Общественно-политическая деятельность М.М. Сперанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 06:19, реферат

Описание работы

Михаил Михайлович Сперанский был для русской бюрократии своего рода Пушкиным. В начале XIX века его стараниями в России была введена министерская система государственного управления (министерства финансов, иностранных дел, военное, морское, МВД, полиции, юстиции, народного просвещения). Придуманная им система министерств действует и сейчас. Он составил полный свод законов страны Идея правления, основанного на праве, все больше распространяется в общественном мнении.

Работа содержит 1 файл

Общественно-политическая деятельность А.А.Сперанского.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

             Общественно-политическая деятельность М.М. Сперанского.    

Михаил Михайлович Сперанский был для русской бюрократии своего рода Пушкиным. В начале XIX века его стараниями в России была введена министерская система государственного управления (министерства финансов, иностранных дел, военное, морское, МВД, полиции, юстиции, народного просвещения). Придуманная им система министерств действует и сейчас. Он составил полный свод законов страны Идея правления, основанного на праве, все больше распространяется в общественном мнении.

В России усиливается интерес к законоведению, работам отечественных и западноевропейских юристов, осуществляются переводы произведений Бентама, Монескье, Беккариа и др., в печати появляются рецензии на юридические произведения, разделы правоведения в периодике; делаются попытки издавать юридические журналы (Журнал правоведения, Журнал дома практического правоведения, Журнал законодательства и др.).[4]

В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы в 1802 г. он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел.  В 1803 г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана.  

    Александр поручил ему руководство Комиссией составления законов,  дал ему поручение выработать общий план государственного преобразования.        

Этой работой  Михаил Михайлович занимался почти  год.

Сперанский предлагал "обустроить Россию" наподобие  нынешних процветающих монархий. План государственного переустройства начинался с первой российской конституции (Другой выдающийся бюрократ Сергей Витте ровно через сто лет заставил все-таки последнего монарха ее принять.) Вводилась выборность в распорядительные и исполнительные органы власти четырех степеней - на уровне волости, губернии и империи. Но участие в управлении было предоставлено лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом.       

План Сперанского (законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений законодательных, судебных и исполнительных, или административных.        

Высшим распорядительным органом являлась Государственная  дума, которая стояла во главе законодательных  учреждений и руководила сетью волостных, окружных и губернских дум. Предлагалось создать министерства во главе исполнительной власти и Сенат - во главе судебных органов, с соответствующими нижестоящими учреждениями.        

Учреждался также  и другой верховный орган, призванный объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, - Государственный совет, состоящий из высших государственных сановников, по назначению монарха. Со временем он стал влиятельной госструктурой и просуществовал до октябрьской революции. Ввиду сложности и трудности дела преобразование было начато сверху. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департаментов и из министров. Председательствовал сам государь или особое лицо, им назначенное. Этот орган не обеспечивал участия общества в управлении. Это привело бы к преобразованию монархии из судебной в конституционную.        

Законодательный ряд образовали «думы» волостные, уездные, губернские и государственная. Исполнительной властью являются правления волостные, уездные и губернские, избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть, министры, назначается государем. Судебную власть образуют волостные суды, затем уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором. Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционной монархии. Сперанский был искренне убежден, что его проект по ограничению самодержавия полностью отвечает чаяниям государя. Об этом поразительном по своей смелости плане современники даже не узнали. От всего пакета реформ осталось лишь несколько позиций.

    Сперанский предлагал "обустроить Россию" наподобие нынешних процветающих монархий. План государственного переустройства начинался с первой российской конституции (Другой выдающийся бюрократ Сергей Витте ровно через сто лет заставил все-таки последнего монарха ее принять.) Вводилась выборность в распорядительные и исполнительные органы власти четырех степеней - на уровне волости, губернии и империи. Но участие в управлении было предоставлено лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом. Вокруг царя сплотился кружок его единомышленников, получивший название "Негласный комитет": В.П.Кочубей, Н.Н. Новосильцов, П.А.Строганов, А.Чарторыский – блестящие молодые аристократы, поклонники передовых европейских политических идей. Его участникам государь поручил разработать и осуществить реформы. В скором времени Сперанский сделался пусть непоименованным, но самым деятельным участником Негласного комитета, и первым помощником В.П.Кочубея. В тот самый день, когда был объявлен Манифест об учреждении министерств,  Кочубей был назначен министром внутренних дел, и Сперанский высочайшим повелением определен его товарищем (заместителем).

    В 1802 г. тридцатилетний реформатор начинает самостоятельную теоретико-государствоведческую деятельность. Именно к этому году относятся работы Сперанского: "Отрывок о комиссии уложения", "Размышление о государственном устройстве империи", "О постепенности усовершения общественного", "О силе общего мнения" и др. Опираясь на труды Аристотеля, Гроция, Пуфендорфа, Монтескье, Беккариа (их называет сам автор), Сперанский проповедует в своих записках новаторские, глубоко передовые для своей эпохи идеи: разделение властей, торжество закона, подчинение ему всех государственных структур (включая императорскую особу), установление "правильной монархической системы", участие в законотворческой деятельности "избранных из всех состояний людей" (элементы народного представительства).

    В записке "Еще нечто о свободе и рабстве" (1802 г.), проводя различие между свободой политической и свободой гражданской, Сперанский определяет соответственно рабство политическое («когда воля одного или многих составляет закон всех») и гражданское («когда один класс народа в повинностях личных или вещественных зависит от воли другого»). Он утверждает, что «никакая сила не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической» и бесстрашно обращается лично к императору: "Хотите ли уменьшить в государстве число рабов и деспотов; начните с себя - введите закон на место произвола".[5]

    В работе "О коренных законах государства" Сперанский, явно под влиянием договорной теории государства, утверждает, что правительство образуется народом для обеспечения его «личности, собственности и чести». Соответственно он разделяет образ правления на деспотический («когда народ… к общим условиям о сохранении личности, собственности и чести не присовокупляет никаких подробных правил») и основанный на «коренных государства законах», то есть на конституции, в соответствии с которыми самодержавная власть может быть более или менее ограничена. Из последних он выделяет два образа правления – внешний («все те гласные и открытые постановления, грамоты, учреждения, уставы, коими силы государственные содержатся между собою в видимом равновесии» - и на деле при любом названии это образ деспотический) и внутренний («ни одна из них не может взять перевеса в общей системе, не разрушив всех ее отношений»). Поэтому о государстве нельзя рассуждать по писаной конституции, а следует принимать во внимание, в каком соотношении находятся политические силы, а именно: «общая воля» народа и «сила, народом уделенная» правительству. Анализируя с этих позиций ситуацию в России, Сперанский отмечает: «Ни в каком государстве политические слова не противоречат столько вещам, как в России…Вместо всех пышных разделений свободного народа русского на свободнейшие классы дворянства, купечества и проч., я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов".[6] Фраза на долгие десятилетия стала крылатой.

    Вместо  сословного разделения Сперанский предлагает разделить весь народ на два класса: «Высший класс должен быть установлен на праве первородства и предопределен по роду своему к первым государственным местам и к охранению законов… Сей класс будет составлять истинное монархическое дворянство. Низший класс или народ будет все то, что по праву первородства или по особенному изволению монарха не принадлежит к высшему… Единое разделение, какое в правах его допустить должно, будет разделение дарований, способностей и добродетели. Кто дерзнет после сего притеснять или презирать его?»[7]

    Вдохновленный "записками" Сперанского царь через В.П.Кочубея поручает Сперанскому  написать капитальный трактат-план преобразования государственной машины империи. Через несколько месяцев напряженной и кропотливой работы на свет появляется "Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.) Этот трактат был настолько смелым и новаторским по духу и содержанию, что в условиях всегда несвободной России был опубликован впервые лишь через сто лет после создания. Достаточно пространный труд включает в себя теоретико-практические разделы о полиции, о суде (судьи должны избираться, а не назначаться, иметь соответствующую профессиональную подготовку), "о теории гражданского и уголовного закона", о необходимости создания двух Сенатов - законодательного и исполнительного, о реформировании системы государственного управления, о свободе книгопечатания, о назревшей необходимости кодификации российского законодательства.

    Идеалом Сперанского являлась «истинная монархия» - монархическое государство, основанное на справедливых законах, где власть монарха ограничивалась представительными учреждениями, а суд был независим. Большое значение Сперанский придавал силе общественного мнения и контролю с его стороны за способами обогащения высшего чиновничества, что в условиях повального взяточничества в России было актуальным. Россию он определял как деспотическое государство. Справедливое общественное устройство в России могло быть, по его мысли, осуществлено только по инициативе просвещенного монарха и постепенным путем. Революционный путь Сперанский отвергал в принципе. В его глазах дворянство было тем классом, который единственно мог главенствовать в политической и экономической жизни страны и противостоять произволу самовластия. Он выдвинул идею усовершенствования государственного строя России на основе «коренного закона» - конституции, составленной при участии представителей народа. (Первоначально он рассматривал народ как совокупность всего населения, позднее включал в это понятие только дворянство и «средний класс».).«Истинная монархия» в России предполагала наличие политических и гражданских свобод, отмену крепостного права, развитие народного просвещения, ответственность исполнительной власти.

    Сперанский  формулирует принципы управления: «Организация управления вообще должна быть: 1) сообразна общему государственному закону и учреждениям, 2) основана на единстве исполнения, 3) подвержена отчету в форме и в существе дел, 4) постановлена на одном плане во всех частях своих, 5) соображена с местными уважениями и 6) соразмерена способам исполнения». Он определяет понятие законов в отличие от регламентов («закон имеет предметом отношения постоянные и не пременяемые») и разделяет их на закон государственный (конституционный), закон гражданский и закон уголовный (два последних также называются уложениями). [8] 

    Говоря о властях в государстве, автор «Записки» подчеркивает, что каждое «отделение власти» несет ответственность, причем двойного рода: «первый род ответственности состоит в том отчете, каким каждое низшее отделение власти исполнительной обязано отделению высшему… второй и высший род ответственности состоит в отчете, коим исполнительная власть обязана законодательной». Сперанский считает, что «отправление правосудия во всякой монархии по необходимости принадлежит власти исполнительной», но выражение принадлежности судебной власти народу в том, чтобы «суд был производим единообразно и отправляем не лицом государя, но избранных им чиновников, кои бы сами суду подлежали… чтобы чиновники сии назначены были выбором народным», и, таким образом, в суде должна быть представлена как исполнительная власть (президенты, комиссары и судьи, представляющие лицо государя), так и законодательная (заседатели, присяжные, избранные народом).[9]

    Правление в России Сперанский, исходя из своих понятий, монархическим не считает – ведь в России отсутствуют государственный закон и Уложение, «половина населения находится в совершенном рабстве», нет разделения властей, нет «общего мнения» и «свободы тиснения», нет «истинной министерской ответственности», наконец, недостает «просвещения и обилия в исполнителях». Он приходит к выводу, что учреждения государственные исправить легче и необходимее, чем законы, потому что при самой лучшей системе законодательства несовершенная российская судебная система, в особенности подготовка ее кадров и методическая часть, будут препятствием к его реализации. Соответственно, автор проекта предлагает реализовать разделение властей путем создания Сената законодательного и Сената исполнительного         

План Сперанского (законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений законодательных, судебных и исполнительных, или административных.        

Информация о работе Общественно-политическая деятельность М.М. Сперанского