Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:37, контрольная работа
Другое определение политики характеризует ее как деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей. На сегодняшний день в науке нет единого определения политики, что объясняется сложностью и многоплановостью изучаемого явления.
1. Общее понятие политики и ее историческая обусловленность….2
1.1 Базовые методы…..4
1.2 Задачи современной политики……
2. Модификации политики……12
2.1 Базовые модели европейской социальной политики…….12
Еще одним просчетом в
политических целей
В свете просчетов и недостатков современной социальной политики в странах Западной Европы формулируются и широко обсуждаются внеочередные, среднесрочные и долгосрочные задачи.
Из них заслуживают внимания следующие.
1. Перевод значительной части
финансирования из сферы
2. Изыскание возможностей
3. Проведение дополнительных
4. Усиление социального
5. Реформирование системы
Наиболее прогрессивные концепции социальной политики за рубежом имеют целью защиту наиболее существенных интересов граждан, корректирование результатов экономического развития, выравнивание условий жизни различных социальных слоев. Кроме того, почти любое направление политической деятельности (например, экономическая политика, потребительская политика, политика в области цен и ценообразования, образовательная политика, региональная и городская политика, транспортная политика) также преследует определенные социальные цели. Эта необходимость постоянного учета социального фактора объясняется изменениями в экономической и социальной жизни общества: чем шире масштаб перестройки в тех или иных экономических или общественных сферах, тем больше внимания следует уделять связанным с перестройкой социальным проблемам, поскольку с ростом трудностей при модернизации растет и угроза стабильности, безопасности и социальному миру. Поэтому существует реальная возможность использования экономической и политической деятельности как средства социально-политического корректирования в целях уменьшения негативных последствий экономических и политических процессов. В Западной Европе достаточно широко распространено мнение, что социальная политика зависит больше от характера общей экономической политики и, в частности, от содержания и качества политики стабилизации, чем от изменений собственной законодательной базы, к примеру, от принятия новых социальных законов. Даже сама социальная политика в научном анализе рассматривается как «политика социального», что означает направленность любой политики, в особенности экономической политики, на достижение общественно признанной системы социально-политических целей.
2.Модификации политики.
2.1Базовые модели европейской социальной политики
В настоящее время внутри ЕС существуют несколько моделей социальной политики. Поэтому трудно говорить об изменениях в социальной политике "Европейского дома", но во всех странах-членах ЕС видны перемены.
Каждая страна с учетом
своей специфики формирует собс
1. Первая модель, часто называемая "бисмарковской" (по имени ее родоначальника, канцлера Отто Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, т. е. социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры, размере отчисления и заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.
Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое через универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от "финансовых инъекций" со стороны госбюджета.
Конечно, для
семей со слабыми
2. Вторая модель, которую комиссия ЕС называет "бевериджской" (Beveridge), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые "социальные" пенсии в отличие от "профессиональных"). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма различных результатов в решении, например, проблем бедности.
В литературе
используются различные
В консервативной модели также высок акцент на занятости, но не на социальном перераспределении. Имеется феномен «работающего бедняка»: множество людей работает, но заработная плата, которую им выплачивают, не позволяет избежать бедности, или же они заняты непостоянно — сезонные работы, неполный рабочий день и т. д.
При либеральной
модели уровень распределения
занятости среди большей части
населения низкий, но мы обнаруживаем
относительно высокий уровень
социального перераспределения.
Однако это
лишь одна сторона медали. Системы
социальной защиты практически
всех стран Западной Европы
в 90-е годы столкнулись с
финансовыми трудностями, вызва
Социал-демократическая модель
Под этим заголовком
рассматриваются основные
"Финансовая
подкладка" этой модели
Государственные
налоги, как правило, имеют косвенный
характер и связаны с
Хотя первой
ввела обязательное
В 1930-е годы
в Швеции и Норвегии (Финляндия
в силу исторических причин
запаздывала, однако после
В этот период оформилось разделение пенсии на "народную" (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из бюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и пропорциональную объему страховых выплат. Если "народная" пенсия не превышает установленный государством и одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется.
Тогда же впервые
были введены дотации на
В результате
сложилась некая "картина
— дети до 6 лет;
— неправильно воспитанные дети (имеющие плохих родителей) и трудные подростки;
— старики;
— инвалиды (люди с дизабилитациями);
— безработные;
— "зависимые" (алкоголики, наркоманы и т. п.).
Итак, активная
1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество не может "выбросить" слабые элементы и должно предоставить возможности слабым "респектировать" свои потребности.
2. Социальные
услуги и сервис
3. Социальная защита
должна быть непрерывной,
4. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Нормализационный подход помогает преодолеть разрыв, как в физических, так и в социальных возможностях "слабых" групп и всего общества. В частности, все должны иметь возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.
Модель предполагает
достаточно успешное
Консервативная модель
Эта модель имеет несколько названий. Некоторые называют ее "континентальной" европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают определение "институциональной". Центральный принцип, тем не менее, у всех один — упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финансируемой "социальными партнерами", как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, консервативная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение.
Страной, где
максимально полно реализованы
принципы консервативной модели
Информация о работе Общее понятие политики и ее историческая обусловленность