Общее понятие политики и ее историческая обусловленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Другое определение политики характеризует ее как деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей. На сегодняшний день в науке нет единого определения политики, что объясняется сложностью и многоплановостью изучаемого явления.

Содержание

1. Общее понятие политики и ее историческая обусловленность….2
1.1 Базовые методы…..4
1.2 Задачи современной политики……
2. Модификации политики……12
2.1 Базовые модели европейской социальной политики…….12

Работа содержит 1 файл

Контр политология.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Еще одним просчетом в осуществлении  социальной политики является зачастую ошибочный подход государства к вопросам финансирования. Программы предоставления социальной помощи или социального обеспечения финансируются из бюджета, за счет налогов и из средств, поступающих в качестве взносов в систему социального страхования. Часто эти деньги тратятся на достижение иных,

политических целей государства. Довольно показательный случай —  финансирование «немецкой свободы», т. е. использование средств из касс социального страхования на нужды  объединения Германии, а не с целью защиты трудящихся от предусмотренных системой страхования стандартных рисков.

В свете просчетов и недостатков  современной социальной политики в  странах Западной Европы формулируются  и широко обсуждаются внеочередные, среднесрочные и долгосрочные задачи.

Из них заслуживают внимания следующие.

1. Перевод значительной части  финансирования из сферы социального  обслуживания «нормальных» граждан,  способных собственными силами  обеспечить себе существование,  на цели помощи особо нуждающимся  категориям граждан и социальным группам, в особенности многодетным семьям, неработающим матерям, физически и умственно неполноценным лицам, бездомным.

2. Изыскание возможностей защитить  на рынке труда интересы лиц,  начинающих трудовую деятельности, застраховать их от риска безработицы и ранней инвалидности, улучшение материального положения работающих матерей.

3. Проведение дополнительных мероприятий,  нацеленных на установление справедливости  в распределении социальной помощи  как в рамках семейной социальной политики, так и в заботе о пожилых.

4. Усиление социального самоуправления  во избежание использования страховых  средств для решения политических  задач. 

5. Реформирование системы предоставления  социальных услуг с целью учета  не формальной, а фактической потребности в социальном обеспечении.  В качестве среднесрочных и долгосрочных целей выделяется проведение реформ по общему улучшению состояния таких областей социальной политики, как защита условий труда рабочих, гарантия доходов, а также реформы системы социального страхования в целом и, в частности, страхования от болезни, несчастного случая, инвалидности и старости, безработицы.

Наиболее прогрессивные  концепции социальной политики за рубежом  имеют целью защиту наиболее существенных интересов граждан, корректирование результатов экономического развития, выравнивание условий жизни различных социальных слоев. Кроме того, почти любое направление политической деятельности (например, экономическая политика, потребительская политика, политика в области цен и ценообразования, образовательная политика, региональная и городская политика, транспортная политика) также преследует определенные социальные цели. Эта необходимость постоянного учета социального фактора объясняется изменениями в экономической и социальной жизни общества: чем шире масштаб перестройки в тех или иных экономических или общественных сферах, тем больше внимания следует уделять связанным с перестройкой социальным проблемам, поскольку с ростом трудностей при модернизации растет и угроза стабильности, безопасности и социальному миру. Поэтому существует реальная возможность использования экономической и политической деятельности как средства социально-политического корректирования в целях уменьшения негативных последствий экономических и политических процессов. В Западной Европе достаточно широко распространено мнение, что социальная политика зависит больше от характера общей экономической политики и, в частности, от содержания и качества политики стабилизации, чем от изменений собственной законодательной базы, к примеру, от принятия новых социальных законов. Даже сама социальная политика в научном анализе рассматривается как «политика социального», что означает направленность любой политики, в особенности экономической политики, на достижение общественно признанной системы социально-политических целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Модификации политики.

2.1Базовые модели европейской социальной политики

В настоящее время  внутри ЕС существуют несколько моделей  социальной политики. Поэтому трудно говорить об изменениях в социальной политике "Европейского дома", но во всех странах-членах ЕС видны перемены.

Каждая страна с учетом своей специфики формирует собственную модель социальной политики. В то же время Комиссия Европейского Сообщества, чьей задачей является разработка унифицированной модификации социальной политики для "Общеевропейского дома", выделяет две основные модели:

  1. Первая модель, часто  называемая "бисмарковской" (по имени ее родоначальника, канцлера Отто Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, т. е. социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры, размере отчисления и заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.

   Ответственность  за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое через универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от "финансовых инъекций" со стороны госбюджета.

   Конечно, для  семей со слабыми возможностями  активного трудового участия  существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы для малообеспеченного населения, или благотворительность. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы.

   2. Вторая модель, которую комиссия ЕС называет "бевериджской" (Beveridge), исходит  из того, что любой чело­век, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по от­ношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые "социальные" пенсии в отличие от "профессиональных"). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма различных результатов в решении, например, проблем бедности.

   В литературе  используются различные обозначения  моделей социальной политики.

В консервативной модели также высок акцент на занятости, но не на социальном перераспределении. Имеется феномен «работающего бедняка»: множество людей работает, но заработная плата, которую им выплачивают, не позволяет избежать бедности, или же они заняты непостоянно — сезонные работы, неполный рабочий день и т. д.

   При либеральной  модели уровень распределения  занятости среди большей части  населения низкий, но мы обнаруживаем  относительно высокий уровень  социального перераспределения.  Государства с социал-демократической  (социалистической) и либеральной моделями имеют умеренную степень бедности, тогда как государства консервативной или католической моделей — более высокую. Это означает, что социальное перераспределение важнее, чем распределение занятости в борьбе с бедностью, или, по крайней мере, что консервативный подход к борьбе с бедностью является неадекватным.

   Однако это  лишь одна сторона медали. Системы  социальной защиты практически  всех стран Западной Европы  в 90-е годы столкнулись с  финансовыми трудностями, вызванными, главным образом, старением населения и быстрым ростом расходов на страховые гарантии по старости и болезни. Эта тенденция будет углубляться, так как демографическая ситуация последних лет свидетельствует о постоянном росте этих затрат наряду со стабилизацией затрат на семейные пособия в связи с почти неизменным числом их получателей.

 Социал-демократическая  модель

  Под этим заголовком  рассматриваются основные принципы  так называемой скандинавской  или нордической модели. Главным  принципом распределения социального обеспечения является универсализм. Имеется в виду, что социальное обеспечение — это право всех граждан, обеспеченное главным образом государственным сектором (бюджетом).

   "Финансовая  подкладка" этой модели держится  на стабильном и высоком уровне производительности, сильных профсоюзах, как работодателей, так и работополучателей и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Подразумевается, что государственный сектор финансирует социальную политику через систему налогообложения. Государственный сектор несет ответственность не только за расширение и финансирование социального обеспечения, но и за действительное функционирование раз­личных социальных служб. Это возможно при наличии сильного, но децентрализованного управления. Исторически ело -  жилось, что коммуны в Скандинавии (Норвегии и Швеции) с XVIII в. отвечали за положение бедных, престарелых, детей (особенно, осиротевших).

   Государственные  налоги, как правило, имеют косвенный  характер и связаны с розничной  продажей товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. При этом прогрессия настолько велика, что шведские предприниматели, чтобы избежать налогового гнета, частенько стремятся зарегистрировать предприятие в Европе. Однако государство держит под контролем и этот процесс. Часть налогов остается в коммуне, часть перечисляется государству на содержание университетов, полиции, армии.

   Хотя первой  ввела обязательное страхование  Германия при канцлере Бисмарке, Швеция отстала от нее ненадолго.  Уже перед Первой мировой войной действовали две системы обязательного страхования: для пожилых и инвалидов (пенсионное страхование по старости и инвалидности) и от безработицы. Это позволило разорвать "обязательную" связь старости и бедности, привело к возникновению понятия "обеспеченая старость".

   В 1930-е годы  в Швеции и Норвегии (Финляндия  в силу исторических причин  запаздывала, однако после Второй  мировой войны можно уже говорить  о Скандинавии в целом) был  сформулирован новый подход к  социальным целям общества. Необходимо было сократить разницу в условиях жизни, так как оказалось, что социальная защита повышает спрос на товары и услуги на внутреннем рынке у "слабых" слоев населения и тем самым способствует экономическому росту.

В этот период оформилось разделение пенсии на "народную" (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из бюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и пропорциональную объему страховых выплат. Если "народная" пенсия не превышает установленный государством и одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется.

   Тогда же впервые  были введены дотации на каждого  ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.

   В результате  сложилась некая "картина социального  мира", где четко обозначились  группы, связанные с конкретными проблемами, а не с бедностью, которая "исчезла". Это, например, следующие "слабые группы":

  — дети до 6 лет;

  — неправильно воспитанные дети (имеющие плохих родителей) и трудные подростки;

  — старики;

  — инвалиды (люди  с дизабилитациями);

  — безработные;

  — "зависимые" (алкоголики, наркоманы и т. п.).

  Итак, активная перераспределительная  политика решила проблемы бедности, но не смогла решить проблемы "слабых групп". Подход к  их решению базируется на следующих  принципах:

  1.  Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество не может "выбросить" слабые элементы и должно предоставить возможности слабым "респектировать" свои потребности.

   2.  Социальные  услуги и сервис предоставляются  на добровольных началах. Только если клиенты не могут нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

  3.  Социальная защита  должна быть непрерывной, охватывать  все сферы жизни человека и  давать возможность жить нормальной  жизнью.

  4.  Социальная защита  должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Нормализационный подход помогает преодолеть разрыв, как в физических, так и в социальных возможностях "слабых" групп и всего общества. В частности, все должны иметь возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

   Модель предполагает  достаточно успешное использование  корпоратизма, результатом чего  является контролируемая классовая борьба, где представители различных групп интересов сотрудничают с государством, например, в трех­сторонних переговорах. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам институционального общества welfare в терминологии концепции Титмусса.

Консервативная модель

   Эта модель  имеет несколько названий. Некоторые  называют ее "континентальной"  европейской в соответствии с  ее геополитической доминантой, другие предпочитают определение "институциональной". Центральный принцип, тем не менее, у всех один — упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финансируемой "социальными партнерами", как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, консервативная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение.

   Страной, где  максимально полно реализованы  принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования.

Информация о работе Общее понятие политики и ее историческая обусловленность