Основные этапы развития политико-правового учения Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить особенности учения и основные этапы развития политико-правовой мысли Древней Греции.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Дать общую характеристику политико-правовой мысли Древней Греции
Рассмотреть развитие политико-правовой мысли в различные периоды Древней Греции.
Изучить особенности политико-правовых учений Древней Греции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Характеристика политико-правовой мысли Древней Греции…….4
Глава 2. Основные этапы развития политико-правового учения Древней Греции…………………………………………………………………………….5
2.1 Политико-правовая мысль раннего периода….…………………..….…..5
2.2 Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли ……..…. 9
2.3. Политические и правовые учения в период эллинизма…………………16
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Политико-правовые ученич Древней Греции.docx

— 48.50 Кб (Скачать)

     Аристотель  различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием  уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область  гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д.

     Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).11

     Результатом этических исследований, существенным для политики, является положение  о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными  людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.

      Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается  развитие этой политической природы  человека.

     2.3. Политические и правовые учения в период эллинизма

     Кризис  древнегреческой государственности  отчётливо проявился в учениях  о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а  затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.12

     Учения  Эпикура,стоиков и Полибия являлись отражением политико-правовой мысли этого периода.  

Эпикур

     По  своим философским воззрениям Эпикур( 347-270 гг. до н.э.) был продолжателем  атомистического учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается  по своим собственным законам, без  участия богов.

Этика - связующее звено между его  физическими и политико-правовыми  представлениями. Этика Эпикура  носит индивидуалистический характер. Свобода человека - это его ответственность  за разумный выбор своего образа жизни.

     Главная цель государственной власти и основания  политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого, государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.13

     Стоики.

Основателем стоицизма был Зенон (336-264 гг. до н.э.). Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как  управляющее и господствующее начало есть одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании». Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.

     В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.

     Отталкиваясь  от универсального характера естественного  закона, стоики обосновывали представление  о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.

Полибий

     Учение  стоиков оказало сильное влияние  на взгляды Полибия  (конец III в. до н.э. – II в.до н.э.) - греческого историка и политического деятеля.

Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства  играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

     Полибий пишет: «Хотя каждая власть имеет  полную возможность и вредить  другой, и помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и потому нельзя было указать лучшего  государственного устройства».14

     Историю возникновения государственности  и последующей смены государственных  форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону  природы». Всего имеется шесть  основных форм государства, которые  в порядке их естественного возникновения  и смены занимают следующее место  в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

     Обычаи  и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал  взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни. 
 
 
 

Заключение

     Итак, подведем некоторые итоги. В античности в рамках всеохватывающего философского знания развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и  происхождение государства, поиск  наилучшей формы правления, обоснование  идеи о том, что управлять должны лучшие, умеющие управлять. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и  смешанной форме правления.

     Вершиной  развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427—347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Они рассматривали различные  формы правления, анализировали  и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления  стремились найти лучшую из них.

     Глубокий  для своего времени анализ различных  государственных форм представляет собой особо важный вклад в  развитие политической мысли. Аристотелю принадлежит идея естественного  происхождений государства, обоснование  особой эффективности смешанной  формы правления — политии («средняя»  форма государства).

     Аристотель  выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние  слои являются опорой устойчивой и  эффективной власти, защищающей общие  интересы.

     Таким образом, политико-правовая мысль Древней  Греции оказало огромное влияние  на последующие развитие политико-правовой идеологии Западной Европы. Под их воздействием складывается философские  и социально-политические взгляды  мыслителей Возрождения и ранней буржуазной идеологии. 
 
 
 

Список  литературы

1. Горелов  А. А. Политология в вопросах  и ответах : учебное пособие  / А А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256 с. 

2. Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие.- Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004 .- 127с

3. Ерышев  А.А. История политических и  правовых учений. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип.- Киев:МАУП, 2002.- 151с.

4. Зеленков  М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.

5. История  политических и правовых учений. Краткий учебный курс/ Под общ.  ред. акад. РАН, д. ю.н., проф. Нерсесянца  В.С.-М.: Издательство НОРМА, 2000.-252с

6. История  политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией  д.ю.н., проф. Лейста О.Э.-М.: Изд-во  «Зерцало», 2006.- 568 с.

7.Мачин  И. Ф.История политических и  правовых учений : конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 208 с.

8. Политология.  Практикум: учеб. пособие для студентов  учреждений, обеспечивающих получение  высш. образования / Денисюк Н.  П. [и др.]; под общ. ред. Решетникова  С. В. - Минск : ТетраСистемс, 2008.- 256 с.

9. Политология.  Учебник / под ред. д.п.н., проф. Буренко В.И., д.ф.н. Журавлева В.В.- М.: Изд-во МГУ, 2007.- 274с.

10. Цыбульская М.В. История политических и правовых учений. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 111 с.

Информация о работе Основные этапы развития политико-правового учения Древней Греции