Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:36, контрольная работа
Уже в конце XIX в. центр прикладной социологии, т.е. практического менеджмента, перемещается из Англии в Америку. Деятельность «ранних научных менеджеров» отражала эпоху классического капитализма – господство средних и мелких предприятий, свободу рыночной конкуренции, университетские идеалы науки.
3.2 Чикагская школа
В 1920–30-е годы в становление эмпирической социологии в США огромный вклад внесла Чикагская школа. Среди лидеров Чикагской школы обычно называют А. Смолла, Дж. Винсента, Ч. Хендерсона, У. Томаса. Свой вклад внесли в ее становление также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. Кули. В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей: первое – А. Смолл, У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Гиддингс, Ч. Кули; второе – Р. Парк, Э. Берджесс; третье – У. Огборн, С. Стауффер, Э. Шилз; четвертое – Г. Блумер, М. Яновиц и др.
Отличительные черты творчества ее представителей – органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, соединение различных подходов и методов (в том числе сочетание и взаимодополнение этнографических методов и количественных), выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы.
В период с 1940-х по 1960-е годы чикагцы придумали особую технику эмпирического исследования – включенное наблюдение, и успешно ею пользовались. Хотя правильнее было бы говорить о том, что чикагские социологи позаимствовали свойственные антропологии приемы наблюдения и удачно перенесли их на свою почву. В основе чикагского варианта включенного наблюдения лежали три принципа: 1) изучать людей в естественном окружении или конкретной жизненной ситуации; 2) обследовать их методом прямого взаимодействия с ними; 3) достичь аутентичного с ними уровня понимания социального мира, делая теоретические заключения в терминах мировоззрения членов изучаемой группы. По существу чикагцы выступили прародителями качественной социологии, если понимать ее не как совокупность теоретических деклараций, а как работающую методологию.
Однако после Второй мировой войны и вплоть до 1970-х годов качественную социологию серьезно потеснила традиционная количественная методология с ее неизменными атрибутами – формализованным интервью, математической статистикой, жесткой исследовательской программой. В 1980-е в деятельности Чикагской школы отмечается очередной виток, связанный с ренессансом качественных методов и увлечением социологов «непрофильными» для себя дисциплинами: из когнитивной психологии, культурной антропологии, фольклора и лингвистики.
Характерны объекты исследовательского интереса чикагских социологов. Это жизнеописание польского эмигранта (У. Томас и Ф. Знанецкий), ставшее классическим образцом <истории жизни>; положение негров в Чикаго (Ч. Джонсон); бродяги-сезонные рабочие, мигрирующие на Запад (Н. Андерсен); дезорганизация семьи (Э. Маурер); молодежные группировки и банды (Ф. Трешер); самоубийства (Р. Кейвен); еврейское гетто (Л. Вирт); социально-территориальная стратификация города – <Золотой берег и трущобы> (X. Зорбау); платные танцзалы (П. Кресси); внутренняя жизнь гостиниц (Н. Хайнер), организованная преступность в Чикаго (Дж. Ландеско), история жизни преступника – <Джек-роллер> (К. Шау); забастовка (Э. Хиллер), община русских молокан (П. Юнг) [382].
Одной из центральных тем Чикагской школы являлась социология города, разрабатывавшаяся Р. Парком и Э. Берджесом в рамках социально-экологической теории (<инвайронментальной социологии>). Городские исследования, проводившиеся в духе социального реформизма, были нацелены на установление <социального контроля> и <консенсуса>. Оба лидера Чикагской школы трактовали город как гигантскую лабораторию, в которой осуществляется естественное экспериментирование над человеческим поведением. В 1916 г. Р. Парк составил программу социального исследования города в Чикаго. Он, а затем и его последователи, широко применяли качественные методы: включенное наблюдение, неструктурированное интервью, личные документы и т.п.
Среди методических новшеств, числящихся за Чикагской школой, историки называют особый жанр – детальное изучение реальных жизненных ситуаций, получивший название case study- исследование случая. Чикагцы первыми использовали его при описании городского сообщества. Case study напоминало сенсационное журналистское расследование.
Для чикагцев социолог-эмпирик чем-то похож на дотошного репортера, который черпает свои сведения из первых рук – личных наблюдений, непринужденных бесед на улице, в баре либо в холле дорогой гостиницы. Бывший редактор провинциальной газеты, Р. Парк был убежден в том, что социолог – это очень аккуратный, ответственный и научно подготовленный репортер. Именно поэтому на ранних этапах у чикагских социологов тесно переплетались две, казалось бы, несовместимые парадигмы – журналистская и антропологическая модели исследования.
Первая
половина и середина 20 в. в США
проходят под знаком расцвета академической
социологии, престиж которой в тот период
был неизмеримо выше, чем прикладной. Социология
изо всех сил стремилась заявить о себе
как точная и рафинированная дисциплина.
Удержаться в ней удавалось не каждому.
Неудачники становились прикладниками
в частном бизнесе и правительственных
органах. Несмотря на доминирование эмпирической
социологии, ее младшая сестра – прикладная
социология также активно развивалась.
Некоторые крупные исследовательские
проекты, например, всемирно известное
исследование С. Стауффера <Американский
солдат> (1949), первоначально задумывались
именно как прикладные. Но результаты
исследования С. Стауффера оказались столь
значительными, что оно получило известность
прежде всего как базисное исследование.
Прикладными были также знаменитые Хоторнские
исследования, проведенные в конце 20-х
– начале 30-х гг. группой гарвардских ученых
под руководством Э. Мэйо на промышленном
предприятии. Но и они внесли значительный
вклад в фундаментальную науку и превратились
в базисное исследование.
3.3 Хоторнские эксперименты
Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927–1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жесточайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Западной Европы, и их главной задачей было стремление изыскать дополни – тельные факторы повышения эффективности производства. Ученые – экспериментаторы в начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест, температуру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. В данных экспериментах было открыто явление неформальной организации трудовых коллективов. Любая группа рабочих разделяется на подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по личным признакам. В этой группе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая подгруппа придерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы, регулирующие отношения в данной подгруппе, распространялись и на трудовую деятельность. В частности, эти непредписанные нормы регулировали выработку
После первой мировой войны требования к профессорам социологии в колледжах росли быстрее, чем число хорошо подготовленных преподавателей. В результате в социологию пришло много неквалифицированных людей, бесчисленное множество студентов, не закончив всего обучения, зачислялось в профессорско-преподавательский состав. Как следствие стали сильно различаться исследовательская и преподавательская деятельность. Великая депрессия закончилась бумом высшего образования и ухудшением рынка труда для социологов. Он продолжался 20 лет после первой мировой войны. Тот же 20-летний бум наблюдался после второй мировой войны, когда расширился прием абитуриентов и пополнялись преподавательские кадры.
Второй
этап (1920–1959 гг.) характеризуется небывалым
развитием количественной методологии,
проникновением математики в социологию,
появлением новых методов и техник
исследования: тестов, шкал, социометрии,
прожективных, психодиагностических процедур
и т.д. Из экономики приходят моделирование,
эксперимент и эконометрические методы.
Уже к 40–50-м гг. была завершена разработка
всех наиболее известных тестов, применяемых
ныне в прикладной социологии, в частности,
шестнадцатифакторного опросника личности
Кэттела, теста тематической апперцепции,
шкалы измерения интеллекта Векслера.
4. Третий этап
Третий
этап – с начала 50-х гг. и по
настоящее время –
В 50–60-е гг. – период относительно устойчивого экономического подъема США, когда темпы роста производительности труда были высокими, а темпы инфляции низкими. – в американской социологии преобладали оптимистические прогнозы. В ту пору своеобразным научным авангардом послужили разработанные Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Херцбергом и Д. Макгрегором концепции трудовой мотивации. Их отличительная черта – призыв к гуманистическому пониманию человеческой природы и перестройке производства на принципах <обогащения труда>. Поворот к социоинженерной деятельности и прикладным методам был не только объективно закономерен, но и психологически приемлем для большинства деловых людей Америки.
Теоретической
платформой для них выступила
доктрина <человеческих отношений>.
отношений с руководством и т.д.
4.1 Доктрина «человеческих отношений»
На основе Хоторнских экспериментов Э. Мэйо и его сотрудниками была сформулирована так называемая доктрина «человеческих отношений». Методологической основой данной доктрины являются следующие принципы:
1. человек представляет собой социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения;
2.
с природой человека
3.
руководители предприятий в
производительность
труда будет более эффективной,
если индивидуальное вознаграждение будет
подкреплено групповым, коллективным,
а экономические стимулы –
социально-психологическими (благоприятный
моральный климат, удовлетворенность
трудом, демократический стиль руководства).
Отсюда берет начало разработка новых
средств повышения производительности
труда, таких, как «сопричастное управление»,
«гуманизация труда», «групповое решение»,
«просвещение служащих» и т.д.
4.2. Иерархическая теория потребностей
Доктрина
«человеческих отношений» дала толчок
разработке проблем мотивации поведения.
На ее основе Абрахамом Маслоу в 1943
г. была разработана иерархическая
теория потребностей. А. Маслоу классифицировал
потребности личности на базисные (основные)
и производные (метапотребности). Базисные
(в пище, в воспроизводстве, безопасности,
в одежде, в жилище и т.д.), производные
(в справедливости, благополучии, порядке
и единстве социальной жизни). Маслоу расположил
все потребности в восходящем порядке
– от низших физиологических до высших
духовных. Главное же в теории А. Маслоу
заключается не в самом расположении потребностей,
а в объяснении их движения. Потребности
каждого нового уровня становятся актуальными,
т.е. насущными, требующими удовлетворения
лишь после того, как удовлетворены предыдущие.
Голод движет человеком до тех пор, пока
он не удовлетворен. После того, как он
удовлетворен, вступают в действие в качестве
мотивов поведения другие потребности.
4.3. Двухфакторная теория мотивации и теория стилей управления
На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга (1950) и теория стилей управления Д МакГрегора (1957). Согласно теории Ф. Херцберга, только внутренние факторы, т.е. содержание работы, повышают удовлетворенность трудом. Внешние же факторы, т.е. условия работы: заработок, межличностные отношения в группе, политика компании, стиль управления и другие – Херцберг называл гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности трудом, способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного влияния на повышение производительности труда. Ф. Херцберг сформулировал такие зависимости: удовлетворенность есть функция содержания работы, а неудовлетворенность – функция условий труда. Обе системы являются разнонаправленными плоскостями поведения.
Информация о работе Основные направления американской социологии