Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:50, контрольная работа
Русская политическая мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникла из стремления постичь его природу, сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Знания о закономерностях формирования, функционирования и развития политической власти, о формах ее проявления в условиях современности не может быть полным, если оно не опирается на достижения политической мысли на протяжении всей истории человечества. Новое теоретическое политическое знание, как и научное знание в целом, становится в полном смысле ценным тогда, когда оно продолжает, развивает и наращивает все предыдущее знания
Введение
1. Основные этапы развития политической мысли
2. Политическая мысль России
3. Особенности развития политической мысли в России
4. Основные направления развития российской политической мысли
5. Развитие политической мысли в России во второй половине XIX и в начале XX веков
Заключение
Список используемой литературы
Теоретиком либерального народничества явился Н.К.Михайловский (1842 - 1904). Он не сомневался в закономерном развитии общества. «Что общество повинуется в своем развитии известным законам, это несомненно, - писал Михайловский, - но не менее несомненно присущее человеку сознание свободного выбора деятельности». Идея личности, индивидуальности, всестороннего развития личности – центральное положение его социально-политических воззрений. Личность, по Михайловскому, - высшее мерило ценности всех явлений общества. Она («герой») – главный творец истории. Личность может всесторонне («разнородно») развиваться в кооперации с равными себе. Проблему такого развития личности, считал он, может обеспечить лишь социализм, который представлял собой «торжество личного начала при посредстве начала общинного». Такое развитие личности не могло обеспечиваться на предыдущих этапах развития человечества, ибо история шла по линии «разнородности», то есть дифференциации общества, разделения труда. Условия жизни современного общества, подчеркивал Михайловский, обрекают народ на нищенское существование. В результате такой жизни народ превращается в «толпу». Он искренне сочувствовал угнетенному положению народа, особенно крестьян. Однако, в отличие от многих других народников, Михайловский не верил в то, что народное восстание может изменить общественное устройство.
В 60-70 годы XIX века попытку объединить все течения политической мысли, представители которых стояли на позициях самобытности России, сделали почвенники. Такое название они получили за призывы не отрываться от «почвы», которой живет народ, вернуться к своей «почве», к народным началам. В частности, в концепции Ф.М.Достоевского предлагалось соединение высших слоев российского общества с великой «почвой» - русским народом. Достоевский считал, что сохраняющийся в народе христианский идеал всепримиримости и всечеловечности обеспечит усвоение Россией всего лучшего, что накоплено странами Запада, что утверждение общества без борьбы всех против всех возможно только на основе совершенствования общественной жизни и достижения счастья каждым человеком. Акцентируя внимание на необходимости вернуться к «почве» России, и другие почвенники вместе с тем не отрицали возможности в преобразованиях общественной жизни использовать достижения стран Запада. При этом они отвергали и крепостничество («кошмарное прошлое»), и старой буржуазной демократии («чуму буржуазную»).
На развитие политической мысли в России в рассматриваемый период, безусловно, значительное влияние оказали политические воззрения Л.Н.Толстого. он резко выступал против всех форм власти, основанной на насилии и угнетении, критиковал существовавшие государственные и религиозные учреждения, западный образ жизни, проповедовал непротивление злу насилием.
Заметным явлением политической мысли России во второй половине XIX века в начале XX века явился анархизм, представлявший собой течение, отрицающее политическую власть, провозглашавшее своей целью уничтожение государства. Как идейное течение анархизм возник в странах Западной Европы.
Неприязнь к западному либерализму и конституционализму, сложившимся на Западе государственным институтом отчетливо прослеживается и в русском анархизме. Его сторонники негативно относились не только к конкретно к русскому, призывая к его свержению, но к любому государству и праву, ограничивающим свободу индивидов. Представители анархизма М.А.Бакунин (1814 - 1876) и П.А.Кропоткин (1842 - 1919) исходили из тезиса о том, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Анархия, по Бакунину, - «это вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов, и, наконец, в более отдаленном будущем – общечеловеческое братство, торжествующее на развалинах всех будущих государств». Бакунин критиковал идею Маркса о диктатуре пролетариата, считая ее формой подавления одной части общества другой.
П.А.Кропоткин назвал идеал будущего устройства «анархическим коммунизмом». Под ним он понимал вольный союз самоуправляющихся общин, основой которого станут свободные взаимосоглашения людей. Над ними не будет никакой верховной, центральной власти. Конечно, идеалы анархистов несбыточны, однако их критика государственного социализма, развращающего влияния власти на личность, требования справедливости и уважения прав и свободы индивида определяет их значимость истории политической мысли России.
Заключение
Рассмотрение
истории возникновения и
Сегодня
в России ренессанс классической
и неоклассической
Безусловно, актуальным ныне становится известное изречение о том, что все происходящее сейчас может быть, критически и масштабно осмыслено значительно позже, когда перед изучающими современную историю исследователями возникнет полная картина происшедшего, будут видны реальные результаты, которые можно будет, критически, оценить.
Для
современных же исследователей, как,
впрочем, и для всех интересующихся
отечественной политической историей,
уже сейчас доступен тот оригинальный
по своей сути пласт, который составляет
политическая мысль прошлого и настоящего
России, который ранее незаслуженно мало
изучался. Исторический опыт, который
может быть получен в результате анализа
истории становления и развития общественно-политической
мысли в России, призван оказать неоценимые
услуги тем, кто заинтересованно относится
к судьбе государства, политической практике
его укрепления и модернизации в настоящем
и будущем.
Список используемой литературы
Информация о работе Особенности развития политической мысли в России