Особенности развития политической мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Русская политическая мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникла из стремления постичь его природу, сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Знания о закономерностях формирования, функционирования и развития политической власти, о формах ее проявления в условиях современности не может быть полным, если оно не опирается на достижения политической мысли на протяжении всей истории человечества. Новое теоретическое политическое знание, как и научное знание в целом, становится в полном смысле ценным тогда, когда оно продолжает, развивает и наращивает все предыдущее знания

Содержание

Введение
1. Основные этапы развития политической мысли
2. Политическая мысль России
3. Особенности развития политической мысли в России
4. Основные направления развития российской политической мысли
5. Развитие политической мысли в России во второй половине XIX и в начале XX веков
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Однако  под влиянием идей Просвещения нарастала  критика концепции просвещенного  абсолютизма. На волне критики абсолютной власти родилась идея ее ограничения, введение принципов конституционализма и парламентаризма. Собственно в развитии политической мысли России можно выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное.

     Либеральная политическая мысль

     Либерализм  как политическая идеология исходит из верховенства прав свобод и личности над интересами государства и общества. Но коль скоро социально-экономические (наличие самостоятельного хозяйствующего индивида, среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развития либерализма в России отсутствовали, то и влияние его на российскую политическую мысль было ограниченным.

     Многие  теоретические положения классического  западного либерализма были взяты  на вооружение различными сословиями, организациями, движениями. До отмены крепостного права в России использование либеральных идей о свободе личности неизбежно приводило к острым конфликтам с самодержавием. Так, дворянские революционеры (декабристы) в обосновании своего протеста против самодержавия исходили из теории естественного права, отстаивая права каждого человека на жизнь, свободу, собственность, равенство всех перед законом. Кроме того, при разработке основ формирования институтов государственной власти они использовали идею разделения властей.

     Лишь  после отмены крепостного права  ориентация на западные ценности приобрела  масштаб широкого идейно-политического  и общественного движения, получившего  название «западники». Это течение  политической мысли исходило из идеи общности исторических судеб России и Запада. Либерализм в России был представлен различными направлениями.

     Основателем охранительного либерализма был  профессор права Б.Н.Чичерин (1828 - 1904). Активно развивая либеральную идею правого государства, он выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть. Однако он не разделял идею о естественных и неотчуждаемых правах, поскольку считал, что их утверждение может привести к анархии. Он полагал, что права даются государству. Его политические идеалом была конституционная монархия, созданная путем заимствования принципов и политических институтов на Западе.

     Профессор Московского университета П.И.Новгородцев (1866 - 1924) развивал идею социального  государства, которое гарантирует  каждому гражданину право на человеческое существование. По мнению профессора, свобода возможна лишь при наличии необходимых материальных условий. П.И.Новгородцев был одним из основателей Конституционно-демократической партии России (партии кадетов).

     Русский консерватизм

     Ориентация  на западные ценности, стремление к реформам одной части российского общества (предпринимателей, интеллигенции,) породили рост противоположной тенденции у другой его части, что обусловило усиление консерватизма. Это была реакция значительной массы аграрного и городского населения страны на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе, которые грозили разрушением привычного уклада жизни.

     Консерватизм  отражал стремление сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно-политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные различая в развитии России и Запада, получило название «славянофилы». Они чрезмерно идеализировали историческое прошлое страны, русский национальный характер. Неповторимость исторического пути российского общества славянофилы объяснили наличием общей – русской - идеи, которая отражала своеобразие народа. Но содержание русской идеи различными ее приверженцами трактовалось по-разному.

     Можно выделить два направления в славянофильстве:

  1. Ортодоксально – реакционное
  2. Реформаторский – ориентированное

     Представителями первого направления министр  просвещения, граф С.С.Уваров (1786 -1855), историк  Н.М.Карамзин (1766 -1826), обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев (1827 - 1905). Заслуга определения концепции славянофильства принадлежит графу Уварову. Он выразил смысл славянофильства в формуле: «православие, самодержавие, народность». Невозможность перенесения в Россию западных политических институтов, осуществление либеральных реформ он обосновывал глубокой религиозностью народа, преданностью его самодержавию, моральным единством. Порядок в стране держится на вере во власть: если исчезнет вера, то исчезнет государство. Именно поэтому, считал Уваров, необходимо сохранение самодержавия.

     Главным идеологом второго направления славянофильства был А.С.Хомяков (1804 - 1860). Представители этого направления (И.В. и П.В.Кириевские, К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, А.И.Кошелев) не отрицали необходимости реформ, выступали за отмену крепостничества, предоставление некоторых свобод. Однако европейский путь преобразования общества они считали губительным для России, поскольку, как они утверждали, он разрушит ее духовное единство. Хомяков связывал самобытность русского народа с соборностью, обеспечивающей ту духовную цельность, те внутренние согласия и единомыслие, любовь друг к другу, которые свойственны русскому народу. В дальнейшем писатель Достоевский среди отличительных черт русского народа отметил всепрощение, аскетизм, всеобщую любовь, покорность. 

     Политический радикализм

     Вера  в самостоятельность России ее особый путь развития вошла также в концепцию  революционного переустройства общества. Условия для культивирования  радикальных идей социального преобразования в России существовали: низкий уровень  жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т.д. Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал А.Н.Радищев. Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода. Народное правление, по его мнению, соответствует «человеческому естеству», поскольку основано на принципах народного суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности. Во главе федерации должны стоять достойные люди, выдвинутые народом. Отметим, что идея непосредственного правления народа была утопической, ее реализация возвращала общество в прошлое – к вечевым порядкам.

     После Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. Монархия по проекту П.И.Пестеля, должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Он отрицал принцип разделения властей, но высшие органы власти (Народное Вече, Державную Думу, Верховный Собор) предлагал формировать путем реализации всеобщего избирательного права. 
 
 
 
 

    1. Развитие  политической мысли  в России во второй половине XIX и в начале XX веков
 

     Во  второй половине XIX века политическая мысль России испытывала значительное влияние европейского социализма и анархизма. Это активизировало те силы в России, которые отрицали сложившиеся в ней формы государственности. Однако представители радикальной политической мысли больше внимания уделяли средствам реализации своих идеалов.

     Ревалюцонно-демократическая  политическая мысль в России в 40-60-х  годах XIX века с наибольшей полнотой появилась в учениях В.Г.Белинского (1811 - 1848), А.И.Герцена (1812 - 1870), Н.Г.Чернышевского (1828 - 1889), Д.И.Писарева (1840 – 1868). Они считали вооруженное восстание единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит «социальную республику» с верховной властью народа. Основой будущего экономического и политического строя революционеры-демократы считали крестьянскую общину. В этом проявлялся их утопизм, поскольку уже тогда община не представляла собой единого образования, она расслаивалась. По Н.Г.Чернышевскому, в «социальной республике» законодательная власть принадлежит народу, а правительства должно быть ответственно перед ним. Право народа, представленного Народным Собранием, - контролировать исполнительную власть.

     А.И.Герцен был убежден в утверждении  социализма. Он полагал, что пример переустройства общества на социалистических началах должна показать Россия. Это она может сделать потому, что у нее есть все необходимое для этого: сельская община, отвергающая частную собственность, общинное самоуправление, основывающееся на принципах народовластия. «Мы русским социализмом, - писал Герцен, - называем социализм, который идет от земли и крестьянского быта… от общинного владения и общинного управления, и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще…».

     По  мнению Герцена, для утверждения  социализма необходимо устранить крепостничество  и антинародную политику государства. Осуществить это следует лучше путем радикальных реформ «сверху», но если это невозможно из-за сопротивления противников прогресса, то путем крестьянской революции.

     Герцен  считал, что политика, которая осуществляется ради политики, является асоциальной  политикой. По его мнению, только та политика является хорошей, которая  помогает решать проблемы, стоящие  перед обществом, обеспечивает улучшение благосостояние народа.

     Как и Герцен, В.Г.Белинский был убежденным сторонником социалистической идеи. «Идея социализма, - писал Белинский, - …стала для меня идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и  омегою веры и знания». Социализм он представлял гуманным, свободным от угнетения обществом.

     Белинский считал, что самодержавный строй  России «требует строжайшего пересмотра и коренной перестройки, что и  будет рано или поздно». Единственной силой такой перестройки, по его мнению, должен стать народ, прежде всего, крестьянство.

     Виднейшим представителем революционно-демократической  мысли в России являлся Н.Г.Чернышевский. Он уделил большое внимание проблемам  социализма. Его он считал хотя отдельным, но неизбежным результатом развития общества. Социализм ему представлялся как общество, которое базируется на крупном индустриальном производстве, высокоразвитой науке, передовой технике. Средство перехода к социализму Чернышевский видел в крестьянской общине. Сельская община, полагал он, является единственным «разумным и полным средством соединить выгоду земледельца с улучшением земли и методы производства с добросовестным исполнением работы».

     Социализм, считал Чернышевский, может утвердиться  при замене частной собственности общественной. Только при такой замене могут быть утверждены отношения товарищества, коллективизма, заботы людей друг о друге. Переход к социалистическому обществу, по его мнению, возможен только революционным путем. «До сих пор, -писал он, - история не представляла ни одного примера, когда успех получался без борьбы…». Борьба, полагал он, может обеспечить и переход к социалистическому обществу, которое может решить проблемы повышения благосостояния народа, его просвещения, обеспечить развитие человека.

     Чернышевский значительное внимание уделил проблемам политической жизни общества, борьбе политических партий, сформулировал правила поведения политической партии, претендующей на эффективные действия. По его мнению, такой может быть только такая партия, которая выступает за радикальный переворот в социально-политической жизни лишь при наличии соответствующих материальных условий, которая опирается на действия народа. Социальному прогрессу, по Чернышевскому, может способствовать деятельность только той партии, которая выступает за радикальные изменения в материальных отношениях. Партии, которые отвергают радикальные преобразования в этих отношениях, революционными не являются. «Без них, без этих людей, - отмечал он, - так прочно и добросовестно утвердивших за собой репутацию либералов и демократов, реакционеры были бы бессильны».

     Одним из заметных направлений политической мысли во второй половине XIX века в  России явилось народничество, видным представителем которого были П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Н.К.Михайловский и др.

     Народники главным двигателем истории считали  критически мыслящие личности. Все  они утверждали о специфическом  пути России к социализму. По их мнению, Россия может перейти к социализму путем крестьянской революции.

     П.Л.Лавров (1823 - 1900) явился главой народников-пропагандистов. В работе «Исторические письма» он утверждал, что природные явления являются закономерными, повторяющимися явлениями, а явления общественной жизни – это явления изменяющиеся, неповторимые. По его мнению, сущность истории состоит в переработке традиционных, склонных к застою, общественных форм в цивилизацию «критически мыслящих личностей». Только эти личности, полагал он, могут двигать человечество к равенству и справедливости. Для реализации своих целей критически мыслящие личности должны объединиться в партию, которая придает борьбе «направление и единство».

     По  мнению Лаврова, крестьянская революция, которая может привести к социализму, должна быть тщательно подготовлена. При этом подготовлен должен быть не только народ, но и его руководители – сознательные революционеры.

     П.Н.Ткачев (1844 - 1886) возглавлял народников-заговорщиков. Его политические воззрения получили отражение в концепции «экономического  материализма», разработанный под  явным влияние К.Маркса. «Я полагаю, - писал он, - что все явления политического, нравственного и интеллектуального мира в последнем анализе сводятся к явлениям экономического мира и «экономической структуре» общества…». По его мнению, прогресс общества обеспечивается в борьбе экономических интересов людей, их стремлений к личному счастью.

Информация о работе Особенности развития политической мысли в России