Общее и разное в избирательной системе Росии и США

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:07, научная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение существующих в России и США избирательных систем и их сравнительный анализ.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
изучить избирательные системы России и США;
проанализировать сильные и слабые стороны систем этих стран;
проанализировать результаты выборов;
научиться работать с источниками;

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………………..стр.2
Глава 1. Избирательная система России……………………………………………….стр.4
1.1. Выборы в Государственную Думу………………………………………………...стр.7
1.2. Выборы Президента…………………………………………….……………….….стр.10
Глава 2. Избирательная система США……....................................................................стр.12
1.1. Выборы в конгресс США…………………………………………………………..стр.13
2.2. Президентские выборы в США…………………………………………………....стр.14
Глава 3. Общее и различное в системе выборов России и США…………………….стр.16
Глава 4. Вывод…………………………………………………………………………....стр.19
Список используемой литературы………………………………………………………стр.20
Приложения……………………………………………………………………………….стр.21

Работа содержит 1 файл

Научная статья.docx

— 61.70 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..…………………..стр.2

Глава 1. Избирательная система  России……………………………………………….стр.4

1.1. Выборы в Государственную Думу………………………………………………...стр.7

1.2. Выборы Президента…………………………………………….……………….….стр.10

Глава 2. Избирательная система  США……....................................................................стр.12

1.1. Выборы в конгресс США…………………………………………………………..стр.13

2.2. Президентские выборы  в США…………………………………………………....стр.14

Глава 3. Общее и различное  в системе выборов России и  США…………………….стр.16

Глава 4. Вывод…………………………………………………………………………....стр.19

Список используемой литературы………………………………………………………стр.20

Приложения……………………………………………………………………………….стр.21

 

 

 

 

Введение.

Важное значение для функционирования политической системы имеют избирательные  системы, от характера которых в  значительной степени зависит состав центральных и местных представительных учреждений, а также исход выборов  должностных лиц — от президентов  до муниципальных чиновников. Избирательная  система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов  и критериев, с помощью которых  определяются результаты голосования. Введение той либо иной избирательной  системы всегда является результатом  соотношения политических сил в  обществе.

Объектом исследования данной работы является избирательная система России и Соединенных Штатов Америки.

Предметом исследования - особенности избирательных систем США и России.

Целью нашей работы является изучение существующих в России и США избирательных систем и их сравнительный анализ.

 Для достижения поставленной  цели были поставлены следующие  задачи:

  1. изучить избирательные системы России и США;
  2. проанализировать сильные и слабые стороны систем этих стран;
  3. проанализировать  результаты выборов;
  4. научиться работать с источниками;

 

Проблема избирательного права актуальна. Последние парламентские (2011 год) и президентские (2012 год) выборы в России характеризовались жестким  противостоянием власти и оппозиции. Одним из аспектов споров, была и  существующая  в России система  выборов, ее прозрачность и честность. Неслучайно сравнение России с США: два государства, которые, нередко, рассматриваются в качестве антиподов, имеют ряд схожих черт, в частности,  федеративное устройство и сильную президентскую власть. Именно США считаются локомотивом демократии и примером для подражания либеральных политиков всех оттенков и мастей.

В российской научной литературе существует два подхода к пониманию  понятия "избирательная система" — широкий и узкий.

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Большинство зарубежных исследователей придают данному термину исключительно  узкий смысл, также как и дореволюционные  отечественные авторы не выделяли избирательной  системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано  с нормативным введением в  оборот понятия избирательная система  в года, когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д. В зависимости от переменных показателей (содержание голоса, величина округа, правило переведения полученных голосов в мандаты, голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов)) проводят их классификацию.

В зависимости от порядка  определения результатов выборов  избирательные системы принято  подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

 

Мажоритарная  избирательная система. Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное  большинство, которое выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется  при решении конституционных  вопросов.

Пропорциональная  избирательная система

Система формирования выборных органов власти через партийное  представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом  соответствии с числом набранных  партиями голосов. Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии. Часто распределение осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра). Определяется обычно путем деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ (если, скажем, 100 мандатов, значит, например, 60 млн. голосов делим на 100 получается 600.000). После этого от каждого партийного списка мандаты получают столько человек, сколько раз квота укладывается в собранное партией число голосов. Допустим, за партию проголосовало 1,5 млн. голосов. Делим полученную цифру на 600 тысяч. Получается 2,5 места

Плюсом считается  более полный учет разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе. К минусам - обезличенность партийных списков, а также невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий)

«Гибридная» избирательная  система

Использование мажоритарной системы допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением кандидатов исключительно партийным списком, которым каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), мажоритарная избирательная система превращается в гибридную избирательную систему.

 

 

Глава 1.Избирательная система в России.

Для начала нужно понять, что представляет собой Россия в  политическом смысле. Согласно Конституции, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, Россия — демократическое  федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Политическая система РФ базируется на демократических принципах: действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; в Конституции закреплены идейный и политический плюрализм, многопартийность, равенство граждан перед законом, права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права.

Россия — светское государство. Российская Федерация — президентская республика. Государственную власть в России осуществляют президент РФ, двухпалатный парламент — Федеральное Собрание, правительство РФ и суды РФ. Глава государства — президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 4 года. При этом Конституция оговаривает, что одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд. Парламент играет в политической системе России ограниченную роль. Это объясняется тем, что парламент по Конституции практически лишён контрольных функций.

Развитие общества на современном  этапе характеризуется крупнейшими  преобразованиями Российского государства  и его правовой системы. В последнее  десятилетие формирование государственных  органов в России, порядок организации  и проведения выборов привлекают пристальное внимание со стороны общества. Главной целью которого, является обеспечение подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов высших органов государственной власти Российской Федерации и органов власти ее субъектов.

 Опыт проведения президентских  и парламентских избирательных  кампаний определил необходимость политике правового реформирования российской избирательной системы на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Послужило тому несколько  весьма веских, на мой взгляд, причин:

    • несовершенство современного российского избирательного законодательства;
    • недостатки мажоритарной избирательной системы на парламентских выборах; необходимость государственного признания социальной ценности демократического воспроизводства государственной власти в рамках правовой институционализации адекватной избирательной системы;
    • противоречивость российского избирательного законодательства, порождающая недоверие к выборам.

 А ведь состояние  современной избирательной системы  в Российской Федерации всегда  влияло на политическую ситуацию  и, как следствие, нестабильность государственной власти. Необходимо отметить, что на современном этапе развития избирательного законодательства, в рамках законодательных инициатив Президента РФ, избирательное право становится все более актуальным и приоритетным.

 Достаточно отметить  некоторые из этапов реформы  избирательного законодательства:

  • В 2004 г. Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен проект закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которым предполагалось изменить действующий порядок формирования Государственной Думы и установить, что все ее депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.
  • Должен был частично обновиться механизм распределения депутатских мандатов. К их распределению допускались федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
  • Проектом закона также предусматривались случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7%-ный барьер (так называемый скользящий барьер). Данное нововведение значительно расширит партийное представительство в нижней палате парламента.

  Следующим этапом в рамках современной реформы избирательного права была законодательная инициатива, согласно которой высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) наделяется по представлению Президента РФ соответствующими полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Далее устанавливался порядок внесения Президентом РФ предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ и его рассмотрения законодательным органом субъекта РФ. Очевидно, что проект закона был направлен на обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, а также повышение роли и ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ при формировании высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

  В 2005 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", который изменил порядок формирования Государственной Думы в части избрания всех ее депутатов по пропорциональной избирательной системе. Целью законодательной инициативы была полная ликвидация на парламентских выборах одномандатных избирательных округов и избирание в дальнейшем всех депутатов Государственной Думы по партийным спискам по единому федеральному округу. В данном контексте пропорциональная система рассматривается как наиболее оптимальный учет мнений разных избирателей, но такой подход обезличивает депутатов, люди голосуют за партию, а не за ее представителей. Направленный на усиление и стабильность партийной системы переход к пропорциональной системе выборов - важный и ответственный ход Президента РФ в развитии демократических начал становления России как правового государства.

Следующим важным этапом в  развитии избирательного права граждан  РФ стало отмена графы "Против всех" в избирательных бюллетенях. Очевидно, что исключение данной графы обусловлено необходимостью повышения политического сознания и активности избирателей, ответственности кандидатов и политических партий в ходе избирательных кампаний и должно стать фактором, стимулирующим участников избирательных кампаний более качественно и эффективно проводить работу среди избирателей.

 Следует отметить, что  специфика развития избирательного  законодательства в рамках проводимой  избирательной реформы не должна  отпугивать граждан своими сложностями.  Возможность разбираться в системе  избирательного права, осознавать  и реализовывать свои права  и обязанности как избирателей  является залогом развития демократических  начал в Российской Федерации.

 

 

    1. Выборы в Государственную думу.

 

Государственная дума РФ является нижней палатой российского парламента – Федерального собрания. Совет  Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона).  В Федеральном Законе Российской Федерации "О политических партиях", принятом Государственной Думой 21 июня 2001 года, дается следующее определение политической партии. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В Российской Федерации политическая партия должна насчитывать не менее 10 тыс. членов, а региональные отделения должны иметься более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации региональные отделения политической партии должны насчитывать не менее 100 членов партии, а в остальных - не менее 50 членов.

Информация о работе Общее и разное в избирательной системе Росии и США