давление на внешнеполитический аппарат ИРИ, другая часть, а именно Россия и Узбекистан хотела прекращения присутствия ИРИ в Центральной Азии. С другой стороны, внутри Ирана и в регионе существовали другого рода силы, которые другими способами старались, чтобы ИРИ прекратила всякое отношение с лидерами ПИВТ и демпартии и установила полноценные отношения с новым правительством республики, в то время как посредническая политика ИРИ требовала от нее установления связей с обеими сторонами конфликта.
В основе внешней политики Ирана заложено идеологема традиционной политической культуры, то есть укрепление мира и сотрудничества с республиками Центральной Азии. Современная модель Ирано-Ценральноазиатских отношений выделяет три уровня взаимоотношений: глобальный, региональный и межрегиональный. Сущность и степень между Ираном и этих республик определяются соотношением национальных интересов. К совпадающим интересам относятся: сохранение и обеспечения мира и сотрудничества; взаимодополняющее сотрудничество в деле соразвития Ирана и Центральноазиатских республик; борьба против международного терроризма; отстаивание многосторонности во взаимоотношениях всех стран. По глубокому убеждению автора, значение иранского фактора для развития Центральной Азии очень велико и проявляется во внешнем и внутреннем аспектах. Внешний аспект свидетельствуют о реализации Ираном концепции двусторонних отношений- Иран и каждая Центральноазиатская республика в отдельности. Внутренний –экономический, внутриполитический, экологический для развития межгосударственных отношений. Иран при любых прогнозах: является важнейшим для республик Средней Азии фактором способным повлиять на место Ирана во внешнем мире и на характер его внутреннего устройство.
Таким образом, курс внешней политики Ирана и его влияние на политические процессы в Центральной Азии во многих отношениях рассматривается по-разному. Самым важным преимуществом Ирана является его геостратегическое положение. В современных условиях, когда ситуация в Афганистане крайне нестабильна, а в остальных странах, включая Пакистан, инфракструктура развита слабо, Иран представляет собой короткий и дешевый путь выхода в окружающий мир для государств Центральной Азии.
Благодаря наличию больших довольно хорошо оборудованных портов в Персидском заливе и на побережье Аравийского моря, а также развитой системы автомобильных и железных дорог Иран является для Центральной Азии идеальным маршрутом для выхода в Турцию, на Кавказ и в Персидский залив. С помощью довольно скромных инвестиций можно расширить железнодорожные связи между Ираном и Пакистаном (сегодня связи осуществляются через перевалочные пункты Захедан в Иране и Кветта в пакистанской провинции Белуджистан) и таким образом увеличить количество внешних доходов для государств Центральной Азии.
Соседи Центральной Азии делятся на две категории: во-первых, непосредственные соседи - Китай, который граничит с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном; Иран, имеющий границы с Туркменистаном; Афганистан, граничащий с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Во-вторых, страны, не имеющие границы с государствами Центральной Азии, но расположенные поблизости: Пакистан, Индия, Турция, арабские государства Персидского залива.
Потенциальный Иран представляет собой также самый логичный маршрут экспорта энергоносителей из стран Центральной Азии. Во-первых, строительство трубопровода по территории Ирана – самый короткий и дешевый вариант; во-вторых, за счет соглашений о замене можно сократить сроки транспортировки энергоносителей из Центральной Азии на международный рынок. Иран мог бы удовлетворить потребности государств Центральной Азии в продукции легкой промышленности, фруктах и овощах. Для тех стран Центральной Азии, которые не имеют собственных энергоносителей, например Таджикистан и Киргизстан, Иран может стать альтернативным источником энергии и снизить степень их зависимости от России и Узбекистана. В случае полного выполнения соглашений, подписанных в 1995 году, часть платы за прокладку трубопровода в провинцию Джилан на севере Ирана будет выплачиваться Ирану в виде поставок туркменского газа. Таджикистан также выразил заинтересованность в иранской нефти, прошедшей очистку в Туркменистане. Потенциально Иран является интересным рынком сбыта некоторых видов сырьевой и промышленной продукции государств Центральной Азии. Уже сегодня Казахстан поставляет в Иран продукты нефтехимии.
Следовательно, Иран всячески стремится влиять на различные политические процессы, происходящие в Ценральноазиатском регионе, для того, чтобы расширить свои геополитические и геостратегические интересы в данном регионе. Одновременно, он сталкивается со многими проблемами экономического, религиозного и культурного характера, так как Ценральноазиатские республики болезненно воспринимают религиозные отношения шиитского направления Ирана.