Общество, государство и Верховная власть

Автор: Милан Хомушку, 06 Сентября 2010 в 18:47, реферат

Описание работы

Проблема государства и гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………....3
2. Понятие и исторические типы государств……………………….....4
3. Цивилизованный подход…………………………………………….9
4. Форма правления……………………………………………………..11
5. Республика……………………………………………………………13
6. Унитарное государство………………………………………………17
7. Федерация……………………………………………………………..18
8. Гражданское общество и основные условия его существования………………………………………………………...19
9. Верховная власть……………………………………………………...26
10. Заключение…………………………………………………………....28
11. Библиографический список………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

реф по гос.упр..docx

— 54.46 Кб (Скачать)

- обязательность  решений верховной государственной  власти. Республиканская форма правления  в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

     Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

- парламентарные

- президентские

     Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту . 

     В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности . Оно остается до тех пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

      Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии , например , президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области , избранных областным советом . В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства , также разделяется с представителями членов федерации . Так в Германии президент избирается федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права , что характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.

     Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

     Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.       Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется доверием парламента.

     Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

      Наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский  метод избрания президента и  формирования правительства;

- ответственность  правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более  широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

     Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

     Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.

     Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров ( Франция, Индия ). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как , правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве , назначает членов Верховного суда.

     В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

     Форма государственного устройства показывает:

- из  каких частей состоит внутренняя структура государства;

-каково  правовое положение этих частей  и каковы взаимоотношения этих  органов;

- как  строятся отношения между центральными  и местными государственными  органами;

- в какой  государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

     По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы:

- унитарное;

- федеративное;

- конфедеративное.

Унитарное государство.

      Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- на  территории унитарного государства  действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

- составные  части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства ) государственным суверенитетом не обладают;

- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

- все  внешние межгосударственные отношения  осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет  единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.

     Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления.

     К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация

      Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. 

Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в союзное государство.

     Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория  федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В  союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты  федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы.

4. В  большинстве федерации существуют  союзное гражданство и гражданство  федеральных единиц.

5. При  федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную  общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилии, Индия, ФРГ и др.).

    Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

     Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов . Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований . Конфедерация

     Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов.

     При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

     В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

-конфедерация  не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;

- конфедеративное  устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

- государства  могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

     Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются , либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867) , Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

  Гражданское общество  и основные условия  его существования.

    Понятие "гражданское общество" - одно из ключевых понятий современной политологии. Актуальность теоретических и практических аспектов этого понятия обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества — экономической, политической, социальной, духовной. Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф и других социальных невзгод. В основе этих успехов — развитие и активизация деятельности гражданского общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успех приходит там, где повышается деловая активность граждан и создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, то есть где развивается и совершенствуется гражданское общество.

      Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Информация о работе Общество, государство и Верховная власть