Автор: b**************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 18:44, реферат
В современной политической науке крайне актуальным становится вопрос о способах реформирования и улучшения системы принятия политических решений. В качестве одного из основных путей решения данной проблемы можно назвать более широкое использование на практике политического анализа - совокупности различных научных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предположений по поводу ее возможного развития и принятие компетентных политических решений. Именно профессиональное применение политического анализа способно совершить качественный переворот в процессе принятия политических решений, что и является одной из основных целей прикладной политологии.
Введение……………………………………………………………………………………...…..2
1. Предмет политического анализа……………………………………………………….…..3-5
1.1 Подходы к пониманию термина…………………………………………….…….3-4
1.2 Разделение прикладных и теоретических политических исследований……….4-5
2. Основные этапы политического анализа и его субъекты……………………………….5-10
2.1 Анализ политической ситуации…………………………………………………..5-6
2.2 Политическое прогнозирование…………………………………………….…….7-8
2.3 Принятие политических решений…………………………………………….…8-10
3. Методы политического анализа…………………………………………………………11-18
3.1 Проблемы, связанные с использованием в политическом анализе рациональных техник, и введение ограничений на их применение…………………………...…11-12
3.2 Политическое моделирование……………………………………………….....12-13
3.3 Групповые очные и заочные методы экспертных оценок……………………13-18
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………………………….20
Вследствие
данного обстоятельства проведение
общего ситуационного анализа требует
особых аналитических ресурсов, которыми
располагают далеко не все субъекты
политического анализа. Поэтому
гораздо большее
Ситуационный
анализ становится лишь первым этапом
принятия решения, за которым в короткие
промежутки времени следуют остальные
стадии данного процесса. Тем самым
ситуационный анализ утрачивает уникальность
в качестве самостоятельной процедуры,
что не совсем справедливо. Ситуационный
анализ далеко не всегда связан с конкретной
проблемой, требующей немедленного
решения. По этой причине следует
предложить еще одну классификацию
типов политического анализа, выделив
проблемный и диагностический ситуационный
анализ. Эта группировка проводится
уже не по объектам, а скорее по задачам
и целям ситуационного анализа.
Первый жестко связан с определенной
проблемой и всегда результируется
в выработке оптимального решения
- именно такой тип ситуационного
политического анализа
Наконец,
принятие политического решения
может вытекать из результатов ситуационного
анализа, но данные процедуры будут
разделены как во времени, так
и с точки зрения их исполнителей,
что позволяет говорить о них
как о совершенно разных процессах.
Действительно, зачастую аналитики
составляют ситуационные анализы, не имея
представления о целях клиента.
При этом автор, получив от одной
группы аналитиков диагностический
ситуационный анализ, может поручить
разработку решения на его основе
другой аналитической группе или
же попытаться принять решение собственными
силами.
2.2
Политическое прогнозирование
Вторым
блоком политического анализа является
политическое прогнозирование. Термин
«прогноз» означает предвидение, понимаемое
обычно как получение информации
о будущем состоянии какого-
Теоретическая
политология рассматривает
На
современном этапе развития политической
науки политические прогнозы из сферы
теоретической политологии
Политические
прогнозы, являющиеся: продуктами теоретической
политологии, целесообразнее называть
политическими проектами
По
целевому критерию выделяются поисковый
прогноз, а также прогноз нормативный.
При составлении поискового прогноза
основной целью является определение
возможных состояний объекта
прогнозирования в будущем, причем,
как отмечает И. Бестужев-Лада, в
данном случае речь идет об условном продолжении
в будущем существующих в настоящий
момент тенденций. А задача нормативного
прогноза - определить пути и сроки
достижения желаемых состояний объекта
прогнозирования в будущем. Таким
образом, нормативный прогноз
Нормативный прогноз, строящийся по принципу «от уже заданного состояния к существующим тенденциям», действительно крайне близок к процедуре принятия решения. Более того, принцип его действия во многом дублирует этот механизм - ведь при принятии политического решения также вначале ставится цель, которой необходимо добиться, - т.е. показывается то состояние политической системы или отдельной ее части, которого следует достичь, - а потом уже ведется поиск оптимальных путей реализации такой задачи.
Поисковый
прогноз носит более
Иногда
такие прогнозы носят сценарный
характер - в этом случае автор выделяет
несколько доминирующих тенденций
и показывает по очереди, как будут
развиваться события в случае,
если каждая из них в прогнозном
периоде будет превалировать. Сценарный
подход часто носит для эксперта
перестраховочный характер - он затрудняется
сделать четкий вывод относительно
будущих изменений и предлагает
сразу несколько возможных
2.3
Принятие политических
решений
Политические
решения занимают особое место как
в текущей политической практике,
так и в политической науке. Не
случайно их значимость выделяется многими
известными политическими мыслителями.
Например, американский политолог Р.
Макридис считал, что принятие решений
- «наиболее важная социальная функция
политики», а его коллега Д. Истон
даже определял политическую науку
как «исследование способов, которыми
принимаются решения для
По
этой причине принятие политических
решений следует назвать
Разработка
нескольких вариантов решения проблемы
и выбор наилучшей из альтернатив
представляется упрощенной схемой принятия
решений, нуждающейся в некоторой
детализации. Более подробные схемы
принятия политических решений предлагались
сразу несколькими западными
политологами. Например, Г. Лассуэлл считал
целесообразным выделение в процессе
принятия политического решения
шести этапов:
1) постановки проблемы и поиска информации о ней;
2) выработки рекомендаций - поиска альтернативных решений проблемы;
3) отбора наилучшей альтернативы;
4) предварительного
убеждения в правильности
5) оценки эффективности решения;
6) обновления, пересмотра
или отмены решения.
Похожую
схему разработали К. Паттон и
Д. Савики, у которых, однако, некоторые
этапы отличаются от модели Лассуэлла.
Их схема включает:
1) обнаружение,
определение и детализацию
2) установку критериев оценки альтернатив;
3) разработку
альтернативных вариантов
4) оценку альтернатив;
5) выбор наилучшей из альтернатив;
6) оценку последствий
принятого решения.
В этих схемах тем не менее присутствует один существенный недостаток. Дело в том, что, как мы уже отмечали, принятие решений основывается на двух других блоках политического анализа - анализе политической ситуации и политическом прогнозе. Поэтому полная схема принятия решений является фактически и полной схемой всего политического анализа, а следовательно, в нее необходимо ввести и анализ ситуации, и политический прогноз.
Этот
недочет пытаются устранить Д. Веймер
и А. Вайнинг, предлагающие следующую
схему принятия политических решений:
1) понимание проблемы;
2) выбор и объяснение целей;
3) выбор метода решения проблемы;
4) выбор критериев оценки альтернатив;
5) определение
альтернативных вариантов
6) оценка решения,
включающая в себя
7) рекомендация
относительно действий. В ней
уже появляется политический
прогноз («предсказание
Кроме того, Д. Веймер и А. Вайнинг предлагают новые этапы в схеме принятия политических решений - выбор метода решения проблемы, а также выбор и объяснение целей.
В схеме Д. Веймера и А. Вайнинга отсутствует принцип обратной связи, весьма важный для принятия политических решений и наличествующий в модели Г. Лассуэлла (обновление, пересмотр или отмена решения). Этот принцип описан известным политологом Д. Истоном, а также его последователями по применению системного подхода в политике Г. Алмондом и Б. Пауэллом в построенной ими модели политической системы. Согласно Д. Истону, Г. Алмонду и Б. Пауэллу, политическая система получает из социальной среды сигналы двух типов: требования и поддержки. На их основе система принимает решения, которые по цепочке обратной связи влияют на сигналы - если решения удачны, то сигнал требования ослабевает и нарастает сигнал одобрения. Если же решения не воспринимаются социальной средой как оптимальные, то, наоборот, ослабевает сигнал одобрения и усиливается сигнал требования.
Так же можно выделить схему принятия политического решения, которая частично будет строиться на моделях западных политологов, однако с учетом имеющихся у них недостатков.
Она состоит
из 11 этапов:
1) обнаружение и определение проблемы;
2) сбор информации, относящейся к проблеме;
3) составление
плана принятия решения,