Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:38, курсовая работа
Одной из отличительных особенностей последнего десятилетия является расширение числа стран, осуществляющих переход к демократическим методам правления. В юридическом плане это находит выражение в закреплении в конституционном праве значительного числа государств институтов непосредственной демократии (выборов, референдума, народной законодательной инициативы). Данный процесс прослеживается в Восточной Европе, Латинской Америке, Африке, в государствах, образовавшихся после распада СССР.
Введение………………………………………………………………………..….3
1 Понятие демократии и история развития теорий демократии……………….5
1.1 Понятие и признаки демократии……………………………………………..5
1.2 Основные теории демократии………………………………………………..8
2 Формы и институты демократии в зарубежных странах…………………....13
2.1 Формы демократии: непосредственная и прямая……………………….....13
2.2 Парламент в зарубежных странах как институт представительной
демократии……………………………………………………………………….18
2.3 Избирательное право зарубежных стран……………………………...…...22
3 Признание прав социальных меньшинств как одна из перспектив развития
демократии…………………………………………………………………….…30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………..…….37
Значительное внимание правам национальных меньшинств уделяет ООН. В преамбуле к Уставу ООН отмечается «равенство прав больших и малых наций». Согласно решениям ООН, национальные меньшинства имеют:
- право проживать в местах традиционного исторического поселения (запрещается их депортация, принудительное переселение);
- право на неассимиляцию;
- право на получение пропорциональной доли централизованных государственных фондов, выделяемых для соответствующих целей;
- право на участие в принятии государственных решений, на представительство в законодательных и иных коллегиальных органах государства;
- право на недискриминацию;
- право на защиту со стороны государства от любых проявлений вражды, угроз, унижения и ущемления.
Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 15.01.1989 г. содержит слова: государства - участники СБСЕ «будут принимать все необходимые законодательные, административные, юридические и иные меры, а также применять соответствующие международные инструменты для обеспечения защиты прав человека и основных свобод лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам на их территории. Они будут защищать и создавать условия для поощрения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории. Они будут уважать свободное осуществление прав лицами, принадлежащими к таким меньшинствам, и обеспечивать их полное равенство с другими». Верховный Комиссар СБСЕ по делам национальных меньшинств может послать а любую страну своих наблюдателей - экспертов с миссией проверки соблюдения в ней прав национальных меньшинств.
Заключение
В заключении отметим, что слово «демократия» употребляется в разном значении:
- как форма государства;
- как политический режим;
- как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.
Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.
Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества.
В зависимости от того, каким путем – прямым или косвенным – выражаются эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это – формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.
Что касается различия между референдумом и всеобщими выборами, то, во-первых, в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, а в ходе референдума избиратель отвечает «да» или «нет» на поставленный вопрос, и, во-вторых, выборы непосредственно связаны с представительной демократией, а референдум представляет собой институт прямой и непосредственной демократии.
Впрочем, отмеченные и иные различия весьма относительны и порой трудноуловимы, ибо в случаях и с выборами, и с референдумом приглашается высказать свое мнение один и тот же избирательный корпус. Нередко используется одна и та же процедура и один и тот же порядок подсчета голосов. Наконец, зачастую по результатам проведения референдумов и выборов определяется одна и та же внутренняя и внешняя политика
В силу сказанного не случайным представляется тот факт, что в некоторых зарубежных и отечественных актах референдум предстает не иначе как народный (ст. 75 Конституции Италии) или всенародный (ст. 921 Конституции Испании) акт и напрямую ассоциируется с выборами, голосованием или опросом.
Так, в упомянутой ст. 75 Конституции Италии говорится, в частности, что вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании принимало участие большинство имеющих на это право и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными.
Список использованных источников
1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных государств М.,2002.
2. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных государств-М.,1999.
3. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях.М.,1988.
4. Галаганов В.П. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1999.
5. Голосов Г.В. Избирательные системы в новых демократиях. // Полис, 1997, №3. – С.24.
6. Документы по конституционному праву зарубежных стран./ Под ред. Н.А. Крашенинниковой. - М., 2000.
7. Европейское право: Учебник /Под ред.Л.М. Энтина-М.,2002.
8. Замятин Е.И. Политические партии в современном обществе.-М.,2000.
9. Калинина Э.А. Парламент в зарубежных странах.// Правоведение. - 2000.-№ 1. - С.28.
10. Крашенинникова Н.А. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2001.
11. Конституции государств Европы.Т.1.-М.,2002.
12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для студентов юрид. вузов и ф-тов. Изд. 2-е. Т. 1-2. Общая часть / Отв. ред. Б. А. Страшун. - М.: БЕК, 1998.
13. Маклаков В.В. Парламент в современном государстве. - М.,2001.-С.44.
14. Маклаков В.В. Парламентарии стран-членов Европейского союза.- М., 2002.
15. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира.- М., 1999.
16. Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты.-М.,2000.
17. Пугачев В.П.Политология.-М.,1999.
18. Чиркин В.Е.Сравнительное конституционное право.-М.,2002.
19. Яковлев А.И.Конституционные основы политических институтов государства.- М., 2001.
[1] Чиркин В.Е.Сравнительное конституционное право.-М.,2002. – С.49.
[1] Яковлев А.И.Конституционные основы политических институтов государства.- М., 2001. – С.60.
[1]Собянин А.А., Суховольский В.Г. Демократия, ограниченная фальсификациями. Выборы и референдумы. - М., 1995. – С.45.
[1] Комарова В. Ф. Формы непосредственной демократии. - М., 1998. - С. 45.
[2] Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право России. - М., 2001. - С. 199.
[1] Каток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. - М, 1994. - С.20.
[1] Калинина Э.А. Парламент в зарубежных странах.// Правоведение. - 2000.-№ 1. - С.28.
[1] Маклаков В.В. Парламент в современном государстве. - М.,2001.-С.44.
[1] Пугачев В.П.Политология.-М.,1999.-С.
[1] Галаганов В.П. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1999.-С.86.