Основы конституционного строя России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к вопросам легитимации Российского государства в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание

1. Введение
2. Конституционные характеристики российского государства.
3. Права и свободы человека и гражданина по российской Конституции.
4. Конституционно – правовые основы местного самоуправления в РФ.
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контр работа по Политологии.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Ограничения власти в правовом государстве создается  признанием за  человеком неотъемлемых, не нарушаемых, неприкосновенных и не отчуждаемых прав».

       Понятие правового государства многомерно, оно  включает  все  то,  что вкладывается в понятие конституционного демократического  государства.  И  в то  же  время  можно  выделить  его  основные  признаки  (тем  более  что  в Конституции Российской Федерации это понятие не раскрывается).

      а) Высший приоритет прав и  свобод человека и  гражданина,  опирающихся на  прочное  закрепление  в  конституции   и   законах   и   соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих  прав  и свобод, а также свою обязанность соблюдать  и  охранять  их.  «Все,  что  не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип  правового  государства.  Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает  Конституцию  РФ  и  многие законы. В законодательстве и на практике еще встречаются  нормы  и  действия должностных лиц, которые  нарушает  основные  права  и  свободы,  это  часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры.  Но и сами граждане не приобрели еще  навыков  защиты  своих  прав.  В  правовом государстве   нельзя   избежать   правонарушений,   но  должны    сложиться общеизвестные и обще используемые гарантии  и  механизмы  исправления  любых ошибок  и  нарушений,  неукоснительного  и  приоритетного  соблюдения   нрав человека и гражданина. Независимость суда как главного механизма гарантии прав  и  свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных  и  общественных структур,  ибо  только  независимый  суд  в  состоянии  эффективно  защищать человека и гражданина от  произвола  исполнительной  власти  с  ее  силовыми структурами.      Принцип независимости суда  прямо закреплен в ст.  120  Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых  говорится  о несменяемости и неприкосновенности  судей,  устанавливаются  демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2  Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например,  никто  не может быть лишен своего имущества иначе, как  по  решению  суда  -  ст.  35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только  по судебному решению - ст. 22 и др.).

       Несомненно, в предстоящей судебной  реформе  должны  быть  существенно углублены  и  детализированы  конституционной  гарантии  независимого  суда, однако решение этого вопроса пока затягивается.

      в) Верховенство конституции по  отношению ко  всем  нормативным   актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправить  и  дополнять  конституцию, тем  более  противоречить  ей.  Вместе  с  естественным  правом  конституция образует фундамент всей правовой системы, она  призвана  создавать  порядок, при котором бы закон и право создавать такой порядок, при котором  бы  закон и право не расходились   В Конституции России закрепляется  принцип верховенства  Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция Российской Федерации имеет  высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей  противоречить. Органы государственной власти, органы местного  самоуправления,  должностные лица, граждане и их объединения  обязаны  соблюдать  Конституцию  Российской Федерации и законы. Любой выход этих лиц за пределы своей  компетенции  есть нарушение  принципа  правового  государства,  изменяющие  баланс  власти   и свободы, а значит, создающее угрозы нравам и свободам человека и  гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества. В  Конституции   установлено,   что   законы   подлежат   официальному опубликованию, неопубликованные законы  не  применяются. Любые  нормативные правовые акты,  затрагивающие  нрава, свободны  и обязанности человека  и гражданина, не могут применяться, если они не  опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования и выступления в силу федеральных законов установлен Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г.

      г) Приоритет международного права. Это признак правового государства как  бы  даст  пропуск  в  цивилизованный   мир.   Государство,   обладающее суверенным нравом принимать свои законы, соглашаться с тем, что  эти  законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через  верность нормам международного нрава происходит своеобразная унификация  национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод  человека  и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим  объясняется  включение данного  принципа  в  конституции  США,  ФРГ,  Франции   и   многих   других государствах.      В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права как  бы  разбит  на  две  части.  Во-первых,  безусловно,  признается,   что общепризнанные  принципы  и  нормы  международного  права  и   международные договоры  Российской  Федерации  являются  составной  частью   ее   правовой системы.  А  во-вторых,  в  случаи  расхождения  правил  закона   и   правил международного договора России приоритет отдается  правилам  международного договора.  Как  отмечалось,  заключение  Российской  Федерации  договоров  с другими государствами  регулируется  Федеральным  законом  «О  международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

       Указанные признаки правового государства  являются только основными.  В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов.

  • Социальное государство

       Так  называется  государство,  которое  берет  на   себя   обязанность заботится  о  социальной  справедливости,  благополучии  своих  граждан,  их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за  счет отказа от свободы, как это увязывает свободу и социальную  защиту  социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных,  инвалидов  и  др.),  поскольку между этими целями существует определенное противоречие.

       Социальное   призвано   создавать   людям   прожиточным   минимум и содействовать увеличению числа  мелких  и  средних  собственников,  охранять наемный труд, забоится об образовании, культуре,  семье  и  здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

       Выяснилось,  что  помимо  собственно  социальной  политики  социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом  не  перечеркивать  конкуренцию  и  экономическую   свободу,   поощрять индивидуальную  инициативу,  сохранять  и  даже  усиливать  стимул  к  росту личного  благосостояния.  Это  государство   должно   бороться   не   против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в  распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.

       В Конституции  Российской  Федерации  социальное  –  это  государство, политика которого направлена на создание условий,  обеспечивающий  достойную жизнь (ст.7).      ч. 2 ст.7 Обязанности государства:

      - охрана труда и здоровья людей;

      - установление гарантированного  минимального размера оплаты  труда; - обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства,  отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

      - развитие системы социальных  служб;

      - установление государственных  пенсий, пособий;

      - иные гарантии социальной защиты.

       Такой перечень социальных обязанностей и  государства явно  отстает  от об непризнанных в конституционной теории и практике развитых  стран.  Однако веденный в Конституцию термин  «социальная  защита»,  хотя  не  обязательно связанный  только  с  государственными  мерами,   предполагает   возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.

  • Светское государство

       Такая  характеристика  означает,   что   государство   и   религиозное объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела  друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству. Конституция  (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

      - никакая религия не может  устанавливаться в качестве  государственной или обязательной; - религиозные  объединения  отделены  от  государства  и  равны  перед законом. В противовес светскому государству, установившемуся  в  большинстве развитых стран (США. Франции и др.), существует государства, в которых  одна из религий признается государственной (английская церковь в  Великобритании, иудаизм  в   Израиле,   лютеранская   церковь   в   Скандинавских   странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже  в тех странах, где закреплено равенство религиозных  конфессий  (ФРГ,  Япония, Италия), все же одна из  религий  обладает  некоторыми  привилегиями.  Такое положение сложилось  в  этих  странах  исторически,  оно  отражает  глубокое убеждение  народа  в  благотворном  воздействии  религии   на   политику   и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных  странах,  кроме  исламских, гарантируется  свобода   вероисповедания, и наряду с   государственной существуют другие концессии.

         В России основными концессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм  и  др.).  Они совсем недавно обрели необходимые права для  своей  деятельности,  поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским,  а  на  деле  бывшее грубо   атеистическим)   осуществляло   гонение   на   веру,   преследование религиозных служителей. Ныне общепризнанно, что церковь  играет  незаменимую роль  в  духовном  возрождении  России  и  праве  свободно   проводит   свою деятельность  не  только  по  отправлению  культов,  но  и   по   пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во  многих  общественных движениях. Русская православная церковь приняла  решение  не  участвовать  в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет  никаких  претензий на статус государственной. Мусульмане также  в  основном  не  претендуют  на такой статус своей религии, хотя в ряде республик (Чечня и  др.)  существуют определенные круги, высказывающиеся  за  преобразование  своих  республик  в исламские государства.   Следует отметить,  что содержащаяся  в   ст.   14   Конституции   РФ характеристика   светского   государства   не   упоминает    об    отделении государственной школы от религии. Между тем такая норма (ст.  9  «  Светский характер государственного  образования»)  содержится  в  действующем  Законе РСФСР о  свободе  вероисповеданию  от  25  октября  1990  г.  Следовательно, Конституция допускает изменение Закона в данном  отношении.  Пока  же  Закон разрешает  преподавание  вероучений  только  в   негосударственных   учебных заведениях, частным образом на  дому  или  при  религиозном  объединении,  а также факультативно по желанию граждан во всех учебных заведениях.

       Светский  характер  государства   означает,   что   официальные   лица государства,  хотя  и  вправе  исповедовать   любую   религию,   не   должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной концессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе об основах государственной службы Российской  Федерации,  принято  31 июля 1995 г. установлено,  что  государственные  служащие  не  имеют  права использовать свое служебное положение в  интересах  религиозных  объединений для пропаганды отношениям к ним (и. 12 ст. 11). Подобные ограничения  вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, какой является Россия, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к концессиям.   

Республиканская форма правления

       Данным  положением, содержащимся в ст. 1, Российская Конституция делает четкий выбор из двух форм  правления,  известных  современному  государству: республики и монархии. Российская федерация провозглашена  республикой,  что означает  выборность  главы  государства.  Между  тем  мировой  конституцией теории   и   практике   известны   три   вида   республики:   парламентская, президентская и полупрезидентская.

       В парламентской республике глава  государства  (президент)  избирается парламентом, главой правительства становится  лидер  партии,  победившей  на выборах. Парламент,  осуществляет  контроль  над  правительством.  В  случае вынесения парламентом вотума недоверия правительство автоматически подает  в отставку (или премьер-министр ставит  вопрос  о  роспуске  парламента   и назначение новых выборов).  Министры  назначаются  из  членов  парламента  и сохраняются в нем свое место. Примеры: Италия. ФРГ. В президентской республике глава  государства  (президент)  избирается населением (гражданами) и сам формирует  правительство,  которое  подотчетно только ему. Парламент не  вправе  выносить  вотум  недоверия.  Президент  не имеет  права  роспуска  парламента.  Министры  не  могут  быть  одновременно членами парламента. Примеры: США. Мексика. В   полупрезидентской   республики   глава   государства   (президент) избирается населением (гражданами) и сам  формирует  правительство,  которое ему подотчетно. Парламент  вправе выражать  недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке решается президентом.  Президент  имеет право  роспуска  парламента.  Министры  не  являются   членами   парламента. Правительство обладает правами для оказания  давления  на  парламент,  но  и парламент сохраняет элементы контроля над правительством. Примеры:  Франция, Польша.

Информация о работе Основы конституционного строя России