Общее понятие политики и ее историческая обусловленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Другое определение политики характеризует ее как деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей. На сегодняшний день в науке нет единого определения политики, что объясняется сложностью и многоплановостью изучаемого явления.

Содержание

1. Общее понятие политики и ее историческая обусловленность….2
1.1 Базовые методы…..4
1.2 Задачи современной политики……
2. Модификации политики……12
2.1 Базовые модели европейской социальной политики…….12

Работа содержит 1 файл

Контр политология.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

1. Общее понятие политики и ее историческая обусловленность….2

1.1 Базовые методы…..4

1.2 Задачи современной  политики……

2. Модификации политики……12

2.1 Базовые модели европейской социальной политики…….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общее понятие политики и ее историческая обусловленность

Политика – это  объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей  в делах государства, в решении  проблем, относящихся к жизни  общества в целом.

  Другое определение политики характеризует ее как деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей. На сегодняшний день в науке нет единого определения политики, что объясняется сложностью и многоплановостью изучаемого явления.

  Характерные черты  политики:

- связь частного и  общего, интереса личности и интереса  социальной целостности (группы, страны, человечества);

- любой тип политики  связан с решением проблем  существования и функционирования  государства;

- связь с действиями  и интересами больших социальных  групп;

- целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого  анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий;

- властный характер, способность  принуждения, волевого воздействия  для придания целенаправленности  действиям многих людей.

Все вышеперечисленные  качества взаимно дополняют друг друга, например властный характер политики, предопределяет использование государственного механизма.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

Политика не однородна, в качестве относительно самостоятельных   ее элементов можно выделить: 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки   индивидов, а также политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьба за нее; 4) отношения властвования – господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Содержание политики определяется необходимостью принятия общего управленческого решения, обеспечивающего конкретный уровень реализации прав человека, целостность, стабильность и развитие общества посредством согласования частных интересов ее субъектов. Принятие общего управленческого решения требует согласования частных интересов субъектов политики. Такое согласование возможно только на основе участия всех субъектов политики в процессе созидания общественно значимых ценностей. Неспособность субъектов политики согласовать свои частные интересов в рамках общего управленческого решения ведет к дезорганизации производства и общества. Например, приоритет частных интересов аристократии в России привел к революции 1917 г. Эта революция покончила с господством частного интереса и установила абсолютный приоритет общего интереса, или интереса государства. Потребность граждан в повышении уровня и качества жизни, в расширении сферы реализации гражданских прав человека посредством активизации частного интереса привела к распаду СССР в начале 90-х годов. 
С этой точки зрения содержание политики определяется необходимостью гармонизации частных интересов в рамках общего управленческого решения.

Содержание политики определяет ее основные функции. 
1. Определение сущности, содержания частного интереса и средств его реализации. Частный интерес является способом стимулирования созидательной активности граждан. Попытка его подавления в СССР привела к застою в экономике. Развитие экономики и общества требует создания условий правовой и политической защиты частного интереса, направленного на созидание общественно значимых ценностей. В то же время эгоистический частный интерес, несущий угрозу целостности и развитию общества, должен быть подавлен. 
2. Определение содержания и механизмов реализации общего интереса. Характер общего интереса предполагает необходимость обеспечения стабильности и развития общества, реализации конкретного уровня естественных и гражданских прав человека. Объективной основой реализации общего интереса являются: рост национального производства; создание рабочих мест; повышение уровня и качества жизни граждан. 
3. Поиск вариантов согласования частных интересов в рамках общего интереса. Этот поиск предполагает стимулирование частного интереса в сфере производства с тем, чтобы разработать и запустить в серию конкурентоспособные технологии. Они становятся основой развития национального производства, повышения уровня и качества жизни его субъектов. 
Реализация функций политики обеспечивается базовыми методами, использование которых определяется важнейшими потребностями общества, его социально-экономическим потенциалом и уровнем культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди базовых методов  можно выделить следующие. 
1. Тоталитарный метод – основан на подавлении частного и абсолютном господстве общего интереса. Используется для обеспечения целостности общества и поиска выхода его из тяжелого структурного кризиса. Общество сплачивается на основе необходимости обеспечить его выживание и идеи сохранения его целостности - либо национальной (германский фашизм), либо социальной (сталинизм). 
2. Авторитарный метод – основан на приоритетной реализации частного интереса элиты при одновременном подавлении интересов групп наемного труда (Россия до 1917 г., Россия с 1994 г.). Используется для обеспечения стабильности общества и развития новых технологий посредством стимулирования частного интереса. Общество интегрируется вокруг авторитета, способного координировать деятельность элит, контролирующих ресурсы общества. 
3. Демократический метод – предназначен для поиска оптимального варианта согласования частных интересов в рамках общего посредством создания условий развития национального производства. Используется в относительно благоприятных социально-экономических ситуациях. Демократия создает условия естественного развития частной инициативы при гарантии реализации естественных и гражданских прав человека. 
Естественно, что в каждой области социальной политики существует определенные просчеты и ошибки развития, есть и нереализованные задачи. Под недостатками социальной политики понимаются следующие просчеты в осуществлении минимальных стандартов социально-государственной деятельности, основанных на главных социально-правовые обязательствах государства: обеспечение гарантий и защиты человеческого существования, права на свободное развитие личности, равноправия.

Первым просчетом в  проведении социальной политики является, как и в самом начале ее осуществления, предпочтительное внимание трудовым отношениям, которое в немецкоязычной литературе даже имеет название: «политика для тех, кто устраивается на работу». Именно в этой сфере социальная политика имеет активный, динамичный, постоянно меняющийся характер, в то время как предостав-

ление социальной помощи нетрудоспособной части населения  — детям, душевнобольным, инвалидам, неработающим матерям и другим группам — осуществляется по застывшей схеме, без выявления действительных потребностей. В результате даже сложилась ситуация, когда, как считают многие исследователи, система социального обеспечения ориентируется на нетрудоспособные социальные группы, а объектом действия социальной политики являются «нормальные граждане».

Второй недостаток социальной политики появляется из-за записанного  во многих конституциях стран Западной Европы (например, ФРГ) права на обеспечение  достойных человека условий жизни. Это означает, что любое государство, имеющее в своей конституции подобную статью, обязано не только обеспечить человеку прожиточный минимум, но и гарантировать какую-то долю доходов для обеспечения минимальных социально-культурных потребностей. При этом данная часть дохода не должна быть налогооблагаемой, поскольку общий уровень налогов настолько высок, что еще большее их повышение приведет скорее к общему падению, чем повышению уровня жизни. Достигнуть этой цели пока не удается.

Третий просчет общей концепции социальной политики в западных государствах заключается в том, что государство не сумело предоставить каждому гражданину возможность обеспечить себе собственными силами прожиточный минимум.

Например, в ФРГ возможность  обеспечения всех желающих работой была утрачена с 1975 года. Эта ситуация приводит к распространению услуг социальной помощи и на трудоспособных граждан. Примерами движения в этом направлении может служить широко практикующаяся на Западе материальная помощь лицам, начинающим трудовую деятельность, и лицам, желающим возвратиться к трудо-

вой деятельности после  долговременного отсутствия работы. Следующим негативным итогом социальной политики следует назвать неудачу  попыток уменьшить количество бедных или хотя бы удержать существующий уровень бедности в стране. Хотя система социального обеспечения в странах западной демократии достаточно стабильно гарантирует гражданам защиту от стандартных рисков, тем не менее, в этих государствах постоянно растет количество бедных людей или людей, которым угрожает бедность. Среди бедных выделяются группы: молодых одиноких безработных, многодетных семей, людей, длительное время являющихся безработными, родителей-одиночек и иностранцев. Если, например, в ФРГ граница бедности традиционно определяется по 50% рубежу от

среднестатистического дохода, то в этой стране около 10% людей  считаются бедными, и около 15% – теми, кому бедность угрожает.

Пятый просчет заключается  в том, что общество на Западе мало знает о бедности как таковой, да и в науке этот феномен изучен недостаточно. В той же Германии, считают исследователи, для того, чтобы можно было представить себе общую картину бедности, сделать какие-то прогнозы, отсутствуют точные статистические данные о социальной действительности. Отсутствует описание структуры и условий жизни многих важных для социальной политики групп, в том числе бездомных, наркоманов, семей с большим числом детей, пожилых людей, нуждающихся в помощи. Кроме того, существует и дефицит знаний и информации о таких

потребностях общества, как поиск работы, нужда в социальных инвестициях, потребность в персональных социальных службах.

Для того, чтобы преодолевать существующие трудности и иметь  возможность оперативно реагировать  на возникающие социальные проблемы, в странах Западной Европы была разработана и внедрена через Европейский Союз (ЕС) система социальных индикаторов (подобные системы имеют многие страны, в том числе и Россия), с помощью которой возможно быстрое исследование проблемной области или объекта.

Осознание недостатков социально-политического развития способствует изменению системы социальной политики и проведению долгой и кропотливой работы для исправления имеющихся недостатков.

Наряду с практическими  недостатками социальной политики существуют и просчеты в ее концептуальном развитии. К основным просчетам можно отнести формализм при распределении социальных услуг, недостаточный учет истинных потребностей нуждаемости, невнимание к конечному результату той или иной акции, которая внешне выглядит вполне успешной, но главной цели не достигает,

а также многообразие носителей социальной политики, размывание компетенции и ненужная прозрачность системы социальной политики.

Часто социальные услуги предоставляются  в западных странах на основе формальных показателей, а не в итоге выявления действительно нуждающихся. Этот существенный просчет в подходе к решению социальных задач общества отражается, например, на размере социальных пособий. В Германии размер пенсии по случаю потери кормильца и компенсационных выплат к ней, при прочих равных

условиях, зависит от правил, установленных  различными социальными фондами. В  то же время существует проблема чрезмерного  обеспечения социальными услугами одних групп и недостаточное  обеспечения других. В ФРГ престарелые  пенсионеры могут получать значительную пенсию, хотя и не платили взносы в систему страхования вследствие отсутствия кормильца в семье. С другой стороны,

отсутствует достаточное материальное обеспечение женщин, воспитывающих  детей. Бездетный одинокий человек, имеющий право на социальную помощь и особое обеспечение по старости, т. е. высокий размер пенсии, так как он потерял кормильца, имеет преимущество над бездетной супружеской парой, которая не может претендовать на дополнительное обеспечение.

Многие вопросы обеспечения  прав человека на рынке труда также далеки от окончательного урегулирования. Не является секретом тот факт, что многие виды социального обеспечения рабочих находятся в ведении самих предприятий и их собственников. Часто случается, что социальное обеспечение в случае болезни, оплата разницы между заработной платой и декретным пособием матери, пособие по уходу за детьми и существенная часть средств, уходящих на поддержание условий труда, являются заботой предприятий, больших или малых. Это положение значительно ухудшает шансы найти работу именно для тех категорий граждан, которые должны получать социальное обеспечение за счет предприятия, т.е. больных, матерей, беременных женщин, инвалидов, лиц предпенсионного возраста.

Информация о работе Общее понятие политики и ее историческая обусловленность