Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:06, курсовая работа
Цель данной работы: выявить особенности учения и основные этапы развития политико-правовой мысли Древней Греции.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Дать общую характеристику политико-правовой мысли Древней Греции
Рассмотреть развитие политико-правовой мысли в различные периоды Древней Греции.
Изучить особенности политико-правовых учений Древней Греции.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Характеристика политико-правовой мысли Древней Греции…….4
Глава 2. Основные этапы развития политико-правового учения Древней Греции…………………………………………………………………………….5
2.1 Политико-правовая мысль раннего периода….…………………..….…..5
2.2 Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли ……..…. 9
2.3. Политические и правовые учения в период эллинизма…………………16
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Характеристика политико-правовой мысли Древней Греции…….4
Глава
2. Основные этапы развития политико-правового
учения Древней Греции………………………………………………………………
2.1 Политико-правовая мысль раннего периода….…………………..….…..5
2.2 Период
расцвета древнегреческой
2.3. Политические и правовые учения в период эллинизма…………………16
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальностью данной работы является изучение истории политических и правовых учений, закономерностей их развития и противоборства. Актуально по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике и праву, неоднократно обсуждался, был предметом острейших дискуссий в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. Таковы проблемы прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, демократии и технократии, мира и войны, теории права
Выбор темы обусловлен с исторической значимостью политико-правовой мысли Древней Греции, которые оказали заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.
Характерные черты политических учений Древней Греции: постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; становление их как относительно самостоятельной части философии; всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм; поиск и определение идеальной формы правления.
В качестве объекта исследования выступают история политико-правовых учений Древней Греции.
Предметом исследования является мыслители, философы Древней Греции.
Цель данной работы: выявить особенности учения и основные этапы развития политико-правовой мысли Древней Греции.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Аннотация
В данной работе рассматривается зарождение, развитие политико-правовых учений Древней Греции по периодам.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Методами исследования данной работы является сравнительно-исторический метод, метод системного анализа, нормативно-ценностный метод, деятельностный и функциональный метод.
Теоретической
базой настоящей работы выступают современные
учебники и пособия таких авторов, как:
А. А. Горелов, А. А. Ерышев, М.В. Цыбульская,
И. Ф. Мачин, Н.Н. Азаркин, В.В Журавлева
Ж.Б. Доржиев, Е.А. Хлыстов, Е.О. Мадаев, С.Ш.
Ускеев и др.
Глава 1. Общая характеристика политико-правовой мысли Древней Греции
Государственность
в Древней Греции возникла в начале
I тысячелетия до н.э. в форме самостоятельных
и независимых полисов - отдельных
городов-государств. Переход от первобытнообщинного
строя к раннеклассовому
Ранний
период (IX–VI вв. до н.э.) связан со временем
возникновения древнегреческой
государственности. В этот период наблюдается
заметная рационализация политико-правовых
представлений (Гомер, Гесиод и «мудрецы»)
и формируется философский
Второй
период (V – первая половина IV в. до н.э.)
– это время расцвета древнегреческой
философской и политико-
Третий
период (вторая половина IV–II в. до н.э.)
– период эллинизма, время начавшегося
упадка древнегреческой
Глава 2. Основные этапа политико-правового учения Древней Греции
2.1 Политико-правовая мысль раннего периода.
Особенность раннего периода (IX-VI вв. до н. э.) состоит в том, что в это время древние мифы теряют сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Это отчетливо просматривается в поэмах Гомера и Гесиода.
На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область, и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка.
Право и закон ещё не выделились в особую сферу норм и существуют в виде аспекта религиозно одобряемого порядка частной, общественной и государственной жизни. В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.
Гомер и Гесиод.
Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации2.
Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода (VIII в до н.э.). Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами. Но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни.
Так, в описываемых в «Илиаде» и «Одиссее» событиях, на которых воспитывалась в дальнейшем вся Эллада, Зевс в нравственно-правовом отношении выступает как верховный борец за всеобщую справедливость (дике), сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд.
Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах) эти мудрецы сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и политические сентенции.
Мудрецы настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Многие их них сами были активными участниками политических событий, правителями или законодателями и приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов.
Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.
Пифагор и пифагорейцы.
С
идеей необходимости
Пифагор полагал, что «наиболее содействует прочному существованию справедливости власть Богов, и, исходя от неё (как от принципа), он установил государственное устройство, законы, справедливость и правосудие».3
Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о числах. Число, по их представлениям - это начало и сущность мира. Исходя из этого, они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям.
При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия “равенство”, столь существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании общественных отношений.
Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное.
Идеалом
пифагорейцев является полис, в котором
господствуют справедливые законы. Законопослушание
они считали высокой
Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию.
Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.
Автором одной из таких идеальных моделей полиса был Фалей Халкедонский, который утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо уравнять земельную собственность всех граждан.
Гераклит.
Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.
Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита является выбор ими интеллектуального критерия для определения того, что есть «лучший», «благородный» и т.п.4 Политические взгляды Гераклита характеризуются изречением: «Для меня один стоит десяти, если он лучший».
Социально-политическое
неравенство оправдывается
Позицию
Гераклита сегодня точнее было бы
характеризовать как
Информация о работе Основные этапы развития политико-правового учения Древней Греции