Общественно-политическая деятельность М.М. Сперанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 06:19, реферат

Описание работы

Михаил Михайлович Сперанский был для русской бюрократии своего рода Пушкиным. В начале XIX века его стараниями в России была введена министерская система государственного управления (министерства финансов, иностранных дел, военное, морское, МВД, полиции, юстиции, народного просвещения). Придуманная им система министерств действует и сейчас. Он составил полный свод законов страны Идея правления, основанного на праве, все больше распространяется в общественном мнении.

Работа содержит 1 файл

Общественно-политическая деятельность А.А.Сперанского.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, проекты Сперанского в  сфере государственного управления претворялись в жизнь не полностью, и большинство из его преобразований осталось на бумаге. Причины этому носят как субъективный, так и объективный характер. Конечно, на осуществление (и неосуществление) этих реформ повлияла и личность Александра I, не отличавшегося последовательностью и решительностью, и пристальное внимание противников Сперанского, и в еще большей степени личность самого Сперанского. В.О.Ключевский так объясняет последнее обстоятельство: «Это был один из тех сильных, но заработавшихся умов, которые, без устали все анализируя и абстрагируя, кончают тем, что перестают понимать конкретное(…) Приступив к составлению общего плана государственных реформ, он взглянул на наше отечество как на большую грифельную доску, на которой можно чертить какие угодно математически правильные государственные построения. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России».[28]

    Что же до отношения общества к реформам Сперанского, то… чаще всего такое  отношение просто не могло сформироваться, поскольку все проекты разрабатывались в тайне, и единственным их читателем часто был император. Поэтому трудно было рассчитывать на общественный резонанс в случае их неприятия. К тому же, чем больший диапазон приобретала государственная деятельность Сперанского, тем больше приобретал он противников, затронутых теми или иными его нововведениями – а сторонников у него было мало, учитывая, что он не примыкал ни к какой политической группировке. Кроме того, предложения и сами идеи Сперанского, хотя и предполагали опорой государственного строя дворянство, но по своей сути носили буржуазно-либеральный характер. А буржуазия в России была слишком слаба и немногочисленна, чтобы поддержать их.Преобразования Сперанского, если бы они были реализованы, способствовали бы ускоренному развитию России по капиталистическому пути. Но реформатор не был идеологом буржуазии. Его идеал «истинной монархии» совмещал монархическую власть, господствующее положение дворянства и либеральные принципы, что являлось утопией. Дворянство в подавляющем большинстве было недовольно предполагаемой в проектах постепенной отменой крепостного права и выборностью государственных органов всех сословий, а не только своего - привилегированного.  В обществе, за многие столетия привыкшем к централизованной самодержавной власти с ее идеологией, только немногие могли оценить идеи европейского конституционализма.

    И все же нельзя, на мой взгляд, говорить об абсолютной умозрительности и  неосуществимости проектов Сперанского. Даже та их часть, что была воплощена частично, внесла существенную упорядоченность в деятельность органов государственной власти; с этого времени можно говорить об организации государственного  аппарата Российской империи в формах, близких к современности, а не как об историческом антиквариате. Это устройство просуществовало в общих чертах до 1917 года, а сегодняшняя схема организации государственной власти в России напоминает схему Сперанского еще больше – налицо и три ветви власти, и разделение органов каждой из ветвей по уровню  - федеральные и субъектов федерации, а также органы местного самоуправления, да и Государственный Совет с Государственной Думой напоминают две палаты парламента. 

В 1810 -1811 гг. последовало  преобразование министерств, учрежденных  в 1802 г.; было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено; министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности». Кроме министерств были учреждены «главные управления» путей сообщения, государственного контроля и главное управление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий. Министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров комитет министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств. При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов (так называемый Кодекс Наполеона), усматривая в них последнее слово юридической науки.         

По проекту  Сперанского политические права  получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. Особым указом Сперанский ограничил привилегии дворянства. По его мысли, все права  должны подразделяться на три группы: 1) общие гражданские права для всех жителей России, независимо от их общественного положения; 2) особые гражданские права для того или иного класса; 3) политические права, даваемые только собственникам. Подразумевая, что крепостное право будет уничтожено, он предполагал существование трех классов: дворянства, среднего состояния и народа

рабочегоё       

Проект Сперанского  встретил противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и “опасным”. Александр I пошел навстречу их требованиям, и про В 1810 году вводится разработанное Сперанским “Общее учреждение министерств”, которое определяло состав, предел власти и ответственность министерств. А в 1811 году завершена реорганизация министерств. ект Сперанского император решил осуществлять поэтапно.  

Проводимые Сперанским реформы вызывали недовольство у многих.  Об этом говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право. Недовольство высшего сословия было всеобщее.       

Также деятельность М.М. Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, выступавшие  против преобразования государственного строя России, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки. Некоторые открыто называли Сперанского врагом дворянства. 

Он мечтал о гражданской свободе, о равенстве перед законом, об отмене крепостничества. Его реформы, уложение законов и в особенности его восхищение Наполеоном вызвали яростное противодействие со стороны дворянства. 

Всеобщее недовольство, финансовый кризис, расшатанность государства настойчиво напоминали о непригодности старых форм правления. И от расплывчатых мечтаний о политической свободе приходилось перейти к составлению точного плана государственного преобразования. Эта потребность выдвинула на авансцену внутренней политики великого систематика - Сперанского. 

В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз, Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т.е. разделить его административные и судебные функции. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что касается создания Государственной думы, то о ней в 1810 - 1811 гг. и речи не было.        

Преобразовательная деятельность Сперанского не получила дальнейшего развития и скоро была прервана внешними и внутренними обстоятельствами. Во-первых, самое приближение к царю Сперанского вызывало против него зависть и вражду в «высшем свете» Петербурга. Во-вторых, его французские симпатии вызывали недовольство во всем русском обществе, которое проникалось все более враждебным отношением к Наполеону и к Франции. Всеобщее недовольство увеличивалось продолжающимся расстройством государственных финансов, которого финансовый план Сперанского не мог остановить. В марте 1812 г. Сперанский был уволен со службы и выслан в Нижний Новгород, а потом в Пермь (хотя, как он справедливо: писал в своем оправдательном письме, все, что он делал, он делал с согласия Александра или по его поручению).       

Из ссылки Сперанский обращался к Александру I с письмами, в которых пытался оправдать  свои преобразования. В 1814 году он обратился  к государю с письмом. В этом письме он просит позволения поселиться в  своей маленькой новгородской деревне, Великополье. В 1816 году император назначил Сперанского сначала пензенским губернатором, а затем сибирским генерал-губернатором. В 1821 Сперанский был возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим комиссии составления законов, получил земли в Пензенской губернии. Но, когда Сперанский вернулся в Петербург, его здесь ожидало новое разочарование. Он надеялся если не на прежнюю близость, то на примирение и полное признание своей невиновности. Ничего подобного не случилось. Времена переменились. Бывшему государственному секретарю не было места в этой системе.   После Александра на престол вступил его брат Николай I, при котором снова началась  деятельность Сперанского. Новый государь ценил его административную опытность, но сначала, не имел к нему большого доверия. 13 декабря 1825 Сперанский составил проект манифеста о вступлении на престол Николая I, после 14 декабря, назначенный императором Николаем I в члены Верховного суда над декабристами, Сперанский принял особое участие в составлении приговора над ними.       

Новый государь обратил внимание на беспорядки в  управлении и на злоупотребления  чиновников, происходивших оттого, что не было точных законов. Со времени  издания Уложения при Алексее  Михайловиче не было сделано нового сборника законов. Тогда 31 января 1826 году по распоряжению Николая I было образовано Второе отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое было призвано навести порядок в законодательстве империи, т.е. создать полный свод законов, начиная с Соборного уложения 1649 года и свод действующих законов. Фактически его возглавлял реабилитированный Сперанский - один из самых крупных государственных деятелей России. 

Кодификационная работа проводилась следующим образом. Из государственных сенатских, коллежских архивов были собраны реестры всех законов, на их основе был составлен единый реестр, а уже после этого обратились к первоисточникам. В первое «Полное собрание законов» было помещено более 30000 различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I. Неоспоримым достоинством этого собрания было то, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод» включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Своде законов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и, несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения».  

Полное собрание законов состояло из 45 томов, куда вошло  более 30000 законодательных актов  с 1649 года по 3 декабря 1825 года. Печатание всех томов заняло почти два года и было окончено 1 апреля 1830 года. Тираж издания составил 6 тысяч экземпляров. Одновременно были подготовлены и вскоре же напечатаны шесть томов продолжения. К 1833 году было подготовлено 15 томов Свода законов. 17 января 1833 года состоялось общее собрание Государственного совета, которое признало Свод законов единственным основанием для решения всех дел и установило, что он вводится в действие с 1 января 1835 года. Таким образом, за очень короткое время Сперанским была проведена колоссальная работа по своду и систематизации законов. Однако никаких радикальных изменений в законодательстве России не произошло. Николай I решительно уклонялся от обновления и улучшения законов Российской империи, поэтому опубликованный “Свод законов” лишь констатировал традиционную самодержавную структуру власти и крепостнических отношений.        

За работу над  российским законодательством Сперанский был щедро осыпан милостями монарха.  

М.М.Сперанский является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране Конституцию, свободных людей, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив, таким образом, за полвека с лишним большие реформы Александра II и, мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть».        

В такой оценке Сперанского есть большая доля правды. Полное осуществление проектов, несомненно, ускорило бы эволюцию России в направлении помещичье-буржуазной монархии.

Информация о работе Общественно-политическая деятельность М.М. Сперанского