Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:06, курсовая работа
Цель данной работы: выявить особенности учения и основные этапы развития политико-правовой мысли Древней Греции.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Дать общую характеристику политико-правовой мысли Древней Греции
Рассмотреть развитие политико-правовой мысли в различные периоды Древней Греции.
Изучить особенности политико-правовых учений Древней Греции.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Характеристика политико-правовой мысли Древней Греции…….4
Глава 2. Основные этапы развития политико-правового учения Древней Греции…………………………………………………………………………….5
2.1 Политико-правовая мысль раннего периода….…………………..….…..5
2.2 Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли ……..…. 9
2.3. Политические и правовые учения в период эллинизма…………………16
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д.
Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).11
Результатом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.
Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается развитие этой политической природы человека.
2.3. Политические и правовые учения в период эллинизма
Кризис
древнегреческой
Учения
Эпикура,стоиков и Полибия
Эпикур
По своим философским воззрениям Эпикур( 347-270 гг. до н.э.) был продолжателем атомистического учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным законам, без участия богов.
Этика
- связующее звено между его
физическими и политико-
Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого, государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.13
Стоики.
Основателем стоицизма был Зенон (336-264 гг. до н.э.). Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании». Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.
В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.
Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.
Полибий
Учение
стоиков оказало сильное
Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.
Полибий пишет: «Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить другой, и помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и потому нельзя было указать лучшего государственного устройства».14
Историю
возникновения
Обычаи
и законы характеризуются Полибием
в качестве двух основных начал, присущих
каждому государству. Он подчёркивал
взаимосвязь и соответствие между добрыми
обычаями и законами, хорошими нравами
людей и правильным устройством их государственной
жизни.
Заключение
Итак, подведем некоторые итоги. В античности в рамках всеохватывающего философского знания развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, умеющие управлять. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной форме правления.
Вершиной
развития политической мысли античной
Греции были работы Платона (427—347 гг. до
н. э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н. э.).
Они рассматривали различные
формы правления, анализировали
и систематизировали «
Глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особо важный вклад в развитие политической мысли. Аристотелю принадлежит идея естественного происхождений государства, обоснование особой эффективности смешанной формы правления — политии («средняя» форма государства).
Аристотель выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.
Таким
образом, политико-правовая мысль Древней
Греции оказало огромное влияние
на последующие развитие политико-правовой
идеологии Западной Европы. Под их
воздействием складывается философские
и социально-политические взгляды
мыслителей Возрождения и ранней
буржуазной идеологии.
Список литературы
1. Горелов А. А. Политология в вопросах и ответах : учебное пособие / А А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256 с.
2. Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие.- Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004 .- 127с
3. Ерышев А.А. История политических и правовых учений. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип.- Киев:МАУП, 2002.- 151с.
4. Зеленков
М.Ю. Политология (базовый
5. История
политических и правовых
6. История
политических и правовых
7.Мачин И. Ф.История политических и правовых учений : конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 208 с.
8. Политология. Практикум: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Денисюк Н. П. [и др.]; под общ. ред. Решетникова С. В. - Минск : ТетраСистемс, 2008.- 256 с.
9. Политология. Учебник / под ред. д.п.н., проф. Буренко В.И., д.ф.н. Журавлева В.В.- М.: Изд-во МГУ, 2007.- 274с.
10. Цыбульская М.В. История политических и правовых учений. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 111 с.
Информация о работе Основные этапы развития политико-правового учения Древней Греции