Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:24, доклад
Государственная политика ¾ «политический цикл» ¾ модели разработки государственной политики ¾ виды государственной политики ¾ теоретические подходы к изучению государственной политики ¾ характеристики государственной политики ¾ общественные проблемы ¾ механизм определения политических целей и приоритетов ¾ критерии выбора альтернатив государственной политики ¾ политический анализ ¾ анализ политических рисков ¾ механизм выявления и управления рисками
Политика есть умение
добиваться равновесия сил.
Андре Моруа
Целью политики является
общее благо.
Аристотель
Государственная
политика ¾ «политический цикл»
¾ модели разработки государственной
политики ¾ виды государственной политики
¾ теоретические подходы к изучению государственной
политики ¾ характеристики государственной
политики ¾ общественные проблемы ¾ механизм
определения политических целей и приоритетов
¾ критерии выбора альтернатив государственной
политики ¾ политический анализ ¾ анализ
политических рисков ¾ механизм выявления
и управления рисками
Государственные
структуры создаются для
Государственная политика ¾ это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.
Общий план действий государственных органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения и т.д.
Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает:
· защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;
· обеспечение социальной активности;
· создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.
Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа или, как иногда называют этот процесс, «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных действий.
1-й этап ¾ определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики).
2-й этап ¾ разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).
3-й этап ¾ осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики).
4-й этап ¾ оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).
Если рассматривать данный процесс с точки зрения взаимосвязи общественных проблем и государства, то на первом этапе государство должно определить эти проблемы (проблемы для государства), на втором этапе ¾ разработать стратегию и план их решения, а также законодательно закрепить (легитимировать) политику, на третьем этапе ¾ осуществить мероприятия по решению этих проблем (государство для проблем), а на заключительном этапе ¾ оценить результаты и наметить свои будущие действия (программа для государства). Содержание и результаты каждого этапа представлены в табл. 3.
На первом этапе происходит определение и постановка общественных проблем, что означает:
· объективное существование какой-либо ситуации, которая не является благоприятной для общества или государственных органов власти;
· осознание и выделение проблемы и превращение ее в общественную, если она затрагивает значительное количество людей, которые могут самоорганизовываться для ее решения, действуя через политические партии или группы интересов;
· осознание
важности проблемы и необходимости
ее решения со стороны государственных
органов власти.
Содержание
и результаты этапов формирования и
реализации государственной политики
Содержание этапа | Результат этапа |
Определение
общественных
проблем, целей, приоритетов и направлений политики |
Постановка
общественных проблем,
определение целей и задач органов государственной власти |
Разработка и легитимация политики | Официальный
документ о государственной
политике или программе |
Осуществления
и мониторинг
политики |
Практические
действия органов
государственной власти |
Оценка и регулирование политики | Оценка
результатов и решение вопроса о
будущем государственной политики или программы |
В целом здесь возможны два подхода: превентивный, когда стараются на основе анализа и прогнозирования развития ситуации заранее спланировать и осуществить мероприятия, к реагирующий (реактивный), при котором активно начинают действовать уже после того, как проблема приобретет серьезный характер для общества.
После признания необходимости решения проблемы возможны несколько направлений действий государственных органов власти:
· действия в интересах какой-то одной социальной группы;
· учет интересов каждой из социальных групп и попытка максимально удовлетворить их интересы;
· решение проблемы на базе позиционного торга на основании определенных уступок каждой из сторон;
· тактика избегания решения проблемы в надежде на ее саморегулирование.
В реальной жизни эта общая схема может иметь несколько иной вид. Часто этапы и особенно подэтапы могут отсутствовать, им может придаваться подчас большее, иногда меньшее значение по сравнению с другими, они могут меняться, сокращаться или увеличиваться по времени и т.д. Они также могут различаться по степени активности вовлеченных в процесс участников. Нередко отсутствуют критерии завершения каждой из этих стадий, и поэтому бывает трудно их разделить. Важно отметить, что в разработке и реализации государственной политики принимают участие частные и общественные структуры и организации, а не только органы государственной власти и управления. Это значительно усложняет процесс разработки и выполнения политики, так как эти структуры стремятся отстаивать свои групповые интересы и порой бывает трудно найти разумный компромисс и прийти к согласию.
Общая схема развития государственной политики с функциональной точки зрения представлена на рис. 4
Рис. 4. Общая
схема развития государственной
политики
На основе комплексного анализа проблем, учета их специфики и факторов, влияющих на проблемы, определяются цели и задачи политики, что позволяет выбрать основные направления и разработать совокупность мероприятий для решения той или иной проблемы. Одновременно формируется механизм реализации государственной политики, обеспечивающий выполнение поставленных целей и задач.
В научной литературе о государственной политике основное внимание уделяется таким аспектам, как:
· процесс разработки политики;
· содержание политики в определенной сфере;
· результаты и последствия политики;
· методы обоснования политики;
· аналитические исследования и др.
Основными вопросами, возникающими при изучении различных аспектов государственной политики, являются следующие:
1. Кто и
как определяет цели и
2. Как осуществляется и кто оценивает результаты государственной политики?
3. Какова
должна быть политика
4. Какие отношения складываются между различными участниками государственной политики и каково отношение населения к официальной государственной стратегии и политическому курсу?
Сложность и масштабность процесса развития государственной политики обусловливают участие в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:
1) законодательные (представительные) органы власти;
2) исполнительные органы власти;
3) группы интересов и группы давления.
В отдельных случаях это ведет к созданию «железного треугольника», в котором каждый из участников играет отведенную ему роль, выполняя определенные функции, которые различается на каждом из этапов. Вместе они могут существенно влиять на разработку и реализацию политики в определенной сфере, отстаивая корпоративные интересы.
Все это относится к непосредственным участникам, являющимся субъектами политики, однако необходимо учитывать и объекты политики, т.е. социальные слои и группы, на которые она распространяется. Тем более что в последнее время грань между ними становится все менее заметной, так как идет процесс подключения граждан к решению различных общественных проблем и формируется механизм, регулирующий взаимоотношения между государством и гражданами, направленный на повышение качества государственных услуг, облегчение административных процедур, получение информации о выполнении политики и ее эффективности со стороны населения.
Существуют различные модели разработки государственной политики. В зависимости от того кто, играет главную роль в выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ, можно выделить три модели.
Модель «сверху ¾ вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.
Модель «снизу ¾ вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов. На основании их предложений и с учетом их мнений разрабатывается целостная государственная политика.
«Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.
Однако
при любых моделях и типах
государственной политики ее результативность
во многом зависит от того, в какой
степени органы государственного управления
следуют основополагающим административным
ценностям, характерным для
Эти принципы должны являться основой деятельности всех государственных институтов и административных процессов, а также быть легко проверяемы со стороны внешних организаций: парламента, судебных органов, общественных организаций и граждан.
Обычно государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера и содержания проблем и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определенной сфере общественной жизни. Можно выделить следующие виды государственной политики: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую и т.д.
Например, при составлении планов социально-экономического развития государства мероприятия разрабатываются по следующим направлениям:
· финансовая, денежная и ценовая политика;
· структурная политика;
· аграрная политика;
· социальная политика;
· региональная экономическая политика;
· внешнеэкономическая политика.
Если перейти
на другой уровень, то внутри каждого
направления можно выделить большое
число направлений
Информация о работе Основы разработки государственной политики