Основные концепции демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Одной из отличительных особенностей последнего десятилетия является расширение числа стран, осуществляющих переход к демократическим методам правления. В юридическом плане это находит выражение в закреплении в конституционном праве значительного числа государств институтов непосредственной демократии (выборов, референдума, народной законодательной инициативы). Данный процесс прослеживается в Восточной Европе, Латинской Америке, Африке, в государствах, образовавшихся после распада СССР.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Понятие демократии и история развития теорий демократии……………….5
1.1 Понятие и признаки демократии……………………………………………..5
1.2 Основные теории демократии………………………………………………..8
2 Формы и институты демократии в зарубежных странах…………………....13
2.1 Формы демократии: непосредственная и прямая……………………….....13
2.2 Парламент в зарубежных странах как институт представительной
демократии……………………………………………………………………….18
2.3 Избирательное право зарубежных стран……………………………...…...22
3 Признание прав социальных меньшинств как одна из перспектив развития
демократии…………………………………………………………………….…30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………..…….37

Работа содержит 1 файл

Политология Основные концепции демократии..doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Значительное внимание правам национальных меньшинств уделяет ООН. В преамбуле к Уставу ООН отмечается «равенство прав больших и малых наций». Согласно решениям ООН, национальные меньшинства имеют:

- право проживать в местах традиционного исторического поселения (запрещается их депортация, принудительное переселение);

- право на неассимиляцию;

- право на получение пропорциональной доли централизованных государственных фондов, выделяемых для соответствующих целей;

- право на участие в принятии государственных решений, на представительство в законодательных и иных коллегиальных органах государства;

- право на недискриминацию;

- право на защиту со стороны государства от любых проявлений вражды, угроз, унижения и ущемления.

Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 15.01.1989 г. содержит слова: государства - участники СБСЕ «будут принимать все необходимые законодательные, административные, юридические и иные меры, а также применять соответствующие международные инструменты для обеспечения защиты прав человека и основных свобод лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам на их территории. Они будут защищать и создавать условия для поощре­ния этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории. Они будут уважать свободное осуществление прав лицами, принадлежащими к таким меньшинствам, и обеспечивать их полное равенство с другими». Верховный Комиссар СБСЕ по делам национальных меньшинств может послать а любую страну своих наблюдателей - экспертов с миссией проверки соблюдения в ней прав нацио­нальных меньшинств.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении отметим, что слово «демократия» употребляется в разном значении:

- как форма государства;

- как политический режим;

- как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.

Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества.

В зависимости от того, каким путем – прямым или косвенным – выражаются эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это – формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.

Что касается различия между референдумом и всеобщими выборами, то, во-первых, в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, а в ходе референдума избиратель отвечает «да» или «нет» на поставленный вопрос, и, во-вторых, выборы непосредственно связаны с представительной демократией, а референдум представляет собой институт прямой и непосредственной демократии.

Впрочем, отмеченные и иные различия весьма относительны и порой трудноуловимы, ибо в случаях и с выборами, и с референдумом приглашается высказать свое мнение один и тот же избирательный корпус. Нередко используется одна и та же процедура и один и тот же порядок подсчета голосов. Наконец, зачастую по результатам проведения референдумов и выборов определяется одна и та же внутренняя и внешняя политика

В силу сказанного не случайным представляется тот факт, что в некоторых зарубежных и отечественных актах референдум предстает не иначе как народный (ст. 75 Конституции Италии) или всенародный (ст. 921 Конституции Испании) акт и напрямую ассоциируется с выборами, голосованием или опросом.

Так, в упомянутой ст. 75 Конституции Италии говорится, в частности, что вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании принимало участие большинство имеющих на это право и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.      Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных государств М.,2002.

2.      Баглай М.В. Конституционное право зарубежных государств-М.,1999.

3.      Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях.М.,1988.

4.      Галаганов В.П. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1999.

5.      Голосов Г.В. Избирательные системы в новых демократиях. // Полис, 1997, №3. – С.24.

6.      Документы  по  конституционному праву  зарубежных стран./ Под ред. Н.А. Крашенинниковой. - М., 2000.

7.      Европейское право: Учебник /Под ред.Л.М. Энтина-М.,2002.

8.      Замятин Е.И. Политические партии в современном обществе.-М.,2000.

9.      Калинина Э.А. Парламент в зарубежных странах.//  Правоведение. -  2000.-№ 1. - С.28.

10. Крашенинникова Н.А. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2001.

11. Конституции государств Европы.Т.1.-М.,2002.

12. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для студентов юрид. вузов и ф-тов. Изд. 2-е. Т. 1-2. Общая часть / Отв. ред. Б. А. Страшун. - М.: БЕК, 1998.

13. Маклаков В.В. Парламент в современном государстве. - М.,2001.-С.44.

14. Маклаков В.В. Парламентарии стран-членов Европейского союза.- М., 2002.

15. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира.- М., 1999.

16. Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты.-М.,2000.

17. Пугачев В.П.Политология.-М.,1999.

18. Чиркин В.Е.Сравнительное конституционное право.-М.,2002.

19. Яковлев А.И.Конституционные основы политических институтов государства.- М., 2001.



[1] Чиркин В.Е.Сравнительное конституционное право.-М.,2002. – С.49.

[1] Яковлев А.И.Конституционные основы политических институтов государства.- М., 2001. – С.60.

[1]Собянин А.А., Суховольский В.Г. Демократия, ограниченная фальсификациями. Выборы и референдумы. - М., 1995. – С.45.

[1] Комарова В. Ф. Формы  непосредственной демократии. - М., 1998. - С. 45.

[2] Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право России. - М., 2001. - С. 199.

[1] Каток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. - М, 1994. - С.20.

[1] Калинина Э.А. Парламент в зарубежных странах.//  Правоведение. - 2000.-№ 1. - С.28.

[1] Маклаков В.В. Парламент в современном государстве. - М.,2001.-С.44.

[1] Пугачев В.П.Политология.-М.,1999.-С.102.

[1] Галаганов В.П. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1999.-С.86.


Информация о работе Основные концепции демократии