Основы конституционного строя России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к вопросам легитимации Российского государства в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание

1. Введение
2. Конституционные характеристики российского государства.
3. Права и свободы человека и гражданина по российской Конституции.
4. Конституционно – правовые основы местного самоуправления в РФ.
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контр работа по Политологии.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

В то же время  Конституцией допускается возможность  ограничения прав и свобод человека и гражданина. Важно иметь в  виду, что ограничения не тождественны отмене или умалению прав и свобод и осуществляются только в той мере, в какой это необходимо в строго установленных Конституцией целях.

    4. Конституционно - правовые основы местного самоуправления.

         Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Федерации, например Закон Ивановской области от 3 апреля 1996 года «О местном самоуправлении в Ивановской области» Вестник Избирательной комиссии Ивановской области. 1996. №1., а также уставы муниципальных образований и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является ратифицированная в 1998г. нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления: её основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации, федеральные  законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое  определяется следующими факторами.

         В соответствии с п. «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых,

общих для  всех территорий России основ построения и функционирования местной, муниципальной  власти.

         Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской  Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране. К ним относятся, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности; о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

         Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления». В нём определены единые принципы формирования и развития правовых основ местного самоуправления в нашей стране. Значение указанного Закона для развития правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что он разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления.

         Вместе с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления Федеральный закон  составляет, таким образом, юридическую  базу для правового регулирования  местного самоуправления субъектами Федерации.

         Конституции и уставы субъектов  Федерации должны соответствовать  Конституции РФ и федеральным  законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления.

         Установление общих  принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

         Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003года «Об общих  принципах организации местного самоуправления» Российская газета. 2003. 8 октября. который вступил в силу с 1 января 2006 года, правовую основу местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. 

5. Заключение

         Конституция Российской Федерации - это основной закон, который должен знать каждый человек, который живет  в демократической, федеральной  и правовой России, и является ее гражданином. И поэтому, при написании  курсовой работы по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации», при выборе темы предпочтение было отдано Конституционным характеристикам Российского государства. Стоит упомянуть основные.

         Демократическим называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

         Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство  состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

         Правовым характеризуется  государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

         Социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.

         Светский характер государства  означает, что государство и религиозные  объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в  дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях: - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; - религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

         Во всех этих принципах  сформулированы исходные связи государственной  власти с человеком, народом (обществом), другими государствами, а также ее внутреннее устройство.

         Положение человека, его  права, свободы являются центральным  объектом конституционного регулирования  в Российской Федерации, предметом  охраны и защиты иных законов -- источников конституционного права.

         Совокупность конституционных  норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанностей, образует конституционный статус личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции).

         Гражданские (личные) конституционные  свободы в своем подавляющем  большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших  индивидуальных жизненных потребностей человека и в своей основе осуществляются самостоятельно.

         Перечень конституционных  прав и свобод и их конституционные  гарантии в основном соответствуют  мировым стандартам развитых стран. Что же касается их реализации, то ситуация у нас в стране достаточно серьезная - конституционные и законодательные  гарантии нередко не соблюдаются.

         Реализацию прав и свобод нельзя рассматривать вне связи  с функционированием правоохранительной системы и правосудия, которые  как раз и призваны обеспечивать их защиту. Это тем более важно  потому, что традиционная психология российского чиновника побуждает его так вести свою работу, чтобы удобно было, прежде всего, ему, а не тем лицам, которые нуждаются в его административных услугах.

         Кроме этого необходимо повышению правовой и политической культуры населения.

         Наиболее важными направлениями повышения уровня правосознания является преодоление не только юридического невежества, т. е. неосведомленности о правах, предоставленных законом, и порядке их судебной защиты, но и пассивности пострадавших от нарушения прав, их добровольного отказа от каких-либо попыток защитить свои законные интересы.

         В контрольной работе обозначено, что Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Федерации.

Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской  Хартией местного самоуправления важнейшие  исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране. 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

6. Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Парадиз А.Л. Местное самоуправление в политической системе общества. Саратов. 1998. С.106.

4. Муниципальное право Российской Федерации / под ред. О.Е. Кутафина, В.И. Фадеева. М.,2000.

 5. Декларация о государственном суверенитете  РСФСР  от  12.06.90  г.  //

 Собрание  законодательных актов РФ 1990 г.  ст. 2310  

6. Федеральный Закон РФ «Об основных понятиях избирательных прав  граждан

 РФ» от 06.12.1994 г. // Собрание законодательных актов РФ 1995 г. № 13

 ст. 1216

7.  Федеральный Закон  РФ  «Об  общих  принципах  организации   местного

 самоуправления  в РФ» от 28.08.95 г. ст. 19 // Собрание  законодательных

 актов РФ 1995 г. № 18 ст. 2514

8. Баглой М. В. Конституционное право Российской Федерации // М. 1998 г.

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: учебник. -М, - 2000 -370с.

9. Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебник. - М., 2004 -242 с.

10. Водолагин С. Концепция о правах человека как составная часть правовой системы России // Российская юстиция. - 2001. - № 8. - С.24-26.

11. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России : учебник / под ред. Н.А. Михалевой. М.: Эксмо, 2006

12. Гурлев А.В. Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства. СПб., 2001. С. 347.

13. Гусев А.Д. О правах человека и гражданина // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3. - С. 79-89.

14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России : учебник. -М., 2001 -283с.8.

15. Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института: учеб. пособие / под ред. А.Ю. Сунгурова. - Спб., 2003. - 542 с.

Информация о работе Основы конституционного строя России