Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:06, курсовая работа
Цель данной работы: выявить особенности учения и основные этапы развития политико-правовой мысли Древней Греции.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Дать общую характеристику политико-правовой мысли Древней Греции
Рассмотреть развитие политико-правовой мысли в различные периоды Древней Греции.
Изучить особенности политико-правовых учений Древней Греции.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Характеристика политико-правовой мысли Древней Греции…….4
Глава 2. Основные этапы развития политико-правового учения Древней Греции…………………………………………………………………………….5
2.1 Политико-правовая мысль раннего периода….…………………..….…..5
2.2 Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли ……..…. 9
2.3. Политические и правовые учения в период эллинизма…………………16
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20
2.2. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.6 Демокрит (род. в 470 г. до н.э.) и его учение об обществе и государстве.
Демокрит.
Видное
место в составе учения Демокрита
занимает этика. Демокриту удалось
в блестящей литературной форме
выразить свои этические взгляды, общие
со взглядами передовой части
греческой рабовладельческой
Этическое
учение Демокрита определяется основными
чертами его политического
Поэтому
интересы государства должно ставить
выше всего остального; должно заботиться,
чтобы оно хорошо управлялось. Положение
это верно для всякого
Наряду с указанным, необходимым для всякого государства условием его существования Демокрит формулирует и такие нормы политического поведения, которые необходимы для граждан уже не любого государства, а наилучшего. Таким наилучшим государством Демокрит считал демократию.
По Демокриту, преимущества демократического строя настолько велики, что в демократическом полисе даже бедность лучше, чем богатство в монархии. Однако неоспоримые преимущества демократии не дает. Демокрит ясно видит это - абсолютной гарантии того, что избранными всегда и во всех случаях окажутся только лучшие из граждан.
Демокрит
видел, что и современных ему
полисах при частой смене выборных
лиц бывшие правители, ушедшие с
занимаемой ими должности, нередко
терпели преследования со стороны
лиц, которые во время их правления
были привлечены к ответственности
за совершенные ими преступления.
Демокрит хотел создать в
Поэтому наряду с требованием гарантий безопасности для выборных правителей, честных в исправлении государственных обязанностей, Демокрит подчеркивает, что выборные лица, хорошо выполнявшие свои функции, не должны ожидать за это похвал - так же, как странно было бы хвалить тех, кто возвращает вверенные им на хранение деньги: ведь начальствующее лицо избирается не для того, чтобы дурно вести дело, а для того, чтобы хорошо вести.
Демокрит не делает умственное превосходство и подготовку к управлению государством привилегией высшей касты или класса. Он полагает, что качества, необходимые для гражданина, создаются воспитанием, обучением. «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».
Но Демокрит не ограничивает круг воспитываемых исключительным классом, поставленным над обществом.
Во-первых, указывает он, задатки разумности свойственны и тем, кто не получил обучения.
Во-вторых, все хорошее, на что способен человек в годы зрелости, зависит не от его "природы", не от происхождения, а от воспитания: "Больше людей становится хорошими от упражнения, чем от природы"
Демокрит хорошо понимал, что общественно-политическая жизнь не есть уже «природа» в непосредственном смысле. Политическая деятельность - то, что человек добавляет к «природе». Но Демокрит не в силах правильно разграничить в человеке черты, данные ему природой, и вторичные черты - результат выработки и воспитания в обществе.
У Климента приводится цитата из Демокрита, где Демокрит говорит: «Учение перестраивает человека, природа же, перестраивая, делает человека, и нет никакой разницы, быть ли таковым, вылепленным от природы, или от времени и от учения быть преобразованным в такой вид». По-видимому, Демокрит, как догадывается Дильс, полагал, что учение перестраивает человека и, преобразуя его, создает ему новую природу.
В учениях Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.
Таким образом, человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.
В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство.
Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы, соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны.
Софисты.
В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико-правовая тема широко обсуждалась и связывалась с именами софистов. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права.
Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании).7
Софисты учили побеждать противника в тяжбах и спорах. Адвокатов тогда не было. Само слово "софист" переводится как знаток, мастер.
Антифонт.
Об
Антифонте известно немного. Его
упоминает, в частности, Плутарх
в «Жизнеописании десяти ораторов».
Как и Гиппий, Антифонт занимался
науками (астрономией, метеорологией,
математикой). Антифонт думал, что все
возникло из вихря, что все едино,
что в действительности нет ни
вещей, ни времени, что «время- наша
мысль или мера, а не сущность».
Сочинения Антифонта – «Истина»
Более известно об этическо - политических взглядах Антифонта. Они оригинальны. Для Антифонта, как и для Гиппия, веления природы и требования закона антагонистичны. Источник всех бед в том, что законы заставляют людей поступать вопреки своей природе. «В поступках, противоречащих природе, заключается причина того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и чувствуют себя несчастными когда можно не быть таковыми». А это все оттого, что «многие предписания, признаваемые справедливыми по закону, враждебны природе человека».
Здесь
под справедливостью Антифонт понимает
стремление не нарушать законы государства,
в котором состоишь гражданином.
Из антагонизма закона и природы,
и из бедственности следования закону
Антифонт выводит, что человек должен
быть двуличным и, делая вид, что
он следует законам общества и
государства, следовать природе, которую
в отличие от людей обмануть нельзя:
«Человек будет извлекать для
себя наибольше пользы, если он в
присутствии свидетелей станет соблюдать
законы, высоко чтя их, оставаясь
же наедине, без свидетелей, будет
следовать законам природы. Ибо
предписания законов
Антифонт объясняет и то, почему нельзя не следовать природе и почему можно обмануть государство: «предписания законов суть результат соглашения (договора людей), а не возникшие сами собой порождения природы, веления же природы - суть самовозникшие врожденные начала, а не продукт соглашения людей между собой». Таким образом. Антифонт - родоначальник договорной теории происхождения государства. Этику Антифонт определял, как искусство быть беспечальным.
Противопоставление того, что существует по природе, тому, что установлено людьми, позволило Антифонту поставить вопрос о происхождении рабства. Для Аитифонта рабство - общественное установление, противоречащее природе. До нас дошли слова Антифонта о том, что по природе мы все во всех отношениях равны, притом, одинаково и варвары, и эллины». Антифонт обосновывает эту мысль, указывая, что «у всех люден нужды от природы одинаковы», что «мы все одинаково дышим воздухом через рот и едим мы все одинаково при помощи рук». Учение Антифонта о природном равенстве людей шло вразрез с господствующей в Древней Греции идеологией - идеологией рабовладельческой формации. Рассказывают, что когда Антифонт отпустил своих рабов на волю, а сам вступил со своей бывшей рабыней в брак, то он был объявлен сумасшедшим и лишен гражданских прав.
Сократ
Сократ
(469-399 гг. до н.э.), одна из интереснейших
и популярнейших фигур в
Сократ
занимался поисками рационального,
логически-понятийного
Сократ различал естественное право и закон полиса, но он считал, что и естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного.
В
плане практической политики сократовские
идеи означали правление знающих, т.е.
обоснование принципа компетентного правления,
а в теоретическом плане - попытку выявить
и сформулировать нравственно-разумную
основу и сущность государства.
Платон
Учеником
и последователем Сократа был
Платон (427-347 гг. до н.э.). Государство
трактуется им как реализация идей
и максимально возможное
В
своём диалоге «Государство»
Платон, конструируя идеальное
«Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом», - писал Платон.9
Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.
Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало.10
Аристотель.
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика – Аристотеля (род. в 384 г. до н.э.). Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики.
Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.
Информация о работе Основные этапы развития политико-правового учения Древней Греции