Основные направления американской социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Уже в конце XIX в. центр прикладной социологии, т.е. практического менеджмента, перемещается из Англии в Америку. Деятельность «ранних научных менеджеров» отражала эпоху классического капитализма – господство средних и мелких предприятий, свободу рыночной конкуренции, университетские идеалы науки.

Работа содержит 1 файл

Природа и функции политического лидерства(кр политология).doc

— 155.00 Кб (Скачать)

      Теория  стилей управления Д. МакГрегора описывает  черты трех основных стилей управления:

      1.  авторитарный стиль, для которого  характерен жесткий контроль, принуждение  к труду, негативные санкции,  акцент на материальное стимулирование;

      2. демократический стиль, делающий  упор на использование творческих  способностей подчиненного, гибкий  контроль, отсутствие принуждения,  самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах  к труду;

      3. Смешанный тип, чередующий элементы авторитарного и демократического стиля управления.

      Д. МакГрегор не считает необходимым  рекомендовать как более предпочтительный тот или иной стиль управления. По его мнению, прежде чем выбрать  ту или иную модель на предприятии, следует провести диагностическое  исследование и выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другие элементы социально-психологического климата в коллективе. На основе этих исследований в США сформировались два общественных течения – внедрение новых форм организации труда и программа улучшения качества жизни.

      Новый скачок в развитии прикладных исследований отмечался в 70-е и особенно в 80-е  гг., хотя темпы экономического роста  к этому моменту снизились, а  по уровню жизни США передвинулись с первого места в мире на пятое. Темпы инфляции в конце 70-х гг. впервые в истории Америки были выше, чем в других промышленно развитых странах. Еще сложнее объяснить рост публикаций по прикладной проблематике сейчас, когда специалисты с тревогой говорят о сокращении ассигнований на социальные программы и развитие наук обществоведческого профиля. Тем не менее, прикладные исследования и конструкторские разработки (наряду с долгосрочными фундаментальными исследованиями) все еще остаются приоритетным направлением, обеспечивая корпорациям лучшую, чем у конкурентов, инновационную стратегию. Финансирование идет главным образом через частный, а не государственный сектор. Если в государственном секторе ассигнования временно могут снижаться, то в частном они устойчиво растут. В результате развитие прикладных разработок в шесть раз опережает рост фундаментальных. 

      5. Социология в США  в настоящее время

      Социология  в США с самого начала формируется  как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество возросло на два порядка. Социологические исследования базируются на большой финансовой основе. В настоящее время на проведение социологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долларов. Причем примерно половину этой суммы ассигнует правительство США, а половину – частный бизнес. Правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Таким образом, в США насчитывается большое число организаций (крупных и мелких, государственных и частных), занимающихся исследованиями, результаты которых оформляются в социоинженерные проекты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Некоторые крупные учреждения подобного типа содержат в своем штате больше ученых с докторской степенью, чем многие признанные университеты. В 1980 г. около 14,5 тыс. социологов (69,5% их общего числа) трудились в университетах и колледжах США, а 6,8 тыс. – в прикладной социологии (частный бизнес, неприбыльные организации, правительство и т.д.). В ближайшее время, как ожидают, количество социологов-прикладников будет быстро возрастать. Все более популярными в стране становятся курсы по прикладной социологии. Если в 1970 г. из 241 социологические отделения в университетах и колледжах только 11% имели такие курсы, то в 1979 г. – уже 44%. Студенты практикуются как в полевых исследованиях, так и по месту будущей работы (например, госпиталь, юридическая фирма). В американской социологии прикладников различают в зависимости от того, какими методами они оперируют. Выделяются два главных – социальная инженерия и клиническая социология. Инженер-социолог чаще пользуется маломасштабными дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача «клинического социолога» – поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить «терапевтические» меры. Так, социоинженер разрабатывает новую форму брачного контракта, а «клиницист» просвещает молодоженов о том, как им лучше распределить обязанности по уходу за ребенком. Первый, обобщив данные о финансовом положении компании, делах на рынке сбыта и технологии производства, предлагает перестроить управленческую структуру, а второй проводит психологический тренинг с менеджерами с целью переориентировать их сознание. Как правило, оба специалиста работают в тесном контакте. Информация, полученная социологом, – это собственность корпорации, которая вольна поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, запретить публикацию или, наконец, внедрить в практику. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку. 

      Вывод 

      На  рубеже XIX и XX вв. в американской социологии осуществляются ассимиляция европейских  социологических теорий и выработка  специфического ракурса анализа  социальной реальности. Самое пристальное внимание уделяется проблемам структуры общества, анализу его неоднородности. Практически во всех теориях американских социологов, обеспечивших более интенсивную, чем в Европе, институционализацию новой науки, произошел постепенный переход в области проблематики социологической теории – от истолкования социальных процессов в их единстве, от изучения общества как целого (такой подход вслед за В. Дильтеем стал определяться как псевдонаучная алхимия) к исследованию социальных групп, от создания метатеорий к созданию теорий сугубо специализированных. Практичность как одна из доминирующих черт национального характера отразилась на направленности исследований в рамках американской социологической школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Природа и функции политического  лидерства. 
     

      Лидерство как социальное и политическое явление  универсально. Можно смело утверждать, что там, где сложилась та или  иная человеческая общность, должны появиться  политические лидеры, а в наиболее крупных социальных общностях –  и общественно-политическое лидерство.

        Политическими лидерами являются  наиболее влиятельные лица, способные  мобилизовать общество (или его  значительную часть) для достижения  значимых целей. Политическое  лидерство – это способ взаимодействия  лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество. Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:

       1) между общенациональным лидером  и обществом, как правило, не  существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами  интересов, средствами массовой информации;

       2) оно носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование  различных социальных интересов,  вынужден стремиться к оправданию  массовых ожиданий от его деятельности;

       3) политическое лидерство корпоративно, за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается не видимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;

       4) политическое лидерство в той  или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

        В современной политологии существует  несколько определений политического  лидерства. 

       1. Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу.

       2. Политическое лидерство - это  управленческий статус, социальная  позиция, связанная с принятием  властных решений, это руководящая  должность. Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение его членов.

       3. Политическое лидерство – это  символ общности и образец  политического поведения группы (групп), способный реализовать ее (их) интересы с помощью власти.

        Политическое лидерство выполняет  ряд важнейших функций к ним  относятся: 

       1. Определение и формулирование  интересов социальных групп целей  социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция).

       2. Процесс выработки и принятия  политических решений (управленческая  функция).

       3. Мобилизация масс на достижение  политических целей, распределение  социальных ролей и функций в обществе, инициирование и социальных инноваций (мобилизационная функция).

       4. Интеграция общества, объединение  масс. Лидер призван обеспечивать  национальное единство в масштабах  большого сообщества, которым он  руководит, или государства в целом (интегративная функция).

       5. Коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между  обществом и властью. Убеждение  общества в целесообразности  и правильности принимаемых властных  решений (коммуникативная функция).

       6. Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации).

        Политическая наука, анализируя  феномен политического лидерства,  опирается на результаты исследований  и достижения в области социологии, политической психологии, истории. Причины возникновения лидерства как политического явления многими учеными. В результате появилось несколько теории политического лидерства. Одной из наиболее распространенных является теория “личностных черт”, согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера. Некоторые ученые попытались определить перечень качеств сущих лидеру. Согласно Р. Каттелу и Г. Стайсу, к ним относится нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн в список необходимых свойств лидеров включил интеллект, приспосабливать, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других (см.: Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск, 1996. С. 55-57).

        Приверженцы ситуативной теории  характеризуют лидерство как производное определенной ситуации. Это означает, что каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. Причем качества, пригодные для решения проблем в одной ситуации, в другой - могут оказаться не актуальны ми, в третьей препятствующими достижению целей. Меняющиеся проблемы требуют изменения подходов к их разрешению, новых стилей и методов лидерства. Таким образом, лидерство оказывается ситуативным. В зависимости от изменения социальной среды на роль лидера могут выдвигаться различные индивиды.

        Ряд исследователей попытались  объединить достижения теории  “личностных черт” и ситуативного  подхода в личностно-ситуативной  теории. К формирующим лидерство  факторам были отнесены: личностные  черты лидера, его образы в  сознании последователей, ролевые характеристики лидера, социальная и политическая ситуация, в которой развивается лидерство.

        Значительный вклад в изучение  лидерства внесли теории конституентов  (решающей роли последователей  лидера). В рамках этих теорий  были высказаны предположения о влиянии ожиданий последователей по реализации их интересов и определенных действий со стороны лидера. Некоторые ученые сфокусировали свое внимание на особенностях восприятия лидера в сознании масс. Соотнесение представлений об «идеальном» лидере и лидере реальном определяет отношение последователей к лидеру (поддержка, требования изменения поведения, протест). Таким образом, степень свободы лидера, направленность его действий, методы руководства определяются нормами допустимого в сознании тех групп, на которые он опирается.

        Широкое распространение в политической  науке получили психологические  теории лидерства. Среди них  можно выделить три основных  направления: психоаналитическое, мотивационное  и прикладное.

        Психоаналитические направление исследований акцентирует внимание на бессознательных влечениях и комплексах, определяющих как стремление к власти, так и специфические особенности ее осуществления. С точки зрения классического психоанализа, корни лидерства надо искать в сфере бессознательного личности, в особенностях детского и юношеского развития. Поэтому значительное внимание уделяется влиянию ранних периодов жизни (психобиографическим особенностям) на механизм бессознательного личности (внутренние конфликты, душевные травмы и переживания). Этот метод получил название психобиографии.

      Его основоположниками считаются З. Фрейд и американский политолог  Г. Лассуэлл.

        Фрейд вместе с американским  дипломатом В. Буллитом написали  одно из первых психобиографических  исследований, посвященных американскому президенту В. Вильсону. Специфические особенности лидерства 28-го президента США авторы объясняли такими причинами, как неразрешенность эдипова комплекса, бессознательное самоотождествление американского лидера с Христом, бесконечные рационализации, уход в мир иллюзии и т.д.

        Лассуэл написал работу «Психопатология  и политика», считающуюся ныне  классической. В ней американский  политолог разрабатывает проблему  лидерства, исходя из адлеровской  теории компенсации. Для Лассуэла, как и для Адлера, стремление к власти – лишь форма компенсации комплекса неполноценности и определенных психологических травм. Бессознательные конфликты разрешаются путем переноса «запретных» чувств на близкие или отдаленные социальные объекты. От способов разрешения разнообразных конфликтов зависит тип и особенности политического лидерства. Подобные способ анализа и его различные модификации применялись для изучения личностей А. Гитлера, И. Сталина, В. Ленина, Р. Никсона и других политических деятелей.

        Ныне компенсаторная концепция политического лидерства довольно широко распространена в политико-психологической науке. Так, А. Джордж выделил пять типов эйфории, возникающих при компенсации низкой самооценки властью и лидерством: 1) чувство незначительности компенсируется чувством уникальности; 2) чувство моральной неполноценности – чувством превосходства; 3) чувство непосредственности – чувством высочайших способностей; 4) чувство слабости – чувством обладания высшей силой; 5) чувство неадекватности – чувством компетентности (см.: Имидж лидера. М., 1994. С. 29). Эмпирические исследования политического лидерства в России во многом подтверждают компенсаторную теории лидерства.

        Однако, несмотря на привлекательность  психобиографического метода, его  авторы так и не смогли ответить на вопрос: почему становится возможной реализация данных мотивов власти в определенном обществе? Поиск ответа на этот вопрос осуществляется в рамках психоисторического метода, у истоков которого стоял Э. Эриксон. Опираясь на идеи эго-психологии, американский психолог сформулировал концепцию формирования харизматического лидерства. Согласно ее положениям, харизма возникает в результате «пересечения» двух факторов: глубокого и затяжного кризиса личности и кризиса общественного сознания. Отдельные личности, переживая собственный кризис и стремясь к его преодолению, творят новую «идентичность» - новое видение мира и новые идеалы, в которых остро нуждается общество, находящееся в состоянии нравственного и социокультурного кризиса.

Информация о работе Основные направления американской социологии