Общество, государство и Верховная власть

Автор: Милан Хомушку, 06 Сентября 2010 в 18:47, реферат

Описание работы

Проблема государства и гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………....3
2. Понятие и исторические типы государств……………………….....4
3. Цивилизованный подход…………………………………………….9
4. Форма правления……………………………………………………..11
5. Республика……………………………………………………………13
6. Унитарное государство………………………………………………17
7. Федерация……………………………………………………………..18
8. Гражданское общество и основные условия его существования………………………………………………………...19
9. Верховная власть……………………………………………………...26
10. Заключение…………………………………………………………....28
11. Библиографический список………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

реф по гос.упр..docx

— 54.46 Кб (Скачать)
ify">2. Они  представляют организацию политической  власти эксплуататоров, подавляющей  большинство населения.

3. Все  эксплуататорские государства стоят  над обществом и все более  отчуждают себя от него.

     По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально-экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей. В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда основные черты государства социалистического типа:

1. Все  государства данного типа базируются  на общественной собственности  на орудия и средства производства , на отношениях товарищеской  взаимопомощи сотрудничества свободных  от эксплуатации людей.

2. Социалистическое  государство - это политическая  организация подавляющего большинства  населения, а по мере преодоления  классовых антагонизмов, и всего  народа.

     Классово—формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства называется «совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно-экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы».

     «Исторический тип государства (или права) это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам (или правовым системам) единой общественно-экономической формации». Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью.

     Так, Г.Елинекс писал, что «несмотря на постоянное развитие и преобразования, можно, однако, установить некоторые прочные признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа»5. Он подразделяет все государства на два типа: идеальный и эмпирический. Идеальный тип - это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному государству противопоставляет эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных, реально существующих государств друг с другом.

     Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических и других факторов.

Цивилизованный  подход.

     Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор, как многоукладность .

     Во-вторых, при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются только классы антагонизмы.

     В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы основных антагонистических классов. Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека , через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово-обезличенный индивид.

     Цивилизованный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров, над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально- экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.

     Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидами. По этому признаку выделяют два типа государственности: демократия и автократия.

     Г.Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места, которое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид активно участвует в создании правопорядка, - налицо демократия, если нет - автократия.

     Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый Р.Макайвер. Он делит все государства на два типа:

1. Династические  (антидемократические), где общая  волна не выражает воли большинства  населения

2. Демократические,  где государственная власть выражает  волю всего общества или большинства  его членов и в которых народ  либо непосредственно правит, либо  активно поддерживает правительство8.

     Немецкий ученый Р.Дарендорф, подразделяя все государства на демократические и антидемократические, делал вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатков в неравенстве, но создана общая для всех основа, и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие.

      Господство производственных отношений одного типа в различных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обусловливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит.

      Итак, понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных научных оснований, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

     Типология государств тесно связана с понятием формы государства.

     Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.

     В различных странах государственные формы имеют свои особенности , характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления

     Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

     Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства и каково их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

     По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

- монархические  (единоличные, наследственные)

- республиканские (коллегиальные, выборные) Монархия

     Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть единолична и переходит, как правило , по наследству.

     Основными признаками классической монархической формы управления являются:

- существование  единоличного главы государства  , пользующегося своей властью  пожизненно ( царь , король , император  , шах ) ;

- наследственный  порядок преемственности верховной  власти ;

- представительство  государства монарха по своему  усмотрению ;

- юридическая  безответственность монарха .

     Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления . 

     В свою очередь монархия делится на:

- абсолютную

- ограниченную (парламентскую)

- дуалистическую

- теократическую

- парламентскую

     Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

     По формуле Петровского воинского устава - " самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен". Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

      Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.

     Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

     Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

     Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство  формируется из представителей  определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер  партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

законодательные акты принимаются парламентом и  формально подписываются монархом;

- правительство  согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Республика

     Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

     Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование  единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность  на определенный срок главы  государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление  государственной власти не по своему велению, а по поручению народа

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

Информация о работе Общество, государство и Верховная власть