Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:38, курсовая работа
Одной из отличительных особенностей последнего десятилетия является расширение числа стран, осуществляющих переход к демократическим методам правления. В юридическом плане это находит выражение в закреплении в конституционном праве значительного числа государств институтов непосредственной демократии (выборов, референдума, народной законодательной инициативы). Данный процесс прослеживается в Восточной Европе, Латинской Америке, Африке, в государствах, образовавшихся после распада СССР.
Введение………………………………………………………………………..….3
1 Понятие демократии и история развития теорий демократии……………….5
1.1 Понятие и признаки демократии……………………………………………..5
1.2 Основные теории демократии………………………………………………..8
2 Формы и институты демократии в зарубежных странах…………………....13
2.1 Формы демократии: непосредственная и прямая……………………….....13
2.2 Парламент в зарубежных странах как институт представительной
демократии……………………………………………………………………….18
2.3 Избирательное право зарубежных стран……………………………...…...22
3 Признание прав социальных меньшинств как одна из перспектив развития
демократии…………………………………………………………………….…30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………..…….37
Обращения граждан Российской Федерации в государственные органы и органы местного самоуправления позволяют осуществлять общественный контроль за всеми ветвями власти и добиваться восстановления нарушенных прав, обеспечения социальной справедливости.
Итак, представительная демократия — это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.
Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.
2.2 Парламент в зарубежных странах как институт представительной демократии
Парламент – общенациональное представительное учреждение демократического общества. Согласно теории разделения властей парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. По демократическим конституциям парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные.[1]
В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства. В президентских республиках парламент более независим, но и здесь президенты располагают богатым арсеналом средств воздействия на него.
Парламентаризм – особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента.
Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, это – высшее качество парламента.
Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов.
Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства, который по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских республиках.
Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты. Почти всегда формируются посредством прямых выборов. Что касается формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные способы:
- формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов (Индия, Норвегия, Дания);
- формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат (США, Италия, Япония);
- чисто феодальный способ формирования верхней палаты (Великобритания);
- формирование верхней палаты посредством назначения (ФРГ);
- формирование верхних палат смешанным путем, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия).
Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их компетенции и правовым статусом, то можно сделать вывод: чем дальше процесс формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше объем их компетенции.
В настоящее время существует более 150 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями. В основе их классификации лежат структура парламента и объем компетенции.
По структуре парламенты подразделяют на:
- двухпалатные (сенат США, Совет штатов Индии, сенат Франции и
др.);
- однопалатные, составляющие в настоящее время большинство (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия и др.).
По объему компетенции:
- парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности (конгресс США, парламент Франции);
- парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу (парламент Великобритании и Новой Зеландии);
- парламенты с относительно определенной компетенцией, для которых характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции (парламент Индии, парламент Малайзии, бундестаг ФРГ).[1]
Полномочия парламента.
1. Законодательная деятельность. В современных условиях в ней все более повышается роль исполнительной власти:
- современный зарубежный парламент почти целиком утратил право законодательной инициативы;
- непрерывно растет доля делегированного законодательства и иных видов административного нормотворчества;
- парламентское большинство, принимающее законы, в известной степени лишено самостоятельности и голосует по указанию своих партийных лидеров (Великобритания).
2. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия. По мере укрепления исполнительной власти в современных индустриально развитых государствах почти полностью перешли в руки правительства. Парламенту
принадлежит большей частью пассивная роль.
3. Контроль над деятельностью правительства, который присущ лишь демократическому политическому режиму. Методы осуществления контроля в современной парламентской практике:
- постановка вопроса о доверии, применяемая лишь в парламентарных странах, где правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятельность;
- резолюция порицания, которая вносится не по инициативе правительства, а по предложению палаты;
- интерпелляция – обращенное к правительству требование дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу;
- вопросы устные и письменные, широко применяемые в парламентарных странах и служащие не столько для контроля правительства, сколько для его критики;
- деятельность расследовательских комитетов и комиссий, создаваемые парламентами всех стран для ревизии деятельности административного аппарата, а также распространяющие свою активность на работу политических партий, профсоюзов, общественных организаций;
- институт омбудсменов – парламентских должностных лиц, наделенных широкими контрольными полномочиями.
4. Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными, и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности.[1]
Являясь представительным органом, парламент состоит из установленного конституцией или реже законом количества лиц, получивших статус члена парламента по тому или иному основанию. Такие лица обобщенно именуются парламентариями, а официально - в различных странах по-разному. Так, члены нижних палат называются обычно депутатами. В Великобритании же и США только они называются членами парламента. Так или иначе, парламентарии обладают специальной правосубъектностью, а их статус имеет целый ряд общих черт. Главными характеристиками статуса парламентария выступают основания получения и срок мандата, наличие комплекса прав и обязанностей, гарантии их реализации, а также ответственность и основания прекращения полномочий.
Основанием приобретения мандата парламентария нижней палаты являются, как правило, прямые выборы. Члены верхних палат получают свои полномочия по различным основаниям. В США это прямые выборы, в ФРГ— назначение, причем, правительствами земель (субъектов федерации), во Франции — косвенные выборы, в Великобритании - назначение и получение мандата «по праву» (титула и должности в церковной иерархии) и т.д. Срок полномочий парламентариев в разных странах и палатах неодинаков. Члены нижних палат получают мандат часто на более короткий срок, чем верхних, например, он составляет 2 года — для депутатов палаты представителей и 6 лет для сенаторов в США.[1]
2.3 Избирательное право зарубежных стран
Избирательное право зарубежных стран – это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан. На практике проведение выборов является главным средством обеспечения состязательности и реальности политического процесса, дозволенной и узаконенной формой. Политической борьбы, которая в процессе ее реализации не должна выходить за рамки конституционных установлений. В демократических государствах проведение выборов является основной формой и способом мирной борьбы за овладение государственной властью или формой участия в их контроле за ее осуществлением.
Избирательное право – один из важнейших институтов конституционного права, а сами выборы в большинстве развитых демократических стран представляют собой арену острой политической борьбы, хотя и ограниченной рамками действующего законодательства и сложившейся политической практикой. Поэтому под избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти. В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанных действительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.
Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права. Например, статья 4 Конституции Италии 1947 года декларирует, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане: мужчины и женщины, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное. Конституция декларирует то, что голосование в Италии является общественным долгом.
Объем регулируемых конституциями вопросов избирательного права довольно существенно различается. Одни конституции ограничиваются отдельными, формальными статьями декларативного характера, другие включают специальные главы или целые разделы о выборах. Как правило, более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К числу последних можно отнести специальные законы о выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы. К числу источников избирательного права можно отнести регламенты палат законодательного органа власти, акты главы государства по этим вопросам, постановления исполнительных органов и решения судебных органов, акты органов местного самоуправления. Все эти документы в той или иной степени конкретизируют и дополняют конституционные положения о выборах, условия предоставления гражданам избирательных прав, порядок проведения выборов и т.д. Законодательство о выборах в зарубежных странах в последнее время стало более обширным и детализированным. Предметом его регулирования является не только сам порядок голосования, но и связанные с избирательной компанией деятельность политических партий, финансирование расходов кандидатов, способы борьбы с коррупцией на выборах, деятельность специальных органов и должностных лиц, ведающих проведением выборов, порядок и пределы рекламно-агитационной деятельности, роль средств массовой информации и т.д. В отдельных странах, особенно англосаксонского права и в некоторых развивающихся странах, ряд вопросов избирательного права продолжает регулироваться обычаями.
Избирательное право ряда стран включает в себя категории активного и пассивного права. Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума. Пассивное избирательное право – это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.
Рассмотрим принципы избирательного права зарубежных стран. Например, во Франции основные принципы избирательного права определены в ст.3 французской Конституции. Согласно основному закону выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными. Всеобщность означает, что избирательным правом пользуются все французские граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста. (Возрастной ценз во Франции был понижен в 70-е гг.). Депутат нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной ценз для сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах – президентских, парламентских – пользуются только граждане Французской Республики. Участвовать в голосовании в рамках территориальных коллективов на местах могут и неграждане, постоянно проживающие в стране. Кроме того, в связи с введением на основе Маастрихтского договора 1992 г. гражданство Европейского Союза предусматривается, что лица. Обладающие этим статусом и находящиеся на территории Франции, могут принимать участие в выборах в Европейский парламент. Они участвуют также в муниципальных выборах при условии проживания во Франции но не могут осуществлять функции мэра или его заместителя и входить в коллегию по выборам сенаторов.
Выборы могут быть прямыми или косвенными. В настоящее время используется преимущественно процедура прямых выборов. Она применяется при избрании Президента Республики, депутатов нижней палаты Парламента, депутатов Европейского парламента, а также при выборах в местные представительные учреждения. Система косвенных выборов используется при формировании верхней палаты Парламента – Сената. Первоначально путем косвенных выборов избирался также Президент Французской Республики, но в результате конституционной реформы 1962 г. косвенные выборы были заменены прямым голосованием избирателей.
В Индии основы избирательного права закреплены в Конституции 1950 г., весьма подробно регламентирующей выборы президента и вице-президента. Вопросы о выборах в обе палаты Парламента, а также в легислатуры штатов и местные органы власти в основном законе детально не рассмотрены. Они подлежат конкретизации в текущем законодательстве Союза (ст.327) или штатов (ст.328).